Конспект урока русского языка. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме (1 класс)


Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме. (урок русского языка)
1 класс
Цель: 
закрепить навык обозначения мягкости согласных звуков на письме.
учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;
закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;
расширять и активизировать словарный запас;
формировать потребность детей в обращении к словарю;
развивать мелкую и общую моторику;
развивать внимание, память, мышление.
Прививать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Предметные:  осознают роль гласных в обозначении твердости-мягкости согласных;  демонстрируют умение пользоваться средствами устного общения; владеют нормами речевого этикета в ситуациях бытового и делового общения
Личностные:  проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, знание основных моральных норм поведения,  участвуют в оценке работ, ответов одноклассников.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, строят ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом;Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами, допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению;
Регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, при необходимости вносят коррективы в действия.
Структура урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ( «хочу»)
Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнееНачнем скорей урок.
1). На экране смайлики(слайд)
- К нам урок заглянуло солнышко-смайлики. Какое вам больше нравиться?
Рада, что у вас очень хороший настрой на работу.
- Сегодня на уроке мы будем продолжать свое путешествие по страницам русского языка. С собой в путешествие возьмем хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.
2) Игра “Снегопад”.(в парах)
На столах появляются “снежинки”. (Приложение )– Расположите снежинки так, чтобы названия месяцев шли по порядку. Тогда вы сможете прочитать пословицу.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Это девиз нашего занятия. Продолжаем трудиться.
     2.  Постановка учебной задачи и актуализация знаний.
1.Минутка чистописания.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить гласные буквы и звуки 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.
- Посмотрите какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.(слайд)
На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (Гласные.)
Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)
Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как на доске. (слайд)
а о у ы э и е ё я юПосмотрите на свои узоры, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и поставьте под ним точку.
Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения
в пробном действии.
Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить гласные буквы и звуки 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.
1.Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.
Могут сделать что угодноЗамок выстроить за ночьЗлые силы превозмочьЧудеса творят любыеИ совсем они не злыеИм не нужны учебникиВедь их зовут вол……..
-Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.
-Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?
-Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)
-И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.
-Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.
-Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)
-Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)
-Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)
Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)
4.Определение темы урока.
Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твердые и мягкие согласные.)
Правильно тема нашего сегодняшнего урока - Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме.
3.Закрепление материала.
1) Дифференциация гласных I и II ряда Чтение слогов
Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, ю, е, и)
Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)
 Эти гласные дружат с Тимом.Эти гласные дружат с Томом.
Игра «Заселяем домики»
-Я хочу узнать какие гласные обозначают мягкость согласных, а какие твердость.
Проверка .Дети называют гласные парами.
Слайд «Стрелочки»
2). Дифференциация согласных, развитие фонематического слуха.
Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные.
Игра “Беговые дорожки”.
Работа в парах.
У вас на партах лежат карточки со словами. Распределите их на две группы. Подумайте по какому принципу можно разделить все слова.
(земля, крот, лёд, мял, рука, пил, банка, люк, сук, день, дом) (инд.карточки)(Взаимная проверка.)
Физкультминутка.»Пингвины»
А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.
3). Работа над словарными словами (записать в два столбика).
Игра твердый – мягкий
Тим и Том вчера игралиРазбросали все кругом:Книги, ручки, покрывало –Дом сегодня весь верх дном.Чтоб на место все сложить:Мячик, чашки и цветыНам придется вспомнить:Первый звук, – “Какой же ты?”
И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.
Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, девочка, собака, воробей, тетрадь.
Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.) Давайте запишем их в тетрадь – сначала слова Тима, затем Тома. (Пишем, проверяем.) Поставьте в словах ударение.
(Самопроверка по словарю)
4 а) Игра “Превращение”.
Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру. Доскажи словечко.
“Буквы потерялись” (устно)
В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы.
б…нанвишн…
л…мон   гр…ша п…рсикмандар…н(Читают слова, называют гласные.)
5. “Найди ошибки” (работа у доски + списывание первого предложения).
Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)
На берозах стучат датлы.(орфограммы)Серожа и Пета кормят индука.У Вали завали цвети.Луся лубит вышни.Ката грела утуг.
Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут.)
Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.
III. Итог. Рефлексия.
Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.
Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).
А какие твердость? (а, о, у, ы, э)
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”
Оцените свою работу на уроке .- Нарисуйте на полях улыбающегося смайлика, если вы довольны сегодняшней работой на уроке. Если у вас не все получилось, не огорчайтесь.
- Все молодцы! Спасибо за урок!
Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.