СУЩНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ


Сущность технологии критического мышления
Сапахова Алмагуль Серикбаевна, магистр социально-психологических наук,
Мартукская средняя школа №1, психолог
Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей. Необходимо правильно понимать и суть критического мышления, и его уместность, и его «технологические» возможности. На первый взгляд отличить критическое мышление от некритического несложно. По определению оно есть мышление, в котором обязательно присутствует целевая составляющая, включающая в себя следующие установки: -воспринятое проанализировать, -убедиться в его достоверности и правильности, -учесть вскрытые достоинства и недостатки;-вскрыть возможные ошибки;-дать оценку;-обнаружить возможный тайный умысел.Но знание этого дает только самое приблизительное и поверхностное представление о том, что такое критическое мышление на самом деле. Настоящее умение критически мыслить приходить только к тому, кто умеет мыслить вообще, кто умеет работать головой. Критическое мышление органичная часть всей когнитивной культуры человека. Нельзя развить в себе критическое мышление, как особенную интеллектуальную способность. Когда мы к чему-то критически относимся, мы для этого мобилизуем весь свой интеллектуальный потенциал, весь свой опыт, все свои знания. Что бы развить в себе способность критически мыслить – необходимо развивать и самоорганизовывать весь свой интеллект. [1]
Путь к способности критически мыслить лежит через понимание того, что такое мышление в целом. Прежде всего, что мышление - это способность не только человека, но и животных. Но мыслящий человек отличается от мыслящих животных тем, что мыслит культурно, то есть рефлексивно. Рефлексия - важнейший признак культуры, культуры как духовного и интеллектуального явления. В свете этой закономерности сегодня можно с уверенностью утверждать, что насколько человек развил в себе рефлексивное мышление - настолько он и культурен. [2]
Критическое мышление - это разновидность рефлексивного мышления. Поэтому представляется очевидным, что критически мыслить человек начал с самых первых шагов, когда осознал себя человеком, когда стал носителем и творцом своей культуры. Росла в его культуре способность к рефлексии - росла и способность к критическому мышлению. Ни одно строение не может быть совершенным, если оно не опирается на совершенный фундамент. Критика - это форма рефлексивного соперничества, и тот, кто не позаботится заранее о своей способности рефлексивно мыслить в соответствии с ситуацией, заранее обрекает себя на поражение.Первый результат, которого мы добиваемся в развитии своей рефлексии - это осознание того, что мышление субъектно. Нет «мышления вообще» - есть субъект мыслящий.
Субъект, который своим мышлением преследует свои жизненные цели. Мало того, мышление - наш самый гибкий инструмент. Оно удивительно тем, что иногда вроде бы даже помимо нашей воли открывает в себе те возможности, которые и нужны для решения конкретной задачи. [1]
Мышление - это концентрация в нашем сознании тех знаний, с которыми мы хотим сориентироваться в событиях, знаний, которыми мы руководствуемся, чтобы победить. Полноценное понимание рефлексивного, а значит и критического мышления происходит только с усвоением культуры обратносвязевого мышления. Любое мышление, в том числе и критическое, бесплодно, если оно не организовано достойной целью. Ведь мышление - это инструмент для достижения целей. В нашем случае: какова цель, такова и критика. Критическое мышление над собой - это мышление, которым мы сами себя совершенствуем. Его основа - не просто хорошее, а отличное, прекрасное знание самого себя. Критическое мышление «от себя» - самый трудный вид критического мышления.  Критика - это высказанная вам или вами понятая по-своему мудрость. В общении мы оцениваем, упорядочиваем, обдумываем информацию не только для себя, но и для других.
Критически мысля, мы выполняем для себя большую и очень необходимую работу. Цели и задачи критического мышления уже давно известны. Уметь критически мыслить в сегодняшних сложнейших условиях информационной цивилизации, уметь уважительно критиковать - это искусство. Сколько разных требований, параметров, условий и обстоятельств надо учесть и прочувствовать. [2]
По-настоящему критически мыслить может только тот, кто сформировал у себя рефлексивное мышление, можно так сказать, до профессионального уровня. Чаще всего под критическим мышлением понимают процесс оценки достоверности, точности или ценности чего-либо, способность оценки искать и находить причины и альтернативные точки зрения, воспринимать ситуацию в целом и изменить свою позицию на основе фактов и аргументов. Его еще называют логическим или аналитическим мышлением. Чаще всего обученные нами дети стремятся к однозначности определений, классификаций и взглядов на одну и ту же проблему, и как важно, чтобы они научились понимать, что отсутствие однозначности часто не является недостатком или проблемой, а наоборот хорошей возможностью глубже проникнуть в сущность вещей, больше узнать. Критическое мышление - разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. [3]
Существует такое определение: «Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения». Понятие «критическое» предполагает оценочный компонент, отнюдь не синонимичный понятию «критика». 
Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его типов. 1.Критическое мышление есть мышление самостоятельное. 2.Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. 3.Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. 4.Критическое мышление есть мышление социальное. [3]
Д.Дьюи считает для того что бы целенаправленно формировать критическое мышление необходимо в образовательных учреждениях любого типа заниматься обучением детей думать. [2]
Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо все связующие мысли, выстраивающиеся в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание. Критическое мышление всегда обозначает определенную степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или образовании решения.
Д.Халперн, размышляя об интеллектуальных умениях критического мышления, останавливает внимание на следующих из них: -анализ / выводы; -выдвижение, формулировка, разработка гипотез; -установление и создание, поиск аналогий, метафор; -активизация ранее приобретенных знаний; -активизация причинно-следственных отношений; -анализ значимости; -сравнение — сопоставление — противопоставление; -применение в реальных условиях; -контраргументация; -оценка и ее достоверность / валидность; -обобщение идей; -изучение других точек зрения. [4]
Таким образом, критическое мышление" значит "искусство суждения, основанное на критериях". 
Литература:
Бухаркина М. Ю. Критическое мышление. Издательский центр «Академия», 2007.
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. — М.. 1999.
Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений.
Халперн Д, Психология критического мышления. — СПб., 2000.