Урок русского языка по теме «Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме». 2 класс УМК Перспектива.

МОУ «Перемышльская средняя общеобразовательная школа»




Открытый урок по русскому языку 2 класс.
Тема: «Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме».

УМК «Перспектива».


подготовила учитель
начальных классов
Ваулина Алеся Олеговна





С. Перемышль, 2010 г.
Русский язык
Задачи урока:
Закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных звуков на письме;
рассмотреть обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв е, ё, ю, я, и;
развивать речь учащихся;
воспитывать внимательность, интерес к предмету.

Ход урока:
1.Организационный момент.
Давайте приготовимся
И на урок настроимся.
Готовы? – Да! Начнем урок,
Чтоб знания пошли нам впрок.

2.Введение темы урока.

- Сегодня мы продолжим изучать твердые и мягкие согласные звуки. Но сначала повторим то, о чем говорили ранее.
(Запись числа, классной работы).

3.Повторение.

- Чем отличаются звуки от букв?
- Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем и читаем.
- На какие группы делятся все звуки?
- Гласные и согласные.
- Чем отличаются гласные от согласных?
(Ответы детей).
- Какими могут быть согласные звуки?
- Звонкими и глухими, твердыми и мягкими, парными и непарными.
- Какие всегда твердые звуки вы знаете?
- [ж], [ш], [ц].
- Какими буквами они обозначаются?
- Какие всегда мягкие согласные звуки вы знаете?
- [щ'], [ч'], [й'].
- Какими буквами они обозначаются?
- Назовите данные звуки. (Показ карточек): [к], [м'], [л'], [р], [в'], [т'], [с], [ф], [ш'].
- Все ли правильно?
- [ш]- всегда твердый звук.
- Сейчас я вам прочту предложения, которые вы продолжите предложенными вам словами.
(Карточка ПЫЛЬ – ПИЛ).
Я сотру со шкафа (пыль).
Я кисель сегодня (пил).
- Сравните последние звуки в данных словах. Чем они отличаются?
- Один твердый, другой – мягкий.
- Как на письме обозначается мягкость согласного звука?
- Ь.
(Карточка НЁС – НОС).
- От мороза красный (нос).
Я дрова для печки (нёс).
- Сравните первые звуки в данных словах. Чем они отличаются?
- Один твердый, другой – мягкий.
- Как на письме обозначается мягкость согласного звука?
- Буквой Ё.
- А какие еще гласные звуки обозначают мягкость предшествующего согласного звука?
- е, ю, я, и.

4.Минутка чистописания.

- Давайте пропишем в минутке чистописания эти буквы, а также слоги и слова с ними.

- Какие еще слоги можно написать?
(Ответы детей).
- Запишите слова с некоторыми из этих букв.
лиса медведи месяц петух
- Какое слово лишнее и почему?
- Лиса – не словарное.
Медведь – множественное число, 3 слога.
Месяц – неодушевленное, ударение на 1-й слог, не животное.
- Составьте предложение, используя эти слова.
(Заслушать варианты детей. Можно предложить свой вариант).
Лиса, медведь, лось живут в лесу.
- Какие знаки препинания надо поставить и почему?
- Запятые, т. к. это перечисление.
- Подчеркните мягкие согласные звуки.
- Почему не подчеркнули букву ж?
- Она обозначает всегда твердый звук.
- Почему же пишем жи?
- Это – орфограмма, которую нужно запомнить.

5.Работа со схемами слов.

- Как еще можно назвать лису? Подберите родственные слова.
- Лисица, лисонька, лисенок, лисий, лисьи.
- Запишите слово ЛИСА в тетрадь. Составьте схему этого слова.
- Запишите слово ЛОСЬ в тетрадь. Составьте схему этого слова.


- Сравните первые звуки этих слов. Третьи звуки. Чем похожи?
- Обозначаются одинаковыми буквами.
- Чем отличаются?
- Одни – твердые, другие – мягкие.
- Почему?
- Ь и И смягчают предшествующий согласный звук.
- Сколько букв (звуков) в этих словах? Почему?
- Ь не обозначает звука.

ФИЗМИНУТКА.

У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко. Мимо заяц пробегал,
В двери постучал.
Тук-тук, дверь открой.
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц, забегай,
Лапу мне давай.
(С показом движений. Второй раз - с ускорением).

6.Словарная работа.

- О каких лесных животных эта физминутка?
- Заяц, олень.
- Это словарные слова. Со словом ЗАЯЦ мы знакомы. Давайте запишем новое словарное слово – ОЛЕНЬ.
- Сколько слогов в этом слове?
- Поставьте ударение в этом слове.
- Ударение падает на второй слог –лень, на гласную е.
- Назовите мягкие согласные звуки в этом слове и объясните, почему они мягкие.
- Смягчают Ь и Е.
- Каким может быть олень?
- Большой, красивый, добрый, лесной, северный, пятнистый и т. д.

7.Работа по учебнику.

- Прочитайте задание к упр. 81.
- Ответьте на вопросы: Кто это? Или что это? Почему?
- Кто это, потому что одушевленные.
- Запишите с комментированием сначала названия птиц, потом животных, потом рыб.
- Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
(Проверка фронтальная).

Упр. 80 – по рядам.
- Прочитайте задание. Запишите предложения. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных звуков.
- Как вы понимаете слово МЕЛЬ?
(Ответы учеников).
- С какой целью мы выполняли это упражнение?
- Учились составлять предложения.
- Что должно выражать каждое предложение?
- Законченную мысль.

8.Итог урока.

- Как обозначается мягкость согласного звука на письме?
- Буквами Ь, Е, Ё, Ю, Я, И.
- Какие буквы обозначают твердость предшествующих согласных звуков?
- А, О, У, Ы, Э.
- С ними мы познакомимся на следующих уроках.

9.Домашнее задание: с. 61, упр. 79.