конспект урока по русскому языку 2 класс твердые и мягкие согласные звуки и буквы.


Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения 2 «».Б класс
Агаева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов

Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.
Задачи:
Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.
Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
Прививать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся:
Определять и различать твердые и мягкие согласные.
Выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
Познают глубины русского языка.
Оборудование: ИКТ (, тетради, раздаточный материал, снежинки,карточки.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ( «хочу»)
2) определить содержательные рамки урока: изучение нового правила.(«могу»)

А теперь проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте,все ль в порядке
Книга ,ручка и тетрадка?

2. Чистописание.
Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я друзья от вас не скрою Ручку правильно держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь.
Запишите число в тетради.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить гласные буквы и звуки 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.
Какое сейчас время года? Посмотрите какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.
На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (Гласные.)
Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)
Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как узоры на окне.(Показ.)
Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить счет по возрастанию и убыванию, соседей числа 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.1.Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.
Могут сделать что угодноЗамок выстроить за ночьЗлые силы превозмочьЧудеса творят любыеИ совсем они не злыеИм не нужны учебникиВедь их зовут вол……..
Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.
Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?
Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)
И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.
Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.
2.Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)
Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)
3.Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)
Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)
Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твердые и мягкие согласные.)
Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Работа над словарными словами ( Работа по вариантам).
Тим и Том вчера игралиРазбросали все кругом:Книги, ручки, покрывало –Дом сегодня весь верх дном.Чтоб на место все сложить:Мячик, чашки и цветыНам придется вспомнить:Первый звук, – “Какой же ты?”
И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому (1 вариант), те, в которых мягкий, отдадим Тиму (2 вариант) .Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.) Давайте запишем их в тетрадь (Пишем, проверяем.) Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.
Работа по учебнику стр. 121 № 194 ( с комментариями).
Вспоминаем правило. (Слайд) Учебник стр. 121.
Показ Эти гласные дружат с Тимом. (Слайд).Эти гласные дружат с Томом.
Физкультминутка.
Две руки. Музыкальная.
“Найди ошибки”.Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.) Слайд.
На берозах стучат датлы.Серожа и Пета кормят индука.У Вали завали цвети.Луся лубит вышни.Ката грела утуг.
Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут.)
Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим, рассказывайте.
“Найди пару” (работа в парах).
Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежат карточки 3 уровневые, сложность задания определите по цвету карточек. Выбираяе задание думайте о возможностях товарища, разберите задание вместе, помогая друг другу. (Время 4 минуты).
1 ученик, выбирает задание самостоятельно, работает у доски. А теперь подведем итоги нашего урока.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.
III.  Рефлексия.
Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.
Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).
А какие твердость? (а, о, у, ы, э)
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”
На столе у каждого из вас лежат снежинки давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинкуБольшая – Отлично поработал, справился со всеми заданиями.Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.
Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.
Карточка.. 1-уровень (красная). Составьте из слов предложение и подчеркните мягкие согласные:
Летят на веток листья с землю. Льдом реки покрылись. На лег снег поля.
Карточка 2 – уровень (синяя). Выпиши слова , в которых есть мягкие согласные и подчеркни их.
Олень, слон ,суп, зима, пенал, ребята, весело, земля.
Карточка – 3 уровень (зеленая). Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные :Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.
Презентация.