Методическая разработка практического занятия на тему Период новорожденности. Доношенный и недоношенный новорожденный.

ГПБОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»







Методическая разработка практического занятия для преподавателей

по теме: Период новорожденности. Доношенный и недоношенный новорожденный ребенок.

МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение

ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий


Для специальности «Сестринское дело» 34.02.01










Самара 2016
Рассмотрена и одобрена на заседании
ЦМК «Сестринское дело»
Протокол № _______ от 2016

Председатель ЦМК Андреева Е.В.
Подпись ________________

Утверждено

Зам. директора по МР
Жилякова О.И.
Подпись _____________________














Разработчик Савельева Е.Г.

Рецензент Купершмидт И.С.

Аннотация

Методическая разработка занятия по теме «Период новорожденности. Доношенный и недоношенный новорожденный ребёнок» по МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» предназначена для проведения практического занятия у обучающихся по специальностям «Сестринское дело» 34.02.01. В данной разработке раскрываются основные способы и средства проведения практического занятия на деятельностной основе, а также организации самостоятельной работы студентов на занятии.
Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело» 34.02.01

















Пояснительная записка

Тема занятия «Период новорожденности. Доношенный и недоношенный новорожденный ребёнок» соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» и рабочей программе.
Данная тема содержит важный материал, связанный с умением соотносить полученные показатели физического и нервно-психического развития ребёнка периода новорожденности с возрастной нормой. Актуальность проблемы обусловлена тем, что медицинская сестра по роду профессии должна знать особенности развития, питания и ухода за ребёнком неонатального возраста. Изучение темы базируется на системе знаний, умений, полученных студентами при изучении таких тем, как «Антенатальный период», «Периоды детского возраста» и связано с последующими темами МДК 01.01. Базовые знания и умения, сформированные при изучении вышеперечисленных тем, проходят через весь курс данного модуля и применяются при изучении последующих МДК ПМ 01. В последующих темах обучающиеся будут углублять свои знания и умения по разделу «Здоровый ребёнок».
Тема изучается на основе современных нормативных документов с применением активных методов обучения, таких как анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения, обучающие и тренирующие задачи.
Владение знаниями темы для обучающихся является средством формирования учебно-исследовательских умений, расширения своих знаний в других предметных областях. Педагогической целью является не только развитие навыков обучающихся по уходу за ребёнком грудного возраста, но и навыков самостоятельной работы с литературой для дальнейшего самообразования.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
к практическому занятию по теме «Период новорожденности. Доношенный и недоношенный новорожденный ребёнок»

Цели занятия:
1.Дидактическая: приобретение умений по оценке состояния ребёнка неонатального возраста и знаний по организации вскармливания, режима дня и ухода за ребёнком первого месяца жизни. А также целью является формирование следующих профессиональных компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Задача – усвоить характеристики неонатального периода, АФО новорожденного а также особенности ухода и вскармливания доношенных и недоношенных детей до 28 дней жизни.
2. Развивающая: развитие у студентов логического мышления, познавательных процессов, формирования общих компетенции.
ОК 2. Организовывать свою собственную деятельность. Выбирать типовые методы и способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Задачи:
продолжать развивать умения анализировать патронажную ситуацию и делать выводы;
способствовать развитию профессионального мышления,
продолжать развивать умения работы в коллективе;
развивать самостоятельность суждений студентов, сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, способствовать их самореализации и креативности.
3. Воспитательная: продолжение формирования позитивных качеств личности и общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
Задачи:
продолжать стимулировать интерес к избранной профессии,
стимулировать потребность в социальной коммуникации, адекватной само- и взаимооценке,
воспитание аккуратности, внимательности, точности.
Требования к уровню усвоения учебного материала:
В результате изучения темы студент должен
Иметь опыт проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода
Уметь:
оценивать параметры физиологического развития человека в период новорожденности;
выявлять проблемы человека в период новорожденности, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;
обучать родителей особенностям сохранения и укрепления здоровья пациентов детского возраста в период новорожденности;
осуществлять мероприятия по уходу и вскармливанию детей первых 28 дней жизни.
Знать:
содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;
основные факторы риска развития болезней в неонатальном периоде;
периоды жизнедеятельности человека;
анатомо-физиологические и психологические особенности ребёнка в неонатальном периоде;
основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития детей в неонатальном периоде;
универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
значение семьи в жизни человека.
Место проведения: доклиника, ЛПУ.
Время проведения: 180 мин.
Межпредметные связи: ПМ 02 «Анатомия и физиология», ПМ 02 Внутрипредметные связи:
предыдущие темы: «Анатомо-физиологические особенности ребёнка грудного возраста», «Антенатальный период»,
последующие темы: «Физическое и НПР ребёнка грудного возраста», «Дошкольный возраст», «Школьный период».
Оснащение: УМК по теме, фантомы, ростомер вертикальный, учебный материал по теме, медицинская документация.
Используемые технические средства обучения: проектор, ноутбук.

Литература

Основная литература
Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.
Ежова Н.В. Педиатрия: Учебник / Н.В.Ежова, Е.М.Русакова. - М.: Оникс, 2010.-592с.
Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 304 с.: ил.

Дополнительная литература
Петрухин, А.С. Детская неврология [Текст]: учебник для студентов мед.вузов: в 2 т. / А.С. Петрухин. -М.: ГЭОТАР МЕДИА, 2009.- Т.1. 272 с.; Т.2.-560с.
Шабалов, Н.П. Педиатрия: учебник для студентов мед.вузов / Н. П. Шабалов. - М.: СпецЛит,2010.- 935 с.












ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Этап
Содержание
Время, мин

1. Организационный

Отметка отсутствующих, объявление темы занятия. Совместно со студентами определение связи с предыдущими и последующими темами МДК. Обоснование актуальности темы «Период новорожденности. Доношенный и недоношенный ребёнок»: тема важна по причине того, что в 2012 году появился приказ о необходимости выхаживания детей, родившихся на сроке беременности от 22 недель и более, с массой более 500 грамм, что сделало актуальными знания о выхаживании детей, родившихся преждевременно, в условиях стационара и детской поликлиники.
5

2 .Целеполагание
Совместное со студентами осуществляется целеполагание и выявление конечных результатов обучения, связь с формируемыми профессиональными компетенциями при изучении темы «Период новорожденности. Доношенный и недоношенный ребёнок.»
5

3.Мотивация изучения новой темы
Совместное выявление значения темы «Период новорожденности. Доношенный и недоношенный ребёнок». Данная тема является значимой, поскольку правильный уход за новорожденным ребёнком прямо влияет на его развитие и степень подверженности другим заболеваниям в периоды: грудной, преддошкольный, школьный, юношеский
20

4.Контроль исходного уровня знаний необходимых для изучения темы
Решение тестовых заданий по теме «Период новорожденности. Доношенный и недоношенный ребёнок» и устный опрос с целью определения уровня подготовки к занятию
15

5.Изучение нового материала
Педагогический рассказ, показ манипуляций «Утренний туалет новорожденного», «Пеленание», «Подмывание», «Проведение гигиенической ванны грудному ребёнку».Демонстрация фильма на тему: «Уход за новорожденным ребёнком», «Осмотр новорожденного» Решение обучающих задач по данной теме.
15

6. Самостоятельная практическая работа
Студенты делятся на пары и проговаривают друг другу алгоритм манипуляций: «Утренний туалет новорожденного», «Пеленание», «Подмывание», «Проведение гигиенической ванны грудному ребёнку», затем отрабатывают умения по уходу за ребёнком самостоятельно с помощью имитационных упражнений.

160

7. Самостоятельная работа студентов по заданиям преподавателя
Решение контролирующих задач, заполнение таблицы сравнительных характеристик доношенного и недоношенного ребёнка. Проверка заданий проводится в виде совместного разбора заданий.
20

8.Контроль конечного уровня знаний
Решение тестовых заданий конечного уровня по данной теме.
15

9.Подведение итогов занятия
Оценка студентами степени достижения целей занятия, самоанализ, самооценка. Итоговая оценка знаний и умений студентов
10

10.Домашнее задание
Обучающие задания для внеаудиторной работы студентов по теме проведённого занятия, задания для обеспечения исходного уровня знаний по следующей теме. Заключительное слово преподавателя.
5












Приложения

Приложение № 1
ЗАДАНИЯ

Тесты для контроля исходного уровня знаний
Ответ студента
Ответ проверяющего
Ответ по эталону

1
Укажите массу доношенного новорожденного:
А) 5 кг
Б) 3,5
В) 2,3
Г) 4,5




2
Укажите, с какой манипуляции начинается первый туалет новорожденного?
А) с обработки пуповины
Б) с закапывания в глаза 30 % раствора сульфацила натрия
В) с отсасывания слизи из ВДП
Г) с туалета кожных складок




3
Укажите форму большого родничка у новорожденного:
А) овальная
Б) треугольная
В) ромбовидная
Г) неопределённая




4
Установите правильную последовательность оказании помощи при повышении температуры у новорожденных:
вызвать врача
повторно измерить температуру
распеленать ребёнка
дать прохладное питьё




5
Дополните ответ:
Кратковременное повышение температуры у новорожденных до 38-39 С называется:________




6
Укажите правильный ответ. Вакцина BCG живая?:
А) да
Б) нет




7
Укажите, что относится к физиологическим состояниям новорожденных:
А) эритема новорожденных
Б) монотонный крик
В) цианоз носогубного треугольника
Г) нагрубание грудных желёз




8
Рост доношенного новорожденного в норме:
А) 52 см
Б) 40 см
В) 60 см
Г) 35 см




9
Установите соответствие:
А) Частота дыхания
Б) Частота пульса новорожденного
1) 140-160
2) 20-40
3) 40-60
4) 80-100






10
Укажите, какие изменения массы новорожденного происходят в первые дни жизни:
А) незначительно падает
Б) пропорционально увеличивается
В) не изменяется
Г) значительно уменьшается




11
Укажите, какие признаки оцениваются по шкале Апгар:
А) Частота сердцебиений
Б) Частота дыханий
В)______________
Г) ______________
Д) ______________




12
Для профилактики гонобленнореи новорожденным в глаза закапывается раствор ______________________




13
Укажите срок первого прикладывания к груди после родов здорового новорожденного:
А) сразу после родов
Б) через 2-3 часа
В) на следующие сутки
Г) через 2-3 дня




14
Укажите срок появления физиологической желтухи:
А) 2-3 часа
Б) 6-8 часов
В) 2-3 дня
Г) 5-6 дней





Эталон ответов на тестовые задания исходного уровня
№ теста
Ответ
№ теста
Ответ

1
Б
8
А

2
Б
9
А-3, Б-1

3
В
10
А

4
1,3,4,2
11
В) цвет кожных покровов
Г) реакция на носовой катетер
Д) мышечный тонус

5
Транзиторная лихорадка
12
30% раствор альбуцида

6
А
13
А

7
А,Г
14
В



















ЗАДАНИЯ

Тесты для контроля конечного уровня знаний
Ответ студента
Ответ проверяющего
Ответ по этало-ну

1
Дополните ответ: Недоношенным считается ребёнок родившийся:
А) позже 37 недели беременности
Б) с массой тела более 2500 г
В) морфологически и функционально незрелый
Г) с пропорциональным телосложением




2
Вставьте пропущенное слово: Критерием для перевода недоношенного ребёнка на вскармливание из бутылочки служит ______________зонда во время кормления




3
Вставьте пропущенное слово: Оптимальным продуктом для вскармливания недоношенного ребёнка является _________




4
Установите соответствие:
Группа признаков
Признаки

1.Функцио-нальные
2.Морфоло-гические
А. Наличие обильного лануго
Б. Истончение подкожно жирового слоя
В. Снижение мышечного тонуса
Г. Вялость, сонливость
Д. Зияние половой щели у девочек, яички не опущены в мошонку у мальчиков Е.Частое, поверхностное, аритмичное дыхание






5
Укажите, что является показанием к кормлению недоношенного ребёнка через зонд:
А) масса тела более 2000 г
Б) отсутствие глотательного рефлекса
В) недостаточно выраженный подкожно-жировой слой
Г) гипотония




6
Укажите, сколько этапов выхаживания недоношенных новорожденных существует:
А) два
Б) три
В) четыре
Г) пять




7
Укажите, что характерно для полового криза у недоношенных детей:
А) встречается чаще ,чем у доношенных
Б) встречается реже, чем у доношенных
В) протекает также, как у доношенных
Г) выражен сильнее, чем у доношенных




8
Укажите, какая температура должна быть в палате недоношенных :
А) 23-25°С
Б) 18-20 С
В) 30-35°С
Г) 20-22°С




9
Укажите, что характерно для эритемы недоношенных новорожденных:
А) интенсивность окраски
Б) длительность до 1 недели
В) длительность до 4 недель
Г) шелушение




10
Дополните ответ:
Склонность к гипотермии у недоношенных обусловлена несовершенством процесса________________.




11
Установите соответствие:
Срок
Степень недоношенности

1) 33-35 недель
2) 35-37 недель
А) 1 степень
Б) 2 степень
В) 3 степень
Г) 4 степень






12
Дополните ответ: Для недоношенного характерна поза________________




13
Выберите правильный ответ: Длительность физиологической желтухи составляет у недоношенных обычно:
А) 8 дней
Б) 2-3 недели
В) 2-3 месяца
Г) 14 дней




14
Укажите массу тела, характерную для детей с недоношенностью 2 степени:
А) до 1000 г
Б) 1001-1500 г
В) 1501-2000 г
Г) 2001-2500 г




15
Укажте, какова физиологическая потеря массы тела у новорожденных:
А) 6-9 %
Б) 9-14 %
В) 4-6 %
Г) 3-5 %





Эталон ответов на тестовые задания конечного уровня
№ теста
Ответ
№ теста
Ответ

1
В
8
А

2
подсасывание
9
А,Г

3
грудное молоко
10
терморегуляции

4
1-В,
2-А,Б,Д
11
1-Б
2-А

5
Б
12
лягушки

6
Б
13
Б

7
Б
14
В



15
А


Приложение № 2
ЗАДАНИЕ
Решить профессионально-компетентностные задачи
Задача №1 (Обучающая)
Вы - медсестра отделения недоношенных детей.
Стимул

Прочитайте внимательно источник (условие задачи). Новорожденный ребенок родился на сроке беременности (гестации) – 34 недели. Возраст 3 дня. Масса тела при рождении – 1700 г, длина тела – 43 см. Сосательный рефлекс сохранен, но ребенок устает при сосании из груди.
Задание:
Укажите способ вскармливания данного ребенка.
Укажите метод согревания данного ребенка
Рассчитайте суточный и разовый объем кормления (возраст ребенка 3 дня).
Определите степень недоношенности ребёнка
Задачная формулиров-ка

Возраст ребёнка 3 дня
Масса при рождении 1700 г, длина тела 43 см.
Источник информации

Эталон ответа
1. Способ вскармливания: из рожка
2. Метод согревания: открытый кувез или кроватка с подогревом
3. Суточный объем питания рассчитывается по формуле Молчанова: Vсут= (10+n)*mр: 100; Vсут= (10+3)*1700: 100= 221 мл. Разовый объем питания: 221 мл: 10 = 22 мл
4. Степень недоношенности –вторая

Контролирующие задачи
Задача № 2
Новорожденный ребенок родился на сроке беременности (гестации) -31 недели, поступил в отделение недоношенных в возрасте 3 дня. Масса тела при рождении – 1000 г. Длина тела - 39,5 см. Сосательный рефлекс отсутствует, состояние тяжелое, тепло не удерживает, синеет.
Задание:
1. Укажите способ вскармливания данного ребенка.
2. Укажите метод согревания данного ребенка
3. Рассчитайте суточный и разовый объем кормления (возраст ребенка 3 дня)

Задача № 3
Новорожденный ребенок родился на сроке беременности (гестации) - 32 недели, поступил в отделение недоношенных в возрасте 5 дней. Масса тела при рождении - 1300 г. Длина тела - 41,5 см. Слабо выражен сосательный рефлекс, ручки и ножки холодные на ощупь.
Задание
1. Укажите способ вскармливания данного ребенка.
2. Укажите метод согревания данного ребенка
3. Рассчитайте суточный и разовый объем кормления (возраст ребенка 3 дня)

Задача № 4
Новорожденный ребенок родился на сроке беременности (гестации) - 36 недель, поступил в отделение недоношенных в возрасте 3 дня. Масса тела при рождении - 2400 г. Длина тела - 44,5 см. Сосательный рефлекс сохранен. Тепло сохраняет удовлетворительно.
Задание
1. Укажите способ вскармливания данного ребенка.
2. Укажите метод согревания данного ребенка
3. Рассчитайте суточный и разовый объем кормления (возраст ребенка 3 дня)

Эталон решения контролирующих задач
Задача № 2
1. Способ вскармливания: через зонд
2. Метод согревания кувез
3. Суточный объём кормления:130 мл
4. Разовый объём кормления: 13 мл
Задача № 3
1. Способ вскармливания: через зонд
2. Метод согревания: кувез
3. Суточный объём кормления: 200 мл
4. Разовый объём кормления: 20 мл
Задача № 4
1. Способ вскармливания: грудь матери
2. Метод согревания: открытый кувез или кроватка с подогревом
3. Суточный объём кормления: 312 мл
4. Разовый объём кормления: 30 мл
Инструмент проверки с модальным ответом








Задачная формулировка

































Инструмент проверки с модальным ответом


Приложение № 3
ЗАДАНИЕ
Заполните таблицу сравнительных характеристик доношенного и недоношенного ребёнка
Признаки
Доношенный новорожденный
Недоношенный новорожденный

Функциональные
1.
2.
3.
4.


Морфологические
1.
2.
3.
4.
5.



Эталон

Признаки
Доношенный новорожденный
Недоношенный новорожденный

Функциональные
1.
2.
3.
4.


Морфологические
1.
2.
3.
4.
5.





Приложение 5
ЗАДАНИЕ
Решить профессионально-компетентностную задачу
Задача № 2
Вы - медицинская сестра отделения недоношенных новорожденных.
Стимул

Прочитайте внимательно источник (условие задачи).
1.Организуйте уход за ребёнком с учетом приоритетных проблем.
2.Составьте план беседы с матерью по сохранению лактации.
3. Организуйте кормление ребёнка через зонд.
Задачная формулировка

В вашем отделении находится ребёнок, родившийся на сроке 31 неделя. Новорожденный в кювезе, дышит самостоятельно, сердцебиение стабильное. Сосательный рефлекс отсутствует, ЧСС- 126 в мин., ЧД- 58 в мин.
Источник информации

1.Основная проблема ребёнка- отсутствие сосательного рефлекса.
Необходимо организовать зондовое кормление сцеженным материнским молоком.
Также необходимо осуществлять уход за кожей и слизистыми, производить смену памперсов по мере загрязнения.
Смена кювеза каждые 3 дня.
Проводится монторинг основных параметров жизнедеятельности
Уход за периферическими катетерами.
2.С матерью ребёнка проводится беседа по сохранению лактации, включающая сцеживание с применением молокоотсоса, употребление достаточного количества жидкости, не менее 2 литров в день, полноценное питание и отдых. Объясняется необходимость грудного вскармливания для поддержания иммунитета ребёнка для исключения инфекционных осложнений асфиксии.
3. Техника кормления через зонд.
Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки
Измерить длину, на которую нужно ввести зонд (расстояние от мочки уха до носа и до конца мечевидного отростка грудины).
Ребенка уложить на бок с приподнятым головным концом, подложить пеленку- валик.
Вводят зонд через нос, смочив кончик зонда в молоке или смеси
До введения через нос носовой ход очищают жгутиком со стерильным растительным маслом
Свободный конец зонда постоянно фиксируют рукой, чтобы он не инфицировался.
Убедиться в правильности местонахождения зонда (ребенок не проявляет никакого беспокойства), необходимо стерильным шприцом отсосать содержимое до появления прозрачного желудочного сока. После этого до вливания пищи закрыть просвет зонда пробкой.
Открыть просвет зонда, присоединить стерильный шприц с молоком, постепенно вливать приготовленное питание по каплям в желудок, наблюдая за состоянием ребёнка.
После окончания кормления повернуть ребёнка набок и быстро извлечь зонд через салфетку.
Инструмент проверки с модальным ответом



































Задание № 6. Имитационные упражнения
1. Продемонстрируйте на фантоме технику пеленания новорожденного ребёнка открытым и закрытым способом.
2. Продемонстрируйте на фантоме технику подмывания новорожденного ребёнка.
3. Продемонстрируйте на фантоме технику проведения утреннего туалета новорожденного ребёнка.
4. Продемонстрируйте на фантоме технику проведения гигиенической ванны для новорожденного ребёнка.

Алгоритм манипуляций для имитационных упражнений

УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ НОВОРОЖДЕННОГО И ГРУДНОГО РЕБЕНКА

Цель: соблюдение гигиены тела, обеспечение универсальной потребности ребенка «быть
чистым», формирование навыков чистоплотности.
Оснащение: кипяченая вода, стерильное растительное масло, ватные шарики и жгутики, лоток для отработанного материала, чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике, резиновые перчатки, дезинфицирующий раствор, ветошь, мешок для грязного белья.
Обязательное условие: при обработке носовых и слуховых ходов исключить использование твердых предметов.

Этапы
Обоснование

Подготовка к процедуре

Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры
Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенкам

Подготовить необходимое оснащение
Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку
Обеспечение инфекционной безопасности

Раздеть ребенка (при необходимости подмыть) и положить на пеленальный столик
Подготовка ребенка к процедуре

Сбросить одежду в мешок для грязного белья
Предупреждение загрязнения окружающей среды

Выполнение процедуры

Умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяченой водой
Предупреждение раздражения кожи ребенка

Обработать глаза ребенка от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипяченой водой (для каждого глаза использовать отдельный тампон)
Предупреждение переноса инфекции из одного глаза в другой

Аналогично обработке просушить глаза сухими ватными тампонами
Удаление остатков влаги и обеспечение гигиенического комфорта

Вращательными движениями прочистить носовые ходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик)
Обеспечение свободного носового дыхания
Размягчение «корочек» с помощью растительного масла и более легкое их удаление

Оттянуть ушную раковину (детям до 1 года жизни вниз; старше года вверх и назад)
Вращательными движениями прочистить слуховые проходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле (для каждого хода использовать отдельный жгутик)
Примечание: уши ребенку обрабатывать 1 раз в неделю или помере необходимости
Обеспечение чистоты слуховых ходов
Размягчение «серных пробок» с помощью растительного масла и более легкое их удаление

Открыть рот ребенка, слегка нажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта
Исключение наличия стоматитов других патологических изменений слизистой полости рта

Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле. Обрабатывать в строгой последовательности: заушные; шейные; подмышечные; локтевые; лучезапястные; подколенные; голеностопные; паховые; ягодичные
Паховые и ягодичные складки максимально загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь

Завершение процедуры


Одеть ребенка и уложить в кроватку
Обеспечение комфортного состояния


Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья
Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором
Снять перчатки, вымыть и осушить руки
Обеспечение инфекционной безопасности



ПЕЛЕНАНИЕ
Обработать пеленальный столик дезинфецирующим раствором
Уложить на пеленальном столике белье послойно (снизу вверх):
фланелевая пеленка;
тонкая пеленка;
подгузник (памперс).
Приготовить распашонки (швами наружу).
Положить ребенка на пеленальный стол.
Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад.
Надеть поверх тонкой теплую (фланелевую) распашонку разрезом вперед.
Проверить, чтобы не было складок.
Подвернуть нижний край распашонок по всей окружности.
Надеть подгузник, проведя его между ножками малыша.
Завернуть ребенка в тонкую пеленку до подмышек:
один край пеленки провести между ножек,
другим краем обернуть малыша,
подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернув им туловище ребенка.
Запеленать ребенка в теплую пеленку с ручками:
расположить ребенка на теплой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка,
одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;
другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;
подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек,
зафиксировать пеленку на уровне середины плеч (выше локтевых суставов) так, чтобы «замочек» получился спереди.
Уложить ребенка в кроватку.
Примечание:
1) В роддоме в 1-е сутки жизни используется этот же способ пеленания, но с косынкой и без распашонок.
2) Со 2-х суток пеленание проводится без косынки и без распашонок.
3) С 4-5-х суток (т.е. дома) пеленают вышеописанным способом либо открытым, когда фланелевая пеленка фиксируется до подмышек (как и тонкая).
4) На открытые кисти ребенка в целях безопасности рекомендуется одевать ситцевые «рукавички» с фиксацией лентами вокруг запястья.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ВАННА ДЛЯ ГРУДНОГО РЕБЕНКА

Цель: соблюдение гигиены тела; обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»; формирование навыков чистоплотности; закаливание ребенка.
Оснащение: ванночка для купания; пеленка для ванны; кувшин для воды; водный термометр; махровая или фланелевая рукавичка; детское мыло или флакон с 5% раствором перманганата калия; большое махровое полотенце; чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике; стерильное растительное масло или детская присыпка; резиновые перчатки; дезинфицирующий раствор, ветошь; мешок для грязного белья.
Обязательные условия: первую гигиеническую ванну проводить после заживления пупочной ранки; не купать сразу после кормления; при купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С; определять температуру воды для купания только с помощью термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду)

Этапы
Обоснование

Подготовка к процедуре

объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры
обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком

подготовить необходимое оснащение
обеспечение четкости выполнения процедуры

поставить ванночку в устойчивое положение
обеспечение безопасности проведения процедуры

вымыть и осушить руки, надеть перчатки
обеспечение инфекционной безопасности

обработать внутреннюю поверхность ванночки дезинфицирующим раствором
вымыть ванночку щеткой, ополоснуть кипятком


протереть пеленальный столик дезинфицирующим раствором и положить на него пеленку
обеспечение инфекционной безопасности
создание комфортных условий для ребенка

положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на боковые стенки ванночки)
создание комфортных условий
сохранение правильного положения пеленки в ванночке

положить в ванну водный термометр
наполнить ванну водой на Ѕ или 1/3 t 36-37°С
Примечание:
при заполнении ванны водой чередовать холодную и горячую воду;
проводить контроль температуры воды только с помощью термометра, погруженного в воду
при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раствора перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды
профилактика ожогов у ребенка
обеспечение безопасности ребенка
исключение образования водяного пара в большом количестве

набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка
за время купания вода в кувшине остывает на 1-2°С и обеспечивает закаливающий эффект

раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой)
подготовка ребенка к процедуре

сбросить одежду в мешок для грязного белья
предупреждение загрязнения окружающей среды

Выполнение процедуры

взять ребенка на руки, поддерживая одной рукой спину и затылок, правой - ягодицы и бедра
наиболее удобная фиксация ребенка

медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем - верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии сосков ребенка, верхняя часть груди остается открытой.
Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка над водой
Обеспечивается максимальное расслабление мышц
Исключается перегревание ребенка
Наиболее удобная фиксация малыша при проведении процедуры
Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка

Надеть на свободную руку «рукавичку» (при необходимости намылить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последовательности: голова (от лба к затылку) > шея > туловище > конечности (особенно тщательно промыть естественные складки кожи). Последними обмыть половые органы и межьягодичную область
Исключение травмирования кожи
Предупреждение попадания воды и мыла в глаза и в уши
Предупреждение переноса инфекции из наиболее загрязненных участков кожи на другие ее поверхности

Снять «рукавичку»
Приподнять ребенка над водой
Перевернуть ребенка лицом вниз
Ополоснуть малыша водой из кувшина (вода остыла до 35-36°С)
Примечание: желательно иметь помощника
Достижение инфекционной безопасности

Накинув полотенце, положить ребенка на пеленальный столик
Осушить кожные покровы промокательными движениями


Завершение процедуры

Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой
Предупреждение появления опрелостей

Одеть ребенка и уложить в кроватку
Обеспечение комфортного состояния

Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обязательно прокипятить)
Слить воду из ванночки и сполоснуть ее
Обработать внутреннюю поверхность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором
Снять перчатки, вымыть и осушить руки
Обеспечение инфекционной безопасности


Задание на дом
Вопросы самоподготовки
Литература
Установочная инструкция
Вопросы для самоконтроля

1. Характеристики периода грудного возраста
Ежова Н.В.
Русакова Е.М. Кащеева Г.И. Педиатрия. Минск, 2002.
1.Обратить внимание на особенности грудного возраста.
2. Выписать в тетрадь характеристики грудного периода.
1. Какой возраст соответствует грудному периоду?
2. Что является характеристиками грудного возраста?
3. Каким заболеваниям чаще подвержены дети грудного периода и почему?

2. Основные закономерности физического и нервно-психического развития грудного ребенка, их оценка, факторы, влияющие на рост, развитие детей.
1. Ежова Н.В.
Русакова Е.М. Кащеева Г.И. Педиатрия. Минск, 2002.
2. Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии. Практикум. Ростов-на-Дону, 2002.
1. Уяснить основные закономерности физического и нервно-психического развития грудного ребенка.
2. Выписать в тетрадь основные факторы, влияющие на рост и развитие детей.
3. Рассмотреть методику оценки физического развития грудного ребенка по формулам и центильным методам.
4. Рассмотреть методику оценки нервно-психического
развития ребенка с помощью таблиц.
1. Что влияет на физическое и нервно-психическое развитие грудного ребенка.
2. Какие формулы оценки физического развития ребенка грудного периода вам известны?
3. Что такое оценка физического развития центильным методом?
4. Каковы факторы, влияющие на рост и развитие детей?

3. Основные потребности грудного ребенка и способы их удовлетворения.
Тульчинская В.Д. Сестринское дело в педиатрии. Практикум. Ростов-на-Дону, 2002.
1. Нарисовать таблицу основных потребностей грудного ребенка
2. Перечислить примерные способы удовлетворения основных потребностей
1. В чем суть основных потребностей грудного ребенка?

4. Значение режима и воспитания для развития ребенка грудного возраста.
Ежова Н.В.
Русакова Е.М. Кащеева Г.И. Педиатрия. Минск, 2002.

1. Перепишите в тетрадь схему режима дня ребенка раннего возраста.
2. Выберите элементы занятий с детьми 3, 6, 9 и 12 мес.: вызывать подражание слов, выкладывать на живот, подвешивать крупную игрушку на расстояние 70 см от груди, использовать красочные, многоцветные игрушки, побуждать к ползанию и ходьбе и т.д.
1. Какое действие оказывает на ребенка грудного возраста режим дня и физическое воспитание?
2. Перечислите методы физического воспитания грудного ребенка
3. Как воспитательное воздействие влияет на психическое развитие?

5. Факторы, создающие опасную окружающую среду для грудного ребенка, проблемы и способы их решения.




6. Сроки и содержание патронажей к грудному ребенку.




7. Основные средства и правила закаливания, виды и значение массажа.

Составьте памятку для матери по проведению



Заголовок 3 Заголовок 415