Конспект урока русского языка во 2 классе по теме Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета.


Тема: Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам.
Класс: 2
Предмет: русский язык
УМК: «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)
Тип урока: ОНЗ
Планируемые результаты:
Предметные (знания, умения, представления): учащиеся научаться различать слова – действия предметов задавать к ним вопросы, находить в тексте и выявлять их роль; использовать в речи специальную терминологию при определении части речи; анализировать, делать выводы.
Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;
коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные (личностные УУД): способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Образовательная цель: развитие умений находить слова, обозначающие действия предмета, и ставить к ним вопросы.
Развивающая цель: способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательная цель: воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.
Педагогические технологии (техники): проблемный диалог, оценивание учебных успехов, ИКТ, групповая работа, здоровьесберегающие технологии.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, практический.
Средства обучения: персональные компьютеры для работы в парах, документ-камера, мультимедийный экран, карточки со словами для работы в группах, учебник русского языка для 2 класса (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина), рабочие тетради.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Этапы урока Ход урока Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов Планируемые результаты обучения (на уровне УУД)
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяСамоопределение к учебной деятельности (организационное начало).
Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок.
Вы проснуться все успели?
А теперь вперед, за дело. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Актуализация опорных знаний. – Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
– Какую запись должны сделать дальше?
На экране слова (проецируются документ-камерой): свет, сторона, светлый, книга, число, зимнее, школьная. - Разделите слова на две группы и запишите их в два столбика.
Расскажите, по какому признаку разделили слова?
Проверим (запись для проверки проецируется на экране с помощью документ-камеры).
Что нужно было сделать для того, чтобы правильно выполнить задание?
Оцените свою работу.
Комментированная запись числа.
Запись слов «Классная работа».
Запись: предмет признак
свет светлый
сторона зимнее книга школьная
число
Один обучающийся зачитывает группы слов, остальные сверяют свои записи с его ответами и записью на доске.
- Чтобы правильно выполнить задание, нужно задать вопрос к каждому слову.
Оценивают работу (если задание выполнено правильно, ставят на полях знак +, если при проверке найдены ошибки, то знак ?).
Нахождение признака разбиения на группы, объяснение своего выбора,
Деление слов на группы по найденному признаку. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развиваем умение выявлять сущность, особенности объектов; слушать и понимать других;
оформлять свои мысли в устной форме; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Постановка учебной проблемы.
Работа в парах с использованием компьютеров. На рабочем столе ваших компьютеров найдите и откройте документ «Работа в парах». Прочитайте слова. Подберите и вставьте в скобки вопросы кто? что? или какой? какая? к данным словам:
(…?) день
(…?) воробей
(…?) жёлтый
(…?) солнечная
(…?) рисует
Проверим выполнение работы.
К какому слову не смогли задать ни один из предложенных вопросов? Почему? (Не обозначает ни предмет, ни признак)
Какой вопрос можно задать к этому слову? Кто сумел это сделать сам?
Чтобы понять, какой вопрос нужно задать к этому слову, составим с ним предложение.
Например: Ученик рисует осенний пейзаж.
От какого слова зададим вопрос к слову рисует?
(кто?) ученик (что делает?) рисует
Запишите слова с вопросами. От какого слова к какому задали вопрос?
Что же обозначает слово рисует?
Вывод. Если слово отвечает на вопрос что делает?, оно обозначает действие предмета.
На доске: вопрос что делает?
действие предмета Работают в парах на компьютерах, подбирают к словам вопросы и печатают их в скобках.
Выявляют затруднение, отвечают на вопросы.
Запись:
(кто?) ученик (что делает?) рисует
С помощью учителя делают вывод: если слово отвечает на вопрос что делает?, оно обозначает действие предмета. Подбор и постановка вопросов к разным частям речи. Нахождение «лишнего» слова, составление предложений с найденным словом. Объяснение значения слова. Развиваем умение слушать и понимать других;
оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в паре; Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
4.Формулирование темы урока. Целеполагание. Планирование деятельности. Предположите, какая будет тема сегодняшнего урока.
Какую цель поставим для себя на уроке?
Чтобы добиться поставленной цели, составим план урока и постараемся выполнить все его пункты.
(Пункты плана на доске).
План:
1. Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос что делает?
2. Постановка вопроса к словам – названиям действий;
3. Подбор слов – названий действий. Формулируют тему, определяют цель, совместно с учителем составляют план деятельности на уроке. Определение темы урока, постановка цели, составление плана под руководством учителя. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы.
5.Физминутка. Выполнение физических упражнений под фонограмму песни «Зарядка» Развиваем умения выражать свои эмоции.
6.Поиск решения (ОНЗ) и фиксация нового знания. Практическая работа в группах. Работа по учебнику. Упражнение 81.
Прочитайте отрывок сказки. Кто узнал это произведение?
Кто его автор?
Найдите в отрывке выделенные слова.
На какие вопросы они отвечают?
Почему у вопросов, которые мы задали, разные окончания?
Найдите слова-предметы, от которых можно задать вопрос к выделенным словам.
Запишем слова - предметы и названия действий вместе с вопросами. Покажите стрелкой, от какого слова к какому задан вопрос.
Проверим и оценим выполнение задания.
Работа в группах.
Разбейте слова на группы, найдя признак разбиения.
Ед. число и мн. число:
Читает, бегают, смотрит, думает, любят, играют.
Предметы и действия предметов:
Рисунок, рисует, дело, делает, морозит, мороз
Признак предмета и действие предмета:
Интересный, сказочный, весёлый, прыгает, рассказывает, летят.
Проверка, оценка. Запись:
(кто?) белка (что делает?) живёт, поёт, грызёт;
(кто?) слуги (что делают?) стерегут
Коллективная проверка, оценивание.
1 и 4 группы:
ед. число мн. число читает бегают смотрит играют
думает любят
2 и 5 группы:
предметы действия предмета:
рисунок рисует, дело, делает,
мороз морозит
3 и 6 группы:
Признак действие предмета:
интересный прыгает
сказочный рассказывает
весёлый летят
Коллективная проверка, оценивание. Постановка вопросов к выделенным словам, подбор слов, обозначающих предметы, к словам-действиям, запись словосочетаний, нахождение главного слова.
Группировка слов по общему признаку: 1 и 4 группы – по числам; 2 и 5 группы – по частям речи (предметы и действия предметов); 3 и 6 группы - по частям речи( признак предмета и действие предмета). Развиваем умение ориентироваться на развороте учебника; высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
слушать и понимать других; обобщать и классифицировать по признакам; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
7.Развитие умений – применение знания. Самоконтроль с проверкой по эталону. Работа по учебнику.
Упражнение 82 (выполняется только 1 предложение).
Самостоятельное выполнение с проверкой по эталону.
Оценка.
На какой вопрос отвечали слова?
Что они обозначали?
Когда происходило действие: сейчас или в прошлом?
Вывод.
На доске вопросы: что делал?
что сделал?
Творческое применение знаний.
Запишите в столбик слова с большой буквы:
Птицы
Артист
Попробуйте подобрать к ним слова-названия действий, которые произойдут в будущем.
Птицы прилетят.
Артисты выступят.
Какой вопрос поставим от предмета к действию?
Что сделают?
На доске вопросы: что сделают?
что сделает?
Вывод. Запись:
(что делал?) гулял
(что сделал?) вышел
Проверка, оценивание.
Ответы на вопросы,
вывод:
к словам-действиям предметов, происходившим в прошлом, ставится вопрос что сделал? или что делал?
Запись:
Птицы прилетят.
Артист выступит.
Постановка вопросов к словам:
(что сделают?) прилетят
(что сделает?) выступит
Вывод: слова-названия действий предметов, которые произойдут в будущем, отвечают на вопросы что сделает? что сделают?
Самостоятельная работа по упражнению в учебнике с проверкой по эталону. Составление предложений и постановка вопросов к словам-действиям. Формируем умения извлекать информацию из схем, текстов;
высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
8. Итог урока. – Назовите ключевые слова урока.
– Что обозначают слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает?
– Как их можно назвать?
- Приведите примеры таких слов. Отвечают на вопросы учителя:
1) действия, вопросы что делает? что делал? что сделает? что сделают?).2) действия предметов.
3) подбор слов, обозначающих действие предмета. Ответы на вопросы, подбор слов по теме урока. Развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; выявлять сущность, особенности объектов; оформлять свои мысли в устной форме.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. – Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Оцените в целом свою работу на уроке кружком определённого цвета.
Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке в дневнике, закрашивая кружок одним из трёх предложенных цветов. Оценка своей работы на уроке, полученных знаний и достигнутых результатов. Развиваем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
10. Домашнее задание. Упражнение 84 (для детей, которые испытывали затруднения при работе со словами, обозначающими действия предмета);
все остальные выполняют упражнение 83. Выбирают упражнение, над которым будут работать дома. Выбор упражнения для работы дома по степени трудности.