Конспект урока по обучению чтению на тему Твердые и мягкие согласные звуки: закрепление (1 класс)


Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление
(С. 48–49 букваря)
Цель:  Повторить и закрепить знания учащихся об особенностях гласных и согласных звуков, их характеристик, а также с приёмами вычленения звуков из слова.Задачи урока:
1. Сделать звуки речи и в целом звучащее слово предметом целенаправленного наблюдения, показать смыслоразличительную роль звуков
2. Способствовать развитию фонетического слуха учащихся. 
3. Воспитывать коммуникативные УУД - умение слушать другого ученика-партнёра по коммуникации, учителя.
Регулятивные: Научится: выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида; получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий. Научится ставить учебную задачу-целеполагание. Учиться работать самостоятельно, находить нужную информацию в учебнике.
Познавательные: Научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; понимать знаки, символы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные: развивать интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения, социальные нормы; получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, интереса (мотивации) к учению.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Характеристика деятельности учащихся: Критически оценивать соответствие рисунка (слова) и модели. Участвовать в коллективном решении проблемы. Понимать задания, представленные в рисунках. Различать изображения предметов и слова как их названия. Составлять пары слов по заданному признаку. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность звуков и их характеристику. Выделять отдельные звуки, характеризовать их как парные или непарные по твёрдости-мягкости.
Предварительное замечание. Особенность этого урока в том, что на нём уточняется представление учащихся о парах согласных звуков по твёрдости-мягкости; происходит знакомство и с непарными согласными – твёрдыми [ж, ш, ц] и мягкими [ч’, щ’, й’].
Ход урока
1. Организация.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу
И улыбку не забудь!
- Какие «секреты» работы на уроке мы с вами знаем? Слайд 1-2
2. Повторение изученного. Актуализация знаний.- Кто скажет, для чего служит речь?
- Какой должна быть речь?
- Какая бывает речь?- Какую речь называем устной, письменной?- Кто скажет, из чего состоит речь?- Из чего состоят предложения?- Из чего состоят слова, кто скажет?- Из чего состоят слоги?- А кто знает, на какие две группы делят звуки?- Какие звуки мы называем гласными, согласными?
3. Работа со схемой. Слайд 3
- Расскажите по схеме, что вы знаете о звуках?
4. Целеполагание. Слайд 4
- Как вы думаете, ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
5. Работа по теме урока. Слайд 5
А) Работа над предложениями.
- Вы бывали в цирке?
- Выберите ту схему, которая соответствует этому предложению.
- Сегодня мы побываем в цирке.
- Определите, подходит ли для этого предложения оставшаяся схема.
- «Запишите» это предложение, разделив его на слова.
- Подчеркните «опасные места».
- В слове сегодня обозначьте слоги и покажите ударный и безударные.
Б) Беседа о цирке.
- Кого можно увидеть в цирке?
В) Знакомство с клоунами.
- Первыми на арену выходят клоуны Бим и Бом. Чтобы разгадать, кто расположился слева, а кто – справа, нужно вслушаться в первые звуки их имён и рассмотреть значки, укреплённые на одежде. (Слева Бом, а справа – Бим.)
Г) Работа с учебником (с. 48).
- Откройте учебник на с. 48.
- Клоуны приготовили задание: отыскать на рисунках вещи, названия которых начинаются, как и их имена, с твёрдого или мягкого согласного звука.
- Какие звуки, твёрдые или мягкие, должны быть первыми в словах, называющих вещи Бома (Бима)?
- Посмотрите, что у клоунов в руках, на голове, на ногах. Проверим, верно ли художник «раздал» вещи клоунам. (Сравните: карандаш – кисть, колпак – кепка, кроссовки – кеды.)
- Обратив внимание на «хитрый» вопрос. Значит надо найти «ошибки» художника.
- Какие спортивные снаряды вы видите у клоунов? (Гантели надо отдать Бому, а гири – Биму; у Бома лучше убрать кисточку на колпаке, а у Бима – помпон на кепке.)
Д) Физминутка.
Е) Знакомство с парными твердыми и мягкими согласными (с. 48).
- К выступлению готовятся разные животные. Они будут показывать свои умения парами, но пары эти необычные. Дрессировщица доверила зрителям разгадать, по какому признаку она объединила животных, и дала подсказку: надо вслушиваться в первые звуки названий животных. Вот одна пара: лев – лошадь.
- Выделите первые звуки в словах. ([л’–л].)
- Хором повторяем: [л’–л].
- Названа пара звуков: твёрдый и мягкий. Звуки, составляющие такую пару, учёные договорились называть парным твёрдыми и мягкими согласными. Пару можно произносить, начиная с любого звука – как с твёрдого, так и с мягкого.
Ж) Первичное усвоение информации.
- Закончить несколько пар, добавляя недостающий звук – твёрдый или мягкий, например: [с’–…, н–…, б’–…, т–… ].
- Вернитесь на арену цирка. Ищем пары животных.
З) Знакомство с непарными твердыми и мягкими согласными (с. 49).
- У нас остался один жираф – ему не нашлось пары. Случайно ли это?
- Произнесите слово жираф, выделите в нём первый звук, охарактеризуйте его.
- Попробуйте подобрать к твёрдому звуку [ж] мягкую пару.
- Такого звука в русском языке нет: у твёрдого согласного [ж] нет мягкой пары. Таких твёрдых звуков-«одиночек» в нашем языке всего три. Найти их поможет рисунок на Слайд 6
- Что и кого вы видите на рисунках?
- Назовите первые согласные звуки в этих словах. (Это звуки [ж, ш, ц].)
- Эти звуки всегда твердые, у них нет мягких пар. Это непарные твердые звуки.
- Посмотрите на Слайд 7
- Что и кого вы видите на рисунках?
- Назовите первые согласные звуки в этих словах. (Это звуки [ч’, щ’, й’].)
- А эти звуки всегда мягкие, у них нет твердых пар. Это непарные мягкие звуки.
И) Игра «Кто внимательный?»
- Подберите пару к названному звуку: [б–…, ч’-…, в’–…, ж-…, г’–…, й’-…, д–…, ц-… ].
К) Закрепление. Слайд 8
- Бим и Бом любят разных животных. Назовите животных, которых любит Бим, и животных, которых любит Бом, объясняя почему.
6. Итог урока.
- Закончите предложение: Сегодня на уроке…
- Спасибо за урок.