Рекомендации педагогам и классным руководителям по работе и общению с детьми группы риска



В помощь классному руководителю
«Рекомендации педагогам и классному руководителю.
По работе и общению с детьми «группы риска»
Составитель социальный педагог колледжа Капитанова Е.Н.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» понятие дети «группы –риска» – это - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» :
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды;
дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети – жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи».
Социально – педагогическая работа с детьми «группы риска» имеет две основные составляющие: 
выявление детей этой категории в подростковой среде и организация работы с ними; 
непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска». 
Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими детьми, то она будет выглядеть следующим образом: 
выявление детей группы риска; 
диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; 
составление определенной программы профилактики или коррекции; 
воплощение программы в жизнь; 
подведение итогов, коррекция полученных результатов. 
Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному руководителю, выступают: 
эмоциональное и интеллектуальное сопереживание; 
заинтересованность; 
содействие; 
доверие. 
Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.
Настроение подростка часто меняется из-за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.
Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении.
Требования должны быть одинаковыми для всех.
Выполнение порученного должно быть проверено.
Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).
Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что-то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.
Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно, без эмоционального подтекста.
Если вы хотите сообщить свое мнение какому-то конкретному человеку, высказывайте его наедине, причем оно должно касаться только какой-либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность любого достойна уважения. Скажите доброе слово о самом подростке и о его домашних.
Чтобы предупредить перепады настроения, постарайтесь узнать, что подростки любят делать, а против чего восстают.
Не используйте двойные стандарты: кому-то что-то запрещаете, потому что он вам не нравится, а кому- то разрешаете вести себя так, как тому заблагорассудится.
Наше настроение передается подросткам: если учитель пришел на урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чем-то негативно или же поведут себя развязно, явно защищаясь.
Помните, что подростки смотрятся в нас как в зеркало и подражают нам.

Тест №1
«Наши отношения»
(методика составлена по книге: Л. М. Фридман и др.
«Изучение личности учащегося и ученических коллективов»)Цель: выявить степень удовлетворенности подростка различными сторонами жизни коллектива.
Ход опроса Испытуемому предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Moжет быть выявлено несколько различных сфер взаимоотношений подростков в коллективе.
Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш коллектив очень дружный и сплоченный.
2. Наш коллектив дружный.
3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наша группа недружная, часто возникают ссоры.
6. Наш коллектив очень недружный. Трудно учиться в такой группе
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашей группе принято помогать без напоминания.
2. В нашей группе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашей группе помогают только тогда, когда об этом просит сам студент.
4. В нашей группе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашей группе не принято помогать друг другу.
6. В нашей группе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов.
Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного подростка показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Тест №2
Социометрия
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят.
Необходимо для проведения следующее.
Каждый подросток должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся твоей группы к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
3. Кому ты доверишь свою тайну?
4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»
Ход опроса
Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить, названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
На основании полученных результатов составляется матрица. Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся (студентов), расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которым испытуемые обозначены в списке.
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах.
Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову А., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Беглиеву А., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками.
Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов (см. табл.).
Далее можно вычислить социометрический статус каждого подростка, который
определяется по формуле: С = М / (n – 1),
где С – социометрический статус подростка; М – общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число испытуемых.
Например: социометрический статус Иванова А. будет равен частному, полученному
от деления: 7 : 9 = 0,78.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.
Тест №3
«Интересы и досуг»
(для студентов)
1. Вы учитесь, потому что:
– этого требуют родители;
– интересно;
– это нужно для поступления в вуз;
– учиться необходимо;
– это пригодится в жизни;
– _____________________________________________ (другое).
2. Вам нравится учиться:
– всегда;
– иногда;
– никогда.
3. Вы ходите в колледж: (выберите 2–3 утверждения)
– общаться с друзьями;
– учиться;
– потому что там интересно;
– потому что там весело;
– потому что любите колледж;
– потому что нравятся учителя;
– потому что близко от дома.
4. Сколько времени занимают у вас домашние задания?
5. Что мешает хорошо выполнять домашние задания? Выберите одну или несколько
причин:
– лень;
– телефон;
– телевизор;
– друзья;
– музыка;
– усталость;
– неинтересность заданий;
– оторванность предметов от жизни;
– запущенность материала;
– все равно не спросят;
– несправедливость в оценке знаний;
– плохие учебники;
– слабое здоровье;
– чтение художественной литературы.
6. Сколько времени в день (в среднем) у вас уходит на просмотр телевизионных
передач?
7. Сколько времени вы гуляете?
8. Сколько времени занимаетесь с родителями каким-нибудь совместным делом?
9. Что входит в круг ваших обязанностей дома?
10. Есть ли у вас дома любимый уголок?
11. Сколько времени уходит на чтение газет и журналов?
12. Сколько времени уходит на спортивные занятия?
13. Сколько времени уходит на прослушивание музыки?
14. Каким видом творчества вы занимаетесь, и сколько на это уходит времени?

Тест №4
«Ваше отношение к колледжу и к группе»
(для студентов)
1. Нравится ли вам учиться в колледже?
2. Любите ли вы свою группу?
3. С удовольствием ли возвращаетесь в колледж после каникул?
4. Есть ли у вас друзья в группе?
5. Вы с гордостью рассказываете окружающим о колледже?
6. Испытываете ли вы удовольствие от учебы в колледже?
7. Хотели бы вы перейти в другой колледж?
8. В каком кабинете в колледже вам больше всего нравится находиться?
9. Что за последний год вам больше всего запомнилось в колледже?
10. Как бы вы определили характер жизни и отношений в колледже (выберите до пяти утверждений)
весело хорошие отношения
интересно новые предметы
неожиданно интересные учителя
ново дружная группа
скучно творческие задания
однообразно чувство успеха
тоскливо
печально

Тест №5
Анкета, направленная
на изучение характера отношения подростков к наркомании
Предложенная анкета не является «тестом», в ней нет «хороших» и «плохих» ответов. Важно, чтобы Вы выразили свое личное мнение. Вам предлагается ряд вопросов. Тот ответ, который Вы считаете наиболее приемлемым для себя, нужно подчеркнуть. Заранее благодарим вас за участие.
АНКЕТА
1.     Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни»?
А) не пить, б) не курить, в) заниматься спортом,
Г)не употреблять наркотики, д) полноценно питаться
2.     Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
А) да, частично, в) эта проблема меня пока не волнует, г) нет;
3.     Есть ли среди Ваших знакомых люди, употребляющие наркотические вещества?
А)да, б) нет;
4.     Если бы вы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики Вы:
А) немедленно прекратили с ним  (с ней) отношения,
Б) продолжали бы дружить, не обращая внимания;
В) постарались бы помочь излечиться;
Г) попросили бы дать попробовать.
5.     Пробовали ли Вы наркотики? Какие?
__________________________________
6.     Хотели бы Вы попробовать наркотическое вещество? Какое?
__________________________________
7.     Наркотик стоит попробовать:
А) чтобы придать себе смелость и уверенность;
Б) чтобы легче общаться с другими людьми;
В) чтобы испытать чувство эйфории;
Г) из любопытства;
Д) чтобы не быть «мокрой курицей» в компании друзей;
Е) чтобы показать свою независимость родителям и учителям;
Ж) не стоит пробовать в любом случае.
8.     Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения:
А) да,  б) нет
9.     Наркотик делает человека свободным:
А) да,  б) нет;
10. Наркотик избавляет от обыденности жизни:
А) да,  б) нет;
11. Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия:
А) да,  б) нет;
12. Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми»?
А) да, б) нет;
13. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет?
А) да, б) нет;
14. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться:
А) да, б) нет; В) если есть сила воли, то да.
15. Наркоманами становятся только слабые и безвольные:
А) да,  б) нет.
16. Если бросать, то лучше бросать:
А) постепенно, б) сразу, в) бросить невозможно.
17. В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании, которые позволяют человеку снова вернуться к нормальной жизни, стать полноценным членом общества:
А) да, б) нет.
_____________________________________________________
Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:
Курс, группа____________________
Пол ж, м_______________________
Ваш возраст____________________
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
 Анализ результатов:
1.     Подростки, ответившие положительно на вопрос 5, вероятнее всего имеют опыт употребления наркотических веществ.
2.     Для подростков, выбравших вариант г вопроса 4 и вариант а, б, в, г вопроса 6 характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков.
3.     Подростки, ответившие отрицательно  на вопрос 6 и вариант ж вопроса 7 имеют четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков, положительные ответы на вопросы 9-17 свидетельствуют о недостаточной информированности подростков по проблеме наркомании. Об этом также говорит и крайне негативная позиция в отношении людей, страдающих наркотической зависимостью (выбор варианта а вопроса 4)недооценка масштабов наркомании, низкая значимость здоровья (выбор варианта г , д вопроса 2) и отсутствие комплексного подхода к вопросам здоровья и здорового образа жизни в целом.