Конспект урока по обучению грамоте «Твердые и мягкие согласные. Козлов С. «Зимняя сказка»»


План-конспект урока
Предмет: Обучение грамоте
Класс: 1
Тема: Твердые и мягкие согласные. Козлов С. «Зимняя сказка»
Цели:
Обучающая: познакомить с понятиями “твердые” и “мягкие” согласные; научить различать ихРазвивающая: развивать речь, память, внимание, расширять словарный запас
Воспитывающая: ответственность, любознательность, коммуникативные компетенции
Оборудование: учебник, иллюстрации Тима и Тома, лисы, лыж.
Тип урока: изучение нового
Ход урока
I.Организационный момент
Приветствие
- Ребята, я очень рада встрече с вами. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Представьте, что ваши ладошки - это солнышко, а ваши пальчики – это лучики, которые излучают тепло. Подарите друг другу улыбку.
II.Активизация познавательной деятельности
- Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату.
Каллиграфическая минутка (Нн на не ня ни ну ню. Снег снежинка медвежонок)- Прописываем красиво, аккуратно.
Помните: Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У КРАЯ
Спина? – ПРЯМАЯ
III.Мотивационно – целевой этап
- чтобы определить тему сегодняшнего урока, отгадаем загадки
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу – Очень хитрую (лису)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(Лыжи)
(Иллюстрации вывешиваются на доску)
-Рассмотрите внимательно картинки. Назовите в словах первый звук, а не букву! В каком слове мягкий согласный, а в каком твердый? Напишите эти слова и посмотрите. Какая буква стоит за буквой «л»?
- Ребята, как вы думаете, с какой темой мы сегодня познакомимся?
IV.Операционный этап
В гостях Тим и Том (изображение)
-А сейчас я хочу вас познакомить с двумя добрыми волшебниками Страны слов — Тимом и Томом. Вслушайтесь в их имена: Тим — Том. Кто может сказать, одинаковые или разные первые звуки в этих именах? Назовите первый звук в имени Тим ([Т’]), а первый звук в имени Том ([Т]). Верно, первые звуки разные, и сами волшебники Тим и Том, хоть они и братья, совсем не похожи друг на друга. Давайте вместе скажем: [Т] и [Т’]. (Учитель вместе с детьми отчетливо произносит пару звуков, стараясь выделить разность их звучания.) Как вам кажется, какой звук мягче: [Т] или [Т’]? [Т’] мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест [Т’] — тефтели, но никогда не пьет [Т] — томатный сок, не любит [М] — молоко, с удовольствием ест [М’] — мед, рисует только [К’] — кисточкой и никогда не берет в руки [К] — карандаш.Брат Тима, Том, наоборот, очень твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит [Т] — томатный сок и не ест [Т’] — тянучки, носит [П] — пальто и никогда не надевает [П’] — пиджак, не берет в руки [М’] — мяч, но любит пускать [М] — мыльные пузыри.
Как называются согласные звуки, которые любит Том? (Твердые согласные.) Как называются согласные звуки, которые любит Тим? (Мягкие согласные.)
- Давайте угостим Тима и Тома. Помните правило: название угощения должно начинаться на твердый согласный звук. Если угощение будет начинаться с мягкого согласного звука, кто его возьмет? (Тим.)
- Сейчас давайте выполним упражнение 4 на странице 64. Выпишите парами слова с твердыми и мягкими согласными.
Идем-ровСядь-садРёв-сад
Вёл-волФизминуткаНа берёзу галка села (присесть, руки к коленям),
С дерева потом слетела (встать, помахать руками).
На кровати спит Федот (присесть, руки под щёку)
И с кровати не встаёт (встать, развести руками в стороны).
- Давайте откроем учебник на странице 65 и прочтем «Зимнюю сказку» Сергея Козлова
- Почему заболел медвежонок?
- Кто позаботился о медвежонке и вылечил его? Можно ли назвать ежика верным другом? Почему?
-Ребята, расскажите, как вы заботитесь о своих друзьях. А кто о вас заботится, когда вы болеете?
- Почему нужно помогать друг другу?
-Доброта, милосердие-это хорошие качества?

Упражнение 2, страница 64
V.Рефлексия
-Что нового вы узнали на уроке?
-Какую сказку прочитали?
-Назовите главных героев.
VI. Оценивание.
VII. Домашнее задание.