Конспект урока по русскому языку Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета

Конспект урока по русскому языку учителя начальных классов МБОУ Уразовский лицей МР Учалинский район Республики Башкортостан Фазлетдиновой Миляуши Булатовны
ТЕМА: Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета.
Цель: развитие умений ставить вопрос к словам, обозначающим действие предмета, закрепление умений упражнениями, начало формирований орфографической грамотности, повторение пройденных тем, развитие речи.
Ход урока:
I.Работа сл словами из словаря.
Организационный момент:
– Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Прочитайте строчки из стихотворения Беловой.
Я начинаю новую тетрадь.
Как снег, белеет первая страница.
Тетрадь с волнением торопится узнать,
Какая ей досталась ученица.
(стихотворение записано на проекторе).
- Как же можно узнать по тетради о владельце?
- Как надо оформлять все записи?(Для этого мы используем Памятку
№ 1 – приготовление письменных заданий).
- Какие слова с безударной гласной, не проверяемой ударением, есть в этом стихотворении?()
- Выпишите их. Обозначьте опасные места.
3. Знакомство с новыми словами: ученица, ученик.
а) - Запишите слово ученица. Какие еще однокоренные слова можно записать?
б) – Как легче запомнить, что в этом слове пишется е? (Ученик занимается учением по учебникам.)
в) – Звуко–буквенный анализ слова, нахождение опасного места.
II. Упражнение в нахождении в тексте слов, отвечающих на вопрос что сделал?
- А теперь поработаем с дидактическим материалом. Выполним упражнение 67 на стр.33.Послушайте отрывок из стихотворения Юнны Мориц.
- Нам нужно найти на слух и назвать слова, которые отвечают на вопрос что сделал?
Составление предложений – упражнение 83 стр.53.
- Прочитайте слова в 1-м столбике. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?(Слова в 1-м столбике отвечают на вопрос кто? и обозначают предмет)
- Прочитайте слова 2-го столбика. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают? (Отвечают на вопрос что делает? и обозначают действие предмета.)
- Подберите к словам – предметам слова действия. К словам устно будем ставить вопросы. Начинайте со слов – предметов.
Образец записи:
(Кто?) Тигр (что делает?) рычит.
(Кто?) Кот (что делает?) мяукает.
(Кто?) Мышка (что делает?) пищит.
(Кто?) Лягушка (что делает?) квакает.
(Кто?) Щенок (что делает?) скулит.
(Кто?) Воробей (что делает?) чирикает.
(Кто?) Собака (что делает?) гавкает.
(Кто?) Оса (что делает?) гудит.
Проектор – слайды карточка + рисунок.
- Ребята, что вы записали? (Предложения)
- Почему вы так думаете? Дети называют признаки предложения. Признаки предложения:
предложение состоит из слов;
первое слова в предложении пишется с большой буквы;
в конце предложения ставится знак . ? ! или ;
предложение выражает законченную мысль.
IV. Упражнения в подборе слов – действий.
Упражнение 84 стр. 54. – Прочитать, написать, какие действия могут выполнять эти предметы. Запись с комментированием.
Ветер (что делает?) (воет)
Дождь (что делает?)(льёт)
Листья(что делает?)(падают).
V. Закрепление. Работа по карточкам.
На доске развешаны карточки – профессии – врач, учитель, строитель
- Скажите, пожалуйста, как можно изменить эти слова, чтобы получить слово, отвечающее на вопрос что делает?
- А теперь запишите пару слов, т. е. ту профессию, которую бы вы выбрали в будущем.
VI. Итог урока.
- Приведите примеры предложений, состоящих из существительного и глагола, т. е. из слова-предмета и слова-действия.
VII. Задание на дом.
Упражнение 69 (Дидактический материал)














15