Конспект урока по русскому языку на тему Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме


Тема: Твердые и мягкие согласные звуки. Их обозначение на письме.
Цель: систематизировать знания учащихся о твёрдых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных букв на письме.
Задачи:
Образовательная:
научить способам обозначения мягкости и твердости согласных звуков.
Развивающая:
развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, умение производить звуковой анализ слов.
Воспитательная:
воспитывать аккуратность, умение работать в группах (сотрудничество).
УУД:
Предметные:
Научатся определять и различать твердые и мягкие согласные на письме.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
-слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно и с помощью учителя определять тему и цель урока;
- учиться определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Личностные УУД:
-мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- формировать умения общаться при совместной работе и сотрудничестве  формировать умение работать в паре и в группе. 
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы?   Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Актуализация знаний.
Словарно-орфографическая работа (словарный диктант)
- Сегодня мы повторим написание некоторых словарных слов. Выберите 5 любых словарных слов.
Народ, город, деревня, улица, учебник, тетрадь, капуста, морковь, горох, топор, огород, урожай, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь, картина, отец, сапог, мороз, мальчик, комната, хорошо, однажды, вдруг, скоро, заяц, герой, петух, эскалатор, экскаватор, магазин, метро, работа, мебель, рисунок.(работа в парах)
- Продиктуйте по пять выбранных слов друг другу. Выполните задание: поставить ударение, подчеркнуть непроверяемую безударную гласную, составить и записать предложения, используя одно или несколько записанных слов.
- Оцените работу друг друга, обменявшись тетрадями.
III. Самоопределение к деятельности.
- Выполняя звуко-буквенный анализ слов мел и мель, Аня и Ваня поспорили. Ваня говорит, что в словах мел и мель одинаковое количество звуков и что звуки в этих словах одинаковые, а Аня говорит, что в словах мел и мель разное количество звуков.
- Давайте разрешим их спор, при доказательстве можно использовать звуковую схему.
1) значение слова.
2) записываем в тетрадь слово.
3) делаем звуко-буквенный анализ.
Мел [м'эл] – 3 буквы, 3 звука.
Мель [м΄эл'] -4 буквы, 3 звука.
- Какими звуками различаются эти слова? Дайте характеристику этих звуков. (Звук [л] согласный, звонкий, твердый; [л΄] – согласный, звонкий, мягкий).
- Как обозначаются твердые и мягкие согласные звуки в звуковых моделях слов? (твердые согл.звуки обозначаются кружком, внутри которого прямая линия, мягкие – кружком, внутри которого волнистая линия).
- А при записи буквами? (с помощью буквы ь указывается мягкость согласного).
- Итак, какая тема нашего урока? Что мы должны сегодня с вами сделать?
IV. Работа по теме урока.
Работа по учебнику
Упр. 74 (с.57)- письменно.
- Прочитайте задание. Рассмотрите модели слов. Сравните произношение последних звуков в каждой паре слов. Чем различаются звуки?
- Запишите слова, обозначьте количество звуков и букв в каждом слове.
(сверка с образцом на доске. Пес (3 зв., 3 б.), лось (3 зв., 4 б.), портфель ( 7 зв., 8 б.), пенал (5 зв., 5 б). учащиеся оценивают свою работу по шкале: «!», «+», «-».
Сообщение профессора Самоварова.
- На что проф. Самоваров в учебнике на с.57 обращает наше внимание? Прочитайте. Сделайте вывод. (Согласные звуки могут быть мягкие и твердые. Многие их них образуют пары, но есть и непарные по твердости – мягкости согласные звуки: всегда твердые и всегда мягкие.)Игра «Найди друга»
(слова записаны на доске, к последним согласным звукам в словах подбирают парные по твердости – мягкости звуки, если они есть).
Меч, плащ, мель, хор, карандаш, ел, купец, май.
(мель- мел, хор-хорь, ел-ель.)
- Какие слова остались без друзей? (меч, плащ, карандаш, купец, май.)
- Почему? (на конце этих слов стоят буквы, которые обозначают непарные согласные звуки).
Упр. 75 (с.58)- устно
- приведите примеры слов с твердым согласным звуком на конце. (клен, двор, ел, слон, рис, мальчик, брат, отец, марш, перец).
- Приведите примеры слов с мягким согласным звуком на конце. (Сирень, дверь, ель, тетрадь, окунь, рысь, брать, май, герой, мебель).
(цапля, чашка, жук, цирк, желудь, стайка, шорох, щука, чужой, ширина, шагать.) V. Физкультминутка.Медвежата в чаще жили.
Нежно, радостно дружили.
Вот так, вот так
Медвежата те дружили.
Мишки фрукты собирали.
Дружно яблоньку качали,
Вот так, вот так
Дружно яблоньку качали
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
Эти мишки воду пили.
А потом они плясали,
К солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так
К солнцу лапы поднимали.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Упр. 77 (с.58)
- Прочитайте задание. Запишите слова. Подчеркните одной линией буквы, которые обозначают непарные твердые согласные звуки, а двумя линиями буквы, которые обозначают непарные мягкие согласные звуки.
VII. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел …
VIII. Подведение итогов урока.
- Как на письме может быть обозначена мягкость согласных звуков?
- Какими бываю согласные звуки. Дайте характеристику.
IX. Домашнее задание.
Упр. 76 (с. 58) в учебнике