Мастер-класс Способы моделирования уроков по изобразительному искусству. Формирование креативного мышления. «Ассоциативное рисование»


Власова Г.В., учитель высшей кв. категории МБОУ «СОШ № 1»
Мастер-класс
Способы моделирования уроков по изобразительному искусству.
Формирование креативного мышления.
«Ассоциативное рисование»
Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель должен демонстрировать на уроках разные технологии, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию. На уроках изобразительного искусства ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
Существует множество методик развивающих творческое мышление, сейчас мы рассмотрим некоторые из них, и все они будут связаны с рисованием.
Цель: Развитие способностей креативного мышления
«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики». Американский психолог Абрахам МаслоуКомплексная задача:
1. Предметно-информационная составляющая:
знакомство с понятиями
- ассоциативная композиция - картина, написанная по ощущению, ассоциациям (могут присутствовать узнаваемые предметы, люди, явления);
- абстрактная композиция - искусство беспредметное, «удаленное», «отвлеченное».
2. Деятельно-коммуникативная составляющая:
освоение различных техник и приемов работы с художественными материалами;
развитие абстрактного мышления, умения творчески мыслить, анализировать и решать композиционные задачи по теме;
развитие речи при обсуждении, тактичное выражение своего мнения и умение дослушивать другого;
3. Личностно-ориентационная составляющая
воспитание аккуратности, усидчивости;
получение удовольствия от работы;
развитие эмоционально – чувственной сферы школьника, воспитание чувств восторга от процессов творческой работы.
ПЕРВОЕ УПРАЖНЕНИЕ - «ВАРИАТИВНОСТЬ»
направлено на много вариантность выполнения задания
Выполнить рисунки предметов, составляющей часть которых будет какая-то фигура, например х

Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга (слайды с примерами).

ВТОРОЕ УПРАЖНЕНИЕ - « копировка»
продолжить изображение в зеркальном отражении

Третье упражнение - «дорисовка»
на цветной картон наклеить кусочек бумаги вырваный из журнала.
дорисовать образ «оборвашки».



Четвертое упражнение – «угадайка»
Дорисовать фрагмент графического рисунка, наклееного в середине листа,
с другой стороны листа можно капнуть кляксу, и соединить два изображения.

В результате системы этих занятий у детей развиваются:
зрительно-двигательная координация, глазомер;
мелкая моторика;
воображение;
пространственное, образное мышление;
способность подмечать характерные признаки предметов, находить сходство и различие между ними;
умения выражать свои мысли и чувства простыми средствами.
Ассоциативное рисование
-это безграничный источник энергии и вдохновения. Каждая новая работа неповторима, она удивляет и радует, словно расширяет горизонты нашего творчества.
Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления.
Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.
Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить.
В жизни от нас часто требуется креативный подход.
Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.