Урок литературного чтения Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту»(4класс)ПНШ


Урок литературное чтение
1час. , 4класс.
УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема: Карл Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту»
Чичкова Галина Масалимовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №34»


Урок личностно-ориентированный деятельностной направленности.
Технология деятельностного метода (постановка цели, планирование деятельности по достижению этой цели, самооценка учащимися результатов своей деятельности)

Цели:
совершенствование навыков осмысленного чтения;
формирование умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
формирование умений делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературного текста и живописного произведения.
формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства;
воспитание бережного, заботливого отношения к близким людям.
Ожидаемые результаты:
Познавательные:
Информационные:
поиск и выделение необходимой информации из текста, картины.
сбор информации;
анализ информации;
Логические:
построение рассуждения, обобщение.
Личностные:
Смыслообразование:
мотивация учебной деятельности;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к иному мнению;
навыки сотрудничества в разных ситуациях;
эстетические потребности, ценности и чувства;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные:
Целеполагание:
формулировать и удерживать учебную задачу;
Планирование:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные:
ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
строить понятные для партнёра высказывания;
строить монологическое высказывание;
определять общую цель и пути её достижения.
Оборудование: репродукции картины, лупы, рамки, на экране: портрет К. Брюллова, картина, фрагменты картины, искусствоведческие тексты.
Ход урока:
1. Историческая справка. Объявление темы урока.
Руины Помпеи.(1 слайд)
Помпея, или Помпеи, - это древний античный город на юге Италии, погибший в результате извержения вулкана Везувий. Извержение продолжалось с 24 по 26 августа 79 года нашей эры. Большинство жителей успело спастись, но сам город был полностью погребён под 6-7 метровым слоем пепла, пемзы и камней. Лишь в середине 18 века он был случайно обнаружен при строительных работах. Масштабные раскопки города начались только в 19 веке – через 17 веков после трагедии. Как раз в это время, в 1827 году в Помпеях побывал Карл Брюллов (2 слайд).
2. Рассматривание картины.
- Найдите в «Музейном доме» картину «Последний день Помпеи», написанную Карлом Брюлловым.
- Рассмотрите внимательно картину . Размер полотна 456см на 651 см.
- Какие чувства вызывает картина? О чём вы думаете, глядя на картину?
- Что заинтересовало? Что хотите узнать?
(записать вопросы на доске:
замысел художника,
история создания картины)
- Как и где вы предполагаете найти ответы на вопросы?
(изучить литературу, рассмотреть отдельные фрагменты картины)
3.История создания картины.
- Как вы думаете, откуда художник узнал о тех роковых событиях, произошедших 17 веков назад?
(Дать искусствоведческие тексты: найти ответ на этот вопрос)
Чтение текстов и содержание учебника по группам.
- Кто нашёл ответ, встаньте.
- Описание катастрофического извержения Везувия Брюллов нашёл в письмах очевидца, Плиния Младшего римскому историку Тациту. А ещё?
Чтение текста в учебнике.Плиний Младший «Письмо Тациту». Стр.165
Соотношение с картиной.
(Вопросы из учебника. Стр. 166)
- Сможете ли вы подтвердить, что художник знал содержание письма Плиния?
- Вы видите чёрную тучу, огненные полосы и молнии? Покажите рамкой.
- А что Плиний писал про повозки? (цитата) Видите ли вы отвалившееся колесо и людей, упавших с повозки? Падающий пепел?
- Вам удалось найти людей, похожих на Плиния и его мать?
- Обратите внимание на её взгляд и жест. О чём просит она сына? (цитата) Выполнит ли сын просьбу матери – оставит ли её?
Ему удалось спастись самому и спасти мать.

4.Замысел художника.
- Рассмотрите всех людей, изображённых на переднем плане картины. Правда ли, что они составляют определённые группы?
Работа в паре: найти группы людей на переднем плане. Сколько групп? (5-6)
Работа в группах: обсудите, какими отношениями связаны люди внутри каждой из групп? Это случайно встретившиеся люди или родственники? (Выступление групп)
Проверьте свои ответы по учебнику, с.166
Беседа по каждой группе людей.
1)- Выделите рамкой мать с двумя дочерьми. Старшая девочка пытается успокоить младшую сестру, поглаживая её по спине. А мать прижимает к себе обеих дочерей, стараясь защитить их.
2) Семья, укрывшаяся плащом. С помощью каких деталей художник показывает, что отец стремится защитить свою семью от стихии? (плащ, жест руки)
3) Старик-отец и сыновья. Легко ли юношам нести больного отца?
4) Плиний с матерью. Мать уже устала, у неё нет сил идти дальше. Плиний пытается поднять её.
5)Юноша с раненой невестой на руках. Он пытается вынести её из рушащегося города. Хотя смерть может настигнуть и его, но чувство любви оказывается сильнее страха собственной гибели.
Вывод.
- Что можно сказать о поведении людей, стоящих перед лицом гибели: каждый спасает сам себя или заботится о своих близких? (Люди ведут себя благородно: каждый заботится не о себе, а о своих близких.)
- Могут ли люди, с точки зрения художника, сохранять в себе лучшие качества, стоя на пороге смерти? (Да, он верил, что даже в самый страшный момент жизни люди могут сохранять в себе лучшие человеческие качества, благородство души, любовь к близким, заботу о них)
5.Рефлексия.
- Мы разгадали замысел художника? Узнали историю создания картины?
- Где возникло затруднение? По какой причине?
- Каким способом преодолели затруднение?
- Координаторы групп дайте оценку работы ребят вашей группы.
- Оцените деятельность класса.
Д.з. составьте небольшой письменный текст или а)повествование либо б)описание либо в)рассуждение на тему «Последний день Помпеи», используя текст «Письма», репродукцию картины.



15