Методические рекомендации для подготовки к аттестации

ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА
системы дополнительного образования детей
КАК ФОРМА ПРОХОЖДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.
Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника в настоящее время рассматривается как форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной компетентности и результативности деятельности при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая существующий уровень профессиональной деятельности педагогического работника, позволяющая эксперту, коллегам и родителям объективно оценивать эффективность образовательной деятельности и ее успешность. Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение межаттестационного периода деятельности педагогического работника в образовательном учреждении. Ведение портфолио предполагает видение «картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрация результативности его работы. Педагогический работник сам отбирает и формирует своё портфолио, а также оформляет его в специальную папку или альбом.
Структура портфолио представлена следующими разделами, содержание которых практически соответствует критериям и показателям экспертного заключения на соответствие той или иной квалификационной категории.

Титульный лист (Приложение 1)
Содержание портфолио
Визитная карточка педагогического работника
ФИО
образование (образовательное учреждение, год окончания, специальность, квалификация)
должность
стаж: педагогический__________________; по должности___________________
наличие квалификационной категории_________________
Данные сведения подтверждаются копиями документов об образовании, стаже, аттестации педагога.

Самоанализ деятельности педагогического работника
Пишется в свободной форме и может иметь следующую структуру:
основные идеи, которыми педагог руководствуется в своей деятельности, его кредо, выделение основных целей на конкретный межаттестационный период, способы достижения целей, характеристику творческой деятельности объединения, наиболее значимые достижения, возникшие проблемы и пути их решения, перспективы.

Самообразование и повышение квалификации
В этот раздел помещаются все данные об используемых формах самообразования, повышения квалификации и профессиональной подготовки (работа в РМО, ГМО, участие в семинарах, конференциях, наличие методической темы, обучение на курсах повышения квалификации, дополнительное образование, обучение в аспирантуре, докторантуре) и подтверждено материалами (программы семинаров, конференций, сертификаты, удостоверения, справки, дипломы, благодарности, отзывы, и др.).




Форма самообразования
Сроки
Подтверждающие материалы







Научно-методическая деятельность педагогического работника (работа по обобщению и распространению собственного педагогического опыта)***

1. Наличие собственных методических разработок (дать полный перечень и приложить некоторые из них)


Название методической разработки
Сроки создания
Способ распространения (наличие в методическом кабинете учреждения, размещение в интернет, др. источниках, и т.п.)







2. Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей, обобщению опыта (дать полный перечень и приложить самые интересные работы)


Название публикации
Название издания
Издательство
Год выпуска
Кол-во стр.
№№ страниц









3. Участие в проведении мастер-классов, круглых столов, семинаров, конференций, открытых занятий и мероприятий, руководство методическим объединением, рабочими группами, наставничество


Название мероприятия
Дата проведения
Форма участия (тема) представления опыта
Подтверждающие документы








Организация образовательного процесса***
В разделе должны быть представлены:
1. Материалы по организации образовательного процесса:
образовательная программа
перечень УМК к образовательной программе
технологические карты или конспекты (разработки) занятий
информационно-аналитические карты или другие материалы внутреннего контроля посещения занятий администрацией, методической службой вашего учреждения и др.
самоанализ занятий
перечень используемых педагогом электронных образовательных ресурсов (лицензионных и созданных самостоятельно, создание собственного сайта или сайта детского объединения, ведение профессионального блога или сетевого дневника и т.п.).
Возможно представление других материалов по выбору аттестуемого.





2. Работа с родителями


Формы работы
Подтверждающие материалы






Результативность деятельности и достижений обучающихся за последние 5 лет***
В разделе должны быть представлены:
1. Используемые педагогом заполненные формы фиксации образовательных результатов и динамика результативности освоения образовательной программы обучающимися.

2. Достижения обучающихся (представить подтверждающие документы).


Название олимпиад, конкурсов, конференций, смотров и т.д.
Год
Уровень мероприятия (ОУ, районный, городской, региональный, всероссийский, международный)
Кол во детей
Результат









3. Преемственность обучения (поступление обучающихся в ВУЗ, другие профильные объединения и учреждения).

4. Отзывы о педагогической деятельности и ее результатах.
Представляются материалы, отражающие официальную оценку педагогического работника (характеристики, рекомендации, отзывы руководителей разных уровней, отзывы коллег, родителей, выпускников, сторонних организаций, данные внутриучрежденческого мониторинга качества образования, публикации в СМИ, ТVсюжеты, и т.п.).

Личные достижения педагогического работника
В этот раздел помещаются все имеющиеся у педагогического работника сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения: официальные награды, дипломы лауреатов и участников педагогических конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы на получение) и т.д.

1. Официальные награды (приложить подтверждающие документы).

Награда, звание
Дата получения






2.Участие в педагогических и профессиональных конкурсах, смотрах и выставках (приложить подтверждающие документы).


Название конкурса, выставки
Сроки
Результат







Участие педагогического работника в инновационной, экспериментальной и исследовательской деятельности


Уровень
Форма участия
Содержание
Результат








Аттестуемый имеет право (по своему усмотрению) включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т. п., отражающие его индивидуальность. В портфолио могут быть помещены иллюстрирующие деятельность фотоматериалы (не более 10-12 фотографий). Папка и собранные в ней материалы должны иметь эстетический вид, каждый документ датируется и имеет подпись автора (составителя, разработчика).

*** Для отдельных категорий педагогических работников содержание разделов 6, 7 и 8
составляется следующим образом:

Инструктор ФК

7. Организация образовательного процесса
В этом разделе должны быть представлены:
1. Материалы по организации образовательного
· процесса:
образовательная программа
перечень УМК к образовательной программе
технологические карты или конспекты (разработки) занятий
информационно-аналитические карты или другие материалы внутреннего контроля посещения занятий администрацией, методической службой вашего учреждения и др.
самоанализ занятий
перечень используемых электронных образовательных ресурсов (лицензионных и созданных самостоятельно, создание собственного сайта или сайта детского объединения, ведение профессионального блога или сетевого дневника и т.п.).
календари спортивно-массовых мероприятий, положения о соревнованиях;
материалы по мониторингу уровня физического развития воспитанников (тесты, антропометрические исследования)
Возможно представление других материалов по выбору аттестуемого.

2. Работа с родителями


Формы работы
Подтверждающие материалы







Педагог-организатор

7. Организация досуговой деятельности
1. В этом разделе должны быть представлены:
образовательная программа, краткосрочная, длительная досуговая программа, программа деятельности
перечень методического комплекса к программе
информационно-аналитические карты или другие материалы внутреннего контроля посещения массовых мероприятий администрацией, методической службой вашего учреждения и др.
самоанализ проводимых мероприятий
перечень используемых электронных образовательных ресурсов (лицензионных и созданных самостоятельно, создание собственного сайта или сайта детского объединения, ведение профессионального блога или сетевого дневника и т.п.).
Возможно представление других материалов в соответствии с функционалом по выбору аттестуемого.



8. Результативность деятельности обучающихся за последние 5 лет
В разделе должны быть представлены:
1.Используемые педагогом-организатором заполненные формы фиксации воспитательных результатов и динамика результативности освоения досуговых программ обучающимися.

2. Достижения воспитанников (представить подтверждающие документы)


Название олимпиад, конкурсов, конференций, смотров и т.д.
Год
Уровень мероприятия (ОУ, районный, городской, региональный, всероссийский. международный)
Кол во детей
Результат









3. Отзывы о педагогической деятельности и ее результатах.
В данный раздел представляются материалы, отражающие официальную оценку педагогического работника (характеристики, рекомендации, отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей, выпускников, сторонних организаций, данные внутриучрежденческого мониторинга качества образования, публикации в СМИ, ТVсюжеты, и т.п.).


Методист

Научно-методическая деятельность
В разделе должны быть представлены:
1.Материалы, отражающие организацию методической деятельности: анализ и планы (программы) методической деятельности по направлению, аналитические справки, аналитические карты посещения занятий, анализ (экспертиза) образовательных программ, проектов, анализ результатов, обобщение и распространение опыта работы педагогов учреждения.

2. Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей, обобщению опыта (дать полный перечень и приложить самые интересные работы)


Название публикации
Название издания
Издательство
Год выпуска
Кол-во стр.
№№ страниц









3. Участие в проведении мастер-классов, круглых столов, семинаров, конференций, открытых занятий и мероприятий, руководство методическим объединением, рабочими группами, наставничество


Название мероприятия
Дата проведения
Форма участия (тема) представления опыта
Подтверждающие документы











7. Организация обучения педагогических кадров

1. В этом разделе должны быть представлены:
программа обучения
перечень УМК к программе
разработки занятий с педагогами в различных формах (семинар, практикум, педагогические чтения, круглый стол, тематическая консультация и т. д)
перечень используемых электронных образовательных ресурсов (лицензионных и созданных самостоятельно, создание собственного сайта или сайта детского объединения, ведение профессионального блога или сетевого дневника и т.п.).
Возможно представление других материалов по выбору аттестуемого.

8. Результативность деятельности (в соответствии с функционалом)
В разделе должно быть отражено:
1.Наличие собственных методических разработок (дать полный перечень и приложить некоторые из них)


Название методической разработки
Сроки создания
Способ распространения (наличие в методическом кабинете учреждения, размещение в интернет, др. источниках, и т.п.)







2. Наличие разработанных критериев и диагностических материалов для определения результатов и качества образовательного (воспитательного) процесса (приложить).

3. Методическая поддержка творческих инициатив и достижений педагогов (участие педагогов в конкурсах, создание программно-методических материалов и т. п.).


Форма поддержки и сопровождения
Год
Уровень мероприятия (ОУ, район, город, регион, всероссийский, международный)
Результат
Подтверждающие документы









5. Отзывы о методической деятельности и ее результатах.
В данный раздел представляются материалы, отражающие официальную оценку педагогического работника (характеристики, рекомендации, отзывы руководителей разных уровней, отзывы коллег, сторонних организаций, данные внутриучрежденческого мониторинга качества образования, публикации в СМИ, ТVсюжеты, и т.п.).


Концертмейстер

7. Организация образовательного процесса
1. В этом разделе должны быть представлены:
образовательная программа
репертуар к образовательной программе по годам обучения
перечень музыкального материала к занятиям
информационно-аналитические карты или другие материалы внутреннего контроля посещения занятий администрацией, методической службой вашего учреждения и др.
перечень используемых электронных образовательных ресурсов
Возможно представление других материалов по выбору аттестуемого.

8. Результативность деятельности и достижений обучающихся за последние 5 лет
В разделе должны быть представлены:

1. Достижения обучающихся (представить подтверждающие документы)


Название олимпиад, конкурсов, конференций, смотров и т.д.
Год
Уровень мероприятия (ОУ, район, город, регион, всероссийский, международный)
Кол во детей
Результат









2. Перечень разработанных целостных музыкальных композиций для сопровождения занятий, концертных выступлений коллектива.

3. Отзывы о педагогической деятельности и ее результатах.
В данный раздел представляются материалы, отражающие официальную оценку педагогического работника (характеристики, рекомендации, отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей, выпускников, сторонних организаций, данные внутриучрежденческого мониторинга качества образования, публикации в СМИ, ТVсюжеты, и т.п.)



Приложение 1
Полное название учреждения по Уставу












Портфолио
профессиональной деятельности





Аттестационные материалы
Петровой
Марии Ивановны,
педагога дополнительного образования
















Санкт-Петербург

2006-2011



15