Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова или перед согласным


ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Формирование способности учащихся к организации своей деятельности:
Дети: Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись. Тихо сели.
Учитель: Все расселись по местам?
Никому не тесно?
По секрету вам скажу:
Будет интересно…
Вопрос: Какой сейчас урок?
(Сейчас урок русского языка)
Рефлексия: Сегодня на уроке русского языка нас ждёт интересная и разноплановая
работа. Я начинаю урок в добром настроении, так как только положитель
ные эмоции в любом деле приводят к положительным результатам.
Покажите сигнальным знаком, какое у вас настроение?
(дети показывают смайлики)
Я рада, что у вас хорошее настроение. Пожелаем друг другу удачи.
2. Повторение этапов работы на уроке:
На доске:
Чистописание
Словарная работа
Орфографическая работа
Развиваем речь
Фонетика
Работа в парах
Работа в группах
Физ.минутка
Итоги
Получим задание на дом
(проговариваем вместе хором)
II. Воспроизведение и коррекция опорных ЗУН учащихся, необходимых для
творческого решения поставленных задач.
1. Минутка чистописания:
На доске: л а х е с
Вопросы: Что написано?
Назови буквы?
Какой элемент присутствует в написании каждой буквы?
(короткая наклонная линия с закруглением в правую сторону)
Запиши.
Разбей буквы на группы.
(буквы гласных и согласных звуков)
Назови буквы гласных звуков.
(а е)
Назови буквы согласных звуков.
(л х с)
Разбей буквы согласных на группы.
(буквы звонких и глухих звуков)
Рефлексия: Подчеркни ту букву, которая наиболее удалась; поставь точку под
Той, над написанием которой необходимо поработать.
Составь слово из букв.
(л е с)
2. Словарная работа:
Вопросы: Что можете сказать о слове?
Имя существительное, нарицат., неодушевл., ед.ч., м.р.,
Лексическое значение слова
(Лес - Множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами) словарь Ожегова С.И.
(1 ученик читает определение с места по словарю С.И.Ожегова)
Орфографическая работа.
(лес-леса парный глухой согласный на конце слова)
Задание: Какую работу можно провести со словом?
Подобрать однокоренные слова
Звуко-буквенный анализ слова
Составить с/с
Составить предложение
У доски: 1 человек – подбирает однокоренные слова, выделяет корень
1 человек – звукобуквенный анализ слова лесник
1 человек – записывает и анализирует предложение, указывает
грамматическую основу предложения.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
1. Орфографическая работа:
Вопрос: Что можно делать в лесу зимой?
(кататься на лыжах, вешать кормушки для птиц, наблюдать поведение животных)
На экране: воробей, лисица, медведь, сорока, корова, лягушка
Слайд №1
Учитель: Назови всех, кто встретит нас в зимнем лесу.
(дети по-одному проговаривают словарные слова)
Что их объединяет?
(словарные слова, одушевлённые им.существительные)
Выпиши в столбик только те слова, которые относятся к сказке «Теремок»
лисица медведь лягушка
Слайд №2
(дети самостоятельно выполняют работу с проверкой, 1 человек у доски)
Рефлексия: Взаимопроверка в парах (! + -)
Выбери лишнее слово. Объясни.
(лисица-с безударной гласной в корне, остальные- с парной согласной)
Вопросы:
Какую позицию в слове занимает парный по глухости-звонкости согласный звук?
(В слове медведь-парный согласный на конце, в слове лягушка-парный согласный перед другим согласным в корне)
Чем опасен парный звонкий- глухой согласный на конце слова и перед согласным?
(можно ошибиться в выборе буквы)
Как избежать ошибки?
(необходимо подобрать проверочное слово)
Какие способы проверки знаете?
(изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)
Запишем проверочные слова.
2. Выход на тему урока: Следовательно, сегодня на уроке русского языка
мы с вами продолжим…(дети формулируют тему урока,
учитель ставит перед ними цель и задачи)
Слайд №3 «Правописание парных звонких и глухих согласных
на конце слова или перед другим согласным»
IV. Физкультминутка
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
1. Индивидуальная работа:
Задание: Снежная горка
Записать слова с парной согласной на конце, подобрать проверочное слово
На доске: ко.
сне.
моро.
сугро.
прору.ь
(1 ученик проверяет работу у доски)
2. Работа в парах:
Задание: Работа с учебником ( с.28 упр.49)
Записать с/с, где парный согласный перед согласным в корне, подобрать
проверочное слово
(проверка выполненной работы с места)
3. Фронтальная работа:
Задание: Игра «Зоопарк»
Указать букву парного согласного и место в слове, подобрать проверочное слово
Слова: бегемо., верблю., жира., лебе.ь, лоша.ка, ко.ка, носоро.
(дети используют опорные сигналы с буквами парных согласных)
VI. Обобщение и систематизация знаний
Работа в группах
Задание:
1 группа: логическая цепь с парной согласной по звонкости - глухости на конце слова – холод
2 группа: Прочесть. Исправить допущенные ошибки. Оценить работу
Морос. Снек укрыл дорошки и трапинки. Пушыстые шупки на берёзках и
осинках.
3 группа: Игра «рыбалка»
Поймать слова с буквой парных согласных. Устно подобрать
проверочное слово
4 группа Электронное приложение к учебнику
Задание дается на карточках. Выигрывает та группа, которая быстрее и правильнее справится с заданиями, сможет объяснить и слово и орфограмму в нем, укажет способ проверки. Учитывается умение договариваться, успешно работать в микрогруппах.
Рефлексия: Подарите сувенир тому ученику в группе, с которым приятно
работать, от которого вы получаете помощь.
VII. Итоги урока
Рефлексия:
Учитель: А теперь небольшой сюрприз. Сегодня мы побывали в гостях у жителей «Теремка». Давайте создадим им приятное впечатление после себя. На доске плакат, где нарисована ёлка. В корзине шары трёх цветов: красный - знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, розовый- знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей работе, и холодный синий- знак того, что вы на уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши шары на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы поработали.
VIII. Домашнее задание
На дом вы получаете Тест: Парные согласные.
Слайд №4


Самоанализ урока русского языка.
Проведенный урок русского языка во 2 классе на тему «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова или перед согласным» входит в систему уроков по программе УМК «Школа России» авторов В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок по изучаемой теме.
Цель урока: развивать умение подбирать проверочные слова
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремление открывать новое знание, новые способы действия
Предметные: дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки; соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед другим согласным в корне; подбирать проверочное слово путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова
Метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах и группах; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы действий
Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные. Были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах. На уроке применялись ИКТ - технологии, личностно-ориентированная, игровая.
Урок носил обучающий и воспитывающий характер. У детей формировалось представление о проверке слов с парным согласным на конце и в середине слова. Учащиеся учились проверять слова с парным согласным, выписывать слова парами, закрепляли умение характеризовать орфограммы. Урок был построен в соответствии со стандартами второго поколения. Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей. Выбранная структура урока была рациональна для решения поставленных задач. Этапы урока логически взаимосвязаны между собой.
Урок начинается с организационного момента. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Для достижения целей урока, развития познавательной активности школьников использовалась эмоциональная мотивация – определение темы урока самими учениками.
Применение мультимедийных компонентов позволило сделать процесс познания более интересным и динамичным.
Задача следующего этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Через систему упражнений совершенствуются знания и умения учащихся относительно изучаемой на уроке темы.
На этапе обобщения и закрепления изученного материала через использование таких форм учебной деятельности как фронтальной, индивидуальной, работы в парах и группах организовывалась проверка уровня сформированности знаний по изучаемой на уроке теме. После каждого вида заданий создавалась ситуация успеха и ответственность за свою деятельность.
В рамках здоровьесбережения на уроке проводилась физкультминутка.
Применение на уроке игровых технологий способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. На протяжении всего урока у учащихся формируется умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. С этой целью были проведены:
1. рефлексия настроения и эмоционального состояния (смайлики настроения) для установления эмоционального контакта с классом в начале урока.
2. рефлексия деятельности ((! + -); повторение этапов работы на уроке, взаимопроверка, дерево успеха; жетон-подарок тому в группе, с кем комфортно работать) для оптимизации учебного процесса.
3. рефлексия содержания учебного материала (выбор учащимися одного из трёх цветов новогодних шаров на ёлку в конце урока) для выявления уровня осознания содержания пройденного.
В структуре урока включен этап информирования о домашнем задании.
Осуществлена проверка результатов за данный промежуток учебного времени. Подведен итог урока.
Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного обучения, подбором различных заданий, частой сменой деятельности. На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности.
Я считаю, что на уроке были реализованы поставленные цели, учтены возрастные особенности учащихся, использованы разнообразные методы и формы работы для развития УУД, необходимые для дальнейшего успешного обучения.