Конспект урока по русскому языку на тему Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме с презентацией


Урок русского языка во втором классе (программа «Перспектива»)
Тема: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.
Цель: развивать умение различать твердые и мягкие согласные звуки и
правильно оформлять их на письме.
Задачи урока:
образовательные: отрабатывать практические навыки употребления гласных букв для обозначения твердости и мягкости предшествующих согласных,
развивающие: развивать мышление, память, внимание, речь,
воспитывающие: побуждать интерес к предмету; воспитывать чувство взаимопомощи и ответственности.
Формирование и развитие УУД:
личностные действия:
навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
мотивацию к работе на результат;
регулятивные действия:
ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;
умение работать по алгоритму, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
познавательные действия:
активное использование речевых коммуникаций для решения познавательных задач;
логические действия, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
коммуникативные действия:
готовность слушать собеседника и вести диалог;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация урока; ноутбуки, карточки для парной и самостоятельной работы; карточки-смайлики для рефлексии.
Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный,
коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.
Ход урока.
Организационный момент.
Минутка чистописания (5 минут).
Отгадайте загадку: Уплетая калачи, едет парень на печи,
Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец?
(Емеля) (Слайд 2)
-Запишите слово. Какое правило надо знать, чтобы правильно написать его?
- с какой буквы начинается слово «Емеля»? Выполните звуковой анализ слова. К доске пойдет…
- Расскажите, что знаете про букву е: Какой звук обозначает? В каких позициях? Почему ее называют волшебной или хитрой?
- Будем писать буквы Ее. Соблюдаем наклон. Помогут ваши тетрадки.
Самооценка. Проверьте, как вы написали и поставьте себе оценку на полях: !, + или ?Словарная работа (5 минут).
А) В слове с непроверяемым написанием тоже есть буква е. Прочитайте слова, выделите первую букву в каждом слове, соедините буквы в том порядке, в каком записаны слова. Какое слово получилось? ( Слайд 3)
Урожай, чашка, ель, нитки, игла, коньки (ученик)
-кого называют этим словом? Где он может учиться?
-назовите лексическое значение слова «ученик» (ученик- это человек, который учится в школе). Проверьте по словарю С. Ожегова.
Б) Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
В) Самопроверка. (Слайд 4).
Г) Составьте предложение, в которое входили бы слова «ученик, учебник» и соединялись при помощи третьего слова.
Послушайте сказку и сформулируйте тему урока ( 2 минуты).
Фокусник.
Живет в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – и оно делается совершенно неузнаваемым: глагол « ел» превращается в существительное «ель», а консервная банка – в теплую баньку. Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Если мы захотим, то лук превратиться в люк, мышка – в мишку, а рад - в ряд». Замолчал Мягкий знак, задумался.
- Какие буквы могли поспорить с Ь? Какие буквы тоже показывают мягкость согласных звуков на письме?
- Чему будем учиться на уроке?
5. Работа с учебником на стр. 63-64 (7 минут).
А) Прочитаем хором «узелки на память» на стр. 63
- Какие буквы дают команду впереди стоящим согласным «Читайся мягко»?
Прочитаем хором «узелки на память» на стр. 64
- Какие буквы дают команду впереди стоящим согласным «Читайся твердо»?
Б) Самостоятельная работа в парах. Упр. 88. Прочитайте задание. Слова запишите в два столбика: в первый – с мягким согласным, а во второй – с твердым. А поможет нам в этом алгоритм «Шаги к умению». Прочитайте его на стр. 64. (Слайд 5 ).
В) Взаимная проверка тетрадей, ключ – на экране. (Слайд 6)
ФИЗМИНУТКА (1 минута)
6. Работа по карточкам (4 минуты). Задание 1.
Емеля для вас подготовил задания. Прочитайте. Что будете делать в 1 задании? Какое слово напишете? (Слайд 7).
Задание 2 выполните самостоятельно.
Взаимная проверка тетрадей. Ключ на экране (Слайд 8).
7. Работа с компьютером в парах (5-7 минут).
Зарядка для глаз (1 минута).
8. Рефлексия (2-3 минуты). Найди лишнее слово в каждой строчке (слайд 9).
9. Итог урока и оценки (2 минуты).
- Какие буквы, кроме мягкого знака, могут указывать на мягкость согласных звуков на письме? Подсчитайте жетоны.
10. Домашнее задание (1-2 минуты): стр. 64 упр. 90 (слайды 10, 11).
Покажите ваше отношение к уроку (смайлики)