Методические рекомендации к написанию курсовых работ для обучающихся по педагогическим специальностям СПО

Министерство образования и науки Республики Татарстан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж»




Методические рекомендации к выполнению курсовых работ
для обучающихся по педагогическим специальностям СПО


Составитель:  Возженникова Ф.Л.




















Содержание

Пояснительная записка..
3

1. Требования к структуре и содержанию курсовой работы.
4

2.Как написать введение .
5

3.Как написать основную часть ..
10

4.Как написать заключение
19

5. Правила оформления работы..
23

6.Словарь основных терминов и понятий
30

7.Рекомендуемая тематика курсовых работ.
38

Список использованных источников
41

Приложения
42



















Пояснительная записка
В условиях реализации ФГОС СПО современной школе необходим педагог, чья исследовательская деятельность является основой и гарантом инновационного преобразования образовательного процесса, повышения его продуктивности. Известный педагог-ученый В.А.Сухомлинский писал: «Высший этап педагогического творчества – сочетание практики с элементами научного исследования».
В рамках обучения в среднем педагогическом учебном заведении студенты выполняют ряд исследовательских работ, среди которых написание курсовой работы является одним из важнейших этапов овладения профессиональными компетенциями. Выполнение курсовой работы направлено на развитие у студентов основ научного мышления, творческих способностей; освоение ими навыков самостоятельной поисковой работы, связанной с анализом и критическим оцениванием научной и методической литературы, современных источников информации; систематизацией и обобщением чужого и собственного педагогического опыта.
Анализ практики выполнения курсовых работ студентами педагогических колледжей и качества формирования их исследовательской компетенции свидетельствует о значительных трудностях, с которыми студенты сталкиваются в самостоятельной работе над курсовым исследованием. Предлагаемые методические рекомендации написаны с целью формирования практических умений и навыков студентов, необходимых для качественного выполнения курсовой работы.
Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям: «Музыкальное образование», «Дошкольное образование», «Изобразительное искусство и черчение».




1. Требования к структуре и содержанию курсовой работы
Независимо от того, по какому профессиональному модулю, междисциплинарному курсу или учебной дисциплине пишется курсовая работа, следует придерживаться сложившейся структуры научного сочинения, к которому относится и курсовая работа:
1.Титульный лист (образец в Приложении 1).
2.Оглавление (образец в Приложении 1).
3.Введение
4.Основная часть (теоретический и практический разделы, разделенные на главы и параграфы)
5.Заключение
6.Список использованных источников
7.Приложение (по необходимости)
Объем курсовой работы – 20-25 стр.
Основными требованиями к содержанию курсовой работы являются:
- соответствие структуры и содержания работы оглавлению;
- логичное и лаконичное изложение содержания внутри всех частей работы (разделов, глав и параграфов);
- полный и объективный анализ наиболее значимых источников по теме курсовой работы;
- точное описание практического исследования, а также его результатов;
- аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций;
- использование (при необходимости) таблиц, графиков, диаграмм, схем.




2. Как написать введение
Введение – это вступительная часть работы, в которой автор должен обозначить исследуемую проблему и обосновать необходимость её исследования. В практике нет единого мнения, когда следует писать этот раздел, но желательно, чтобы он писался в начале исследования и корректировался в процессе всей работы.
Для того чтобы написать введение к курсовой работе необходимо последовательно раскрыть содержание следующих положений:
1. В краткой форме раскрыть содержание исследуемых в теме ключевых понятий. Например, в теме «Формирование экологической культуры младших школьников посредством тематических экскурсий» ключевым понятием является понятие «экологическая культура». Раскрывается содержание этого понятия, его состав (экологические потребности, ценности, идеалы, экологическое мышление и т.д.) и их соотношение. Ключевое понятие, заключенное в теме, и является объектом исследования данной курсовой работы. Автор должен дать определение важности, значимости этого понятия как явления и его реального состояния на практике. Тем самым необходимо логически подвести к содержанию следующего положения:
2. Обосновать актуальность темы – это значит:
-показать существующую проблему, её значимость и необходимость решения на практике именно сейчас;
-показать недостатки в педагогическом процессе, которые ведут к указанной проблеме, т.е. раскрыть то, что не устраивает исследователя в современной педагогической ситуации по этой проблеме;
Обозначение актуальности темы будет свидетельствовать об умении автора отделять главное от второстепенного, о его понимании необходимости выяснить то, что известно в науке и практике по проблеме исследования и что на данный момент является неизученным и неизвестным в решении обозначенной проблемы.
3. От доказательства актуальности изучаемой темы необходимо перейти к формулировке основных методологических характеристик исследования: объект и предмет исследования, гипотеза, цель и задачи исследования (Таблица 1).
4. Раскрыть степень научной разработанности проблемы. Степень разработанности определяется на основании краткого обзора имеющейся по ней литературы. Студент должен познакомиться со всеми значимыми работами (ученых, крупных специалистов, практиков и др.) по данной проблематике, систематизировать и обобщить их, оценить всё сделанное предыдущими исследователями, сделать вывод о том, что данная проблема еще не полностью раскрыта в теории (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и не решена в практике, и соответственно требует дальнейшего её изучения.
5. Обозначить практическую значимость курсовой работы – это значит показать, какие проблемы в педагогическом процессе (школы или ДОУ) можно разрешить (полностью или частично) с помощью полученных результатов исследования.
6. Во введении автор должен указать и обосновать методы исследования, которые послужат ему инструментом в добывании информации, фактического материала курсовой работы, а значит, станут необходимым условием достижения поставленной цели.







Таблица 1
Схема определения методологических характеристик исследования на примере курсовой работы по теме:
«Формирование навыков сознательной дисциплины у детей младшего школьного возраста как составная часть нравственного воспитания»
Объект исследования:

Нравственное воспитание детей
младшего школьного возраста

Объектом педагогического исследования всегда становится какая-то часть педагогического процесса или явления: обучение (чему-либо), воспитание (каких-либо качеств), развитие (каких-либо способностей), формирование (каких-либо навыков).
Нельзя называть объектом исследования, например, начальную школу или подростковый клуб – это конкретные базы, в которых могут проходить педагогические исследования.

Предмет исследования:
Формирование навыков сознательной дисциплины у детей младшего школьного возраста


Так как объект в данной теме - Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста – это широкое поле для исследования и невозможно его изучить во всех аспектах, то для исследования вычленяется какая-то конкретная часть объекта – это и есть предмет исследования.
Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное.

Тема исследования:

Формирование навыков сознательной дисциплины у детей младшего школьного возраста как составная часть нравственного воспитания
Тема исследования рождается из содержания предмета исследования, поэтому их формулировки зачастую бывают идентичны. Тема – это лаконичная формулировка проблемы

Проблема
исследования:

Противоречие между требованиями к дисциплине и ее реальным состоянием на практике
Проблема – это ответ на вопрос: что надо изучить из того, что ранее не было изучено или какую педагогическую ситуацию надо преобразовать на практике.

Гипотеза исследования:

Формулируется по следующему стандарту:
«Если., то, так как».
Это означает:
«Если сделать то-то, создать такие-то условия, применить такие-то методы, то произойдет то-то (решение проблемы), так как...
По данной теме гипотеза будет звучать так:
Если в школе будет реализована единая концепция учебно-воспитательного процесса, то процесс формирования навыков сознательной дисциплины будет наиболее эффективным, так как будут созданы оптимальные условия для решения данной проблемы.

В столбце справа приводится ещё один вариант формулировки гипотезы
Формирование навыков сознательной дисциплины у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:
- в школе будет реализована единая концепция учебно-воспитательного процесса;
- в школьную практику будут претворены активные методы формирования элементов сознательной дисциплины на занятиях и во внеурочное время;
- будут организованы совместные мероприятия с участием родителей, учащихся и учителей.
Гипотеза – это предполагаемые условия решения проблемы и пути достижения цели исследования.
Рабочая гипотеза – это временное предположение, выдвигаемое в начале исследования.
Окончательная гипотеза корректируется в конце исследования, когда в процессе исследования накоплен значительный теоретический и практический фактический материал и исследователь уже имеет возможность выдвинуть свой «проект» решения изучаемой проблемы

Цель исследования
Выявление педагогических условий, при которых возможно эффективное формирование навыков сознательной дисциплины у детей младшего школьного возраста как составной части нравственного воспитания
При обозначении цели курсовой работы можно опереться на следующие формулировки (цель практически любого психолого-педагогического исследования укладывается в одну из них):
-Разработка педагогических основ формирования (обучения, воспитания, развития) чего-либо у кого-либо.
-Выявление, обоснование педагогических (дидактических, методических) условий или предпосылок формирования (обучения, воспитания, развития) чего-либо у кого-либо.
-Обоснование какого-либо содержания, каких-либо форм, методов и средств обучения (воспитания, развития, формирования).
-Определение и разработка каких-либо критериев, рекомендаций, моделей, средств, пособий.
- Характеристика педагогической концепции (указывается какой), доказательство ее значимости, роли и актуальности в развитии современной педагогики или системы.
-Анализ теории и практического опыта педагогов прошлого и современности по конкретному направлению (или конкретной школы), определение его значимости для развития образования (педагогики или системы) на современном этапе.

Задачи исследования:

- изучить состояние проблемы формирования элементов сознательной дисциплины у детей в теории и практике;
-разработать представление об условиях формирования сознательной дисциплины детей;
- в процессе опытной работы определить пути создания этих условий;
- разработать методику формирования сознательной дисциплины детей и предложить рекомендации для родителей, учителей начальных классов и студентов-практикантов
Если цель - это формулировка и определение результата, который исследователь хочет получить как итог исследования, то задачи – это последовательность шагов движения к этой цели. Это ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Правильно поставленные задачи определяют «маршрут» исследования и поиска решения проблемы.
Задачи должны отвечать на вопрос: «Что нужно сделать?», поэтому их формулировка чаще выражается в глагольной форме (изучить, описать, установить, выявить) по принципу - от простого к сложному.
Если исследователем последовательно будут решаться намеченные задачи, то осуществится логическое развертывание (а затем и описание) всего исследования.
Соответственно, сформулированные задачи станут пунктами оглавления, ведь оглавление – это «краткое содержание» хода исследования. Таким образом, ход исследования осуществляется через последовательное решение поставленных задач.

3. Как написать основную часть курсовой работы
Основная часть работы – это главный раздел работы, её «ядро», в котором автор раскрывает весь ход теоретического и практического исследования. В основной части всесторонне и глубоко анализируются все подлежащие изучению стороны проблемы, последовательно и с исчерпывающей полнотой раскрывается заявленная тема. Другими словами, в основной части автор пошагово и последовательно, чётко структурируя материал, описывает последовательное решение намеченных во введении задач.
При работе над основной частью студент должен использовать все необходимые теоретические и практические методы исследования. Комбинация выбранных методов должна быть отобрана так, чтобы доказать выдвинутую гипотезу и добиться цели исследования.
Для теоретического исследования проблемы нужны теоретические методы. Так, например, тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему. Именно в процессе изучения литературы будут необходимы такие важные теоретические методы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, системный метод, моделирование, индукция и дедукция и др.
Следует напомнить, что типичной ошибкой в написании теоретической главы является механическое соединение отрывков из разных источников без анализа, сравнения, сопоставления, без выражения своего отношения к содержанию разных точек зрения.
В теоретической части раскрывается содержание ключевых понятий и терминов, рассматриваются история и теория вопроса (проблемы). Смысл теоретической главы состоит в том, чтобы ответить на вопросы:
1. «Что это такое?» - теория вопроса
2. «Откуда возникло и как развивалось?» - история вопроса.
Раскрывая суть рассматриваемой проблемы, ее реального состояния в существующей практике студент должен изложить собственное понимание проблемы, ее осмысление на основе изучения литературы, указать современные подходы к ее решению. Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей также проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе их анализа, систематизирования, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.
Глава 2. – практическая или методическая часть исследования – в ней даётся анализ фактического состояния проблемы, его отражение в учебно-методической литературе и в повседневной практике при обязательном рассмотрении как позитивных, так и негативных его сторон. Здесь изучаются методические аспекты решения поставленных задач, даётся оценка перспективности и эффективности уже существующих методик, выявляются новые продуктивные педагогические подходы и способы работы, и в итоге – формулируются рекомендации по дальнейшему совершенствованию исследуемого процесса или явления. Образно говоря, практическая часть даёт ответ на вопрос «кто, что и как делает».
Кроме того, если автором курсовой работы проведён фрагмент эксперимента, все полученные эмпирическим путём данные обобщаются и сопровождаются аргументированными выводами.
В практической части может быть представлена система разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий с обоснованием их разработки и рекомендациями по их применению.
Для практического исследования понадобятся эмпирические методы (наблюдение, методы опроса: тестирование, анкетирование, интервью, экспериментальные методы).
Одним из основных исследовательских методов и распространенным методом сбора и обработки информации, который должен использоваться автором курсовой работы, является наблюдение. Наблюдение – это целенаправленное восприятие и регистрация каких-либо явлений в педагогическом процессе в его динамике. Наблюдение должно завершиться психолого-педагогическим осмыслением зафиксированных данных и их научным объяснением, то есть установлением фактов. Студент должен помнить, что наблюдение требует плановости, систематичности, точности, аналитичности.
Плановость означает, что исследователем обязательно должны быть определены цель и задачи наблюдения, обозначены этапы его проведения, при этом должны присутствовать все формы записей о наблюдаемом явлении (протоколы, стенограммы, видеозаписи, фрагменты уроков).
Точность – это значит, что исследователю необходимо точно и достоверно фиксировать весь процесс и результаты наблюдения.
Например, цель наблюдения: определить активность учащихся на различных этапах урока. Наблюдатель должен зафиксировать все письменно: дату урока, его тему, количество учащихся и проявления активности учащегося (поднимает руку, чтобы ответить; внимательно слушает, тщательно выполняет задания, задает уточняющие, проблемные вопросы и т.д.). При этом исследование каких-либо признаков должно быть минимальным – в данном случае исследуется только одно свойство: активность учащихся.
Аналитичность наблюдения состоит в том, что из общей картины педагогического процесса автор-наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые обязательно анализируются, оцениваются, объясняются и обобщаются.
Основной практический метод педагогического исследования, направленный на проверку выдвинутой гипотезы, - это эксперимент, но в рамках выполнения курсовой работы достаточно провести его фрагмент, например, констатирующий эксперимент, цель которого заключается в организации и проведении диагностики по выявлению у испытуемых уровня развития каких-либо способностей, обучения чему-либо, воспитания каких-либо качеств, уровня формирования каких-либо навыков (в зависимости от темы исследования).
Практическая часть также может содержать описание и обобщение педагогического опыта, использование которого, по мнению автора, может эффективно решить исследуемую проблему. Обобщение опыта обязательно включает в себя его описание (на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов и т.д.).
В этом случае при анализе педагогического опыта следует раскрыть:
- его актуальность и перспективность;
-установление причинно-следственных связей, выявление закономерностей в достижении успехов, стабильность положительных результатов;
- выявление инноваций - новых идей и замыслов, эффективных методов, средств, форм организации педагогического процесса с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению;
-возможность творческого применения опыта, его переносимость на другие объекты.
Практическая часть также может включать в себя разработанные автором комплекты учебно-наглядных или учебно-методических материалов (дидактические игры, тренинги, упражнения и т.д.), фрагменты занятий, уроков, внеклассных формы работы.
Важно, чтобы разработанные методические материалы содержали элементы новизны и сопровождались методическими рекомендациями по их эффективному использованию. После того как будет написана основная часть каждый автор должен осознать, какие данные и результаты он уже имеет и какие выводы он получил.
Требования к содержанию и стилю изложения
Стилистика курсовой работы должна соответствовать требованиям научного текста и правилам академического этикета. Автору нужно стремиться к тому, чтобы в курсовой работе строгость научного этикета (логичность изложения, владение специальной терминологией) сочеталась с доступностью теоретического и практического анализа. В научном тексте является лишним всё то, что мешает реализации сформулированной цели – недопустимы излишнее выражение эмоций, художественные красоты, пустопорожняя риторика.
Изложение в курсовой работе должно быть логичным, поскольку оно преследует единую цель – обосновать и доказать ряд теоретических и практических положений, поэтому в изложении всё должно быть направлено на решение поставленных задач и достижение конечной цели, которые четко прописаны во введении.
Как же правильно написать текст работы?
Существует два основных метода написания текста: конструктивно-синтетический и критико-аналитический. Конструктивно-синтетический метод служит для первоначального варианта. Когда накоплен материал для написания раздела или фрагмента, продуман его план, основные мысли, система доказательств, важно всё это зафиксировать, не теряя общей нити изложения, его логики: важно не упустить основного и не нарушить намеченной последовательности описания решения поставленных задач – это своего рода общий набросок текста, предварительная компоновка и структурирование материала.
Вслед за этим применяется критико-аналитический метод, который заключается в уточнении текста, отделке отдельных частей и фраз; делаются необходимые дополнения и перестановки, убирается лишнее, в частности то, что служило автору для восполнения пробелов в его образовании. Иными словами, убираются «строительные леса».
Затем наступает этап авторского редактирования, когда идет работа над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык, уточняются ссылки, составляется библиография.
Очень полезно (если позволяет время) не спешить с окончательной отделкой, дать тексту «вылежаться», а после этого постараться взглянуть на него глазами «постороннего». По мере более глубокого понимания темы, постижения сути исследования многие рассуждения покажутся неудачными или некорректными. Многие отступления, комментарии, описание лишних деталей (уход от сквозного изложения) затрудняют понимание текста, делают логику изложения излишне усложненной, вследствие чего важно ещё внимательнее поработать над всеми раскрываемыми основными положения.
Каждый раздел курсовой работы, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего. В конце каждой главы и параграфа следует обязательно сформулировать выводы, доказательства теоретических и практических положений на основе изученного материала. Как правило, для озвучивания выводов можно использовать следующие речевые обороты: «Таким образом, », «Исходя из вышесказанного», «Итак» и т.д.
При использовании источников недопустимо прямое копирование чужого текста – это является плагиатом и нарушением авторских прав. Студентом должна быть проведена творческая обработка материала: важнейшие теоретические положения излагаются своими словами и при необходимости подкрепляются цитатам и соответствующими ссылками на авторов.
При ссылке на авторские суждения (высказывания) и выражения своего к ним отношения допускается использовать следующие речевые обороты:
Например: «Автор в своем научном исследовании по данной проблеме аргументировано обосновывает, убедительно показывает, четко определяет, детально анализирует, высказывает мнение, добавляет, допускает мысль, констатирует, излагает, отстаивает следующую точку зрения, подтверждает, полагает, предполагает, принимает точку зрения, (не) разделяет позицию, рекомендует, ссылается, фиксирует, приходит к выводу, разъясняет, одобряет, рассматривает вопрос, следует согласиться, неоднозначно мнение автора, и т.д.
Желательно, чтобы текст курсовой работы состоял из сложносочиненных или сложноподчинённых предложений, так как сплошной поток простых предложений производит впечатление примитивности, «рубленности» и смысловой бедности текста (данное предложение как раз является примером не простого, а сложносочиненного предложения). Присутствие в тексте сложносочиненных и сложноподчиненных предложений является показателем культуры научной речи. Однако следует избегать и слишком длинных, запутанных, громоздких предложений, читая которые, забываешь к концу предложения, о чем говорилось в его начале.
В научном тексте традиционно используются неопределенно-личные конструкции с краткими страдательными причастиями (например: «выявлено несколько новых тенденций») и ведением изложения от третьего лица. Автору работы нельзя писать: «Я думаю, я считаю». Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допустимы обороты с сохранением первого лица множественного числа, но в которых отсутствует местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением следующих конструкций: «На наш взгляд», «По-нашему мнению». Допустимо писать: «По-мнению автора (курсовой работы)», или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что», «на основе выполненного анализа можно утверждать», «анкетирование школьников подтверждает гипотезу», и т.д.
Автор курсовой работы должен знать и помнить о принципах рубрикации текста.
Под рубрикацией текста понимается его членение на логические самостоятельные составные части (рубрики). Поскольку курсовая работа - это единое и цельное научное сочинение, то ее рубрикация тоже должна служить оптимальному раскрытию темы. Выделение границ разделов составляет существенный момент рубрикации.
Если введение и заключение обычно бывают цельными, то основная часть подвергается более дробной рубрикации на главы и параграфы, которые имеют свои названия и свою нумерацию.
Все подразделы работы должны строго соответствовать оглавлению, быть логически связаны между собой, выстроены в единой последовательности по принципу «от общего – к частному» и в совокупности раскрывать тему. При оценке курсовой работы корректности разделения на главы и параграфы и их названий придается большое значение. Главы и параграфы должны быть соотнесены между собой по объему и степени важности. Так, объём параграфа ни в коем случае не должен превышать объёма целой главы.
Каждый заголовок должен строго соответствовать содержанию следующего за ним текста. Если название главы освещает более широкое содержание, чем вся совокупность ее параграфов, то что-то в оглавлении осталось упущенным, неуказанным. Если же содержание параграфов в совокупности оказывается богаче, чем предполагало название главы, это означает, что содержание главы включает лишние, выходящие за пределы ее плана, параграфы.
Названия глав и параграфов также не следует делать ни слишком многословными, длинными, ни чересчур краткими. Длинные заголовки выглядят громоздкими и с трудом воспринимаются. Слишком короткие названия теряют конкретность и воспринимаются как предельно общие. Поэтому они в любом случае оказываются по смыслу шире соответствующего им содержания. В названиях глав и параграфов нежелательно включать узкоспециальные термины, сокращения, аббревиатуры, формулы.
Текст также делится и на более мелкую рубрикацию – абзацы.
Абзацы – это логическое отделение фрагментов текста друг от друга. Абзацы позволяют сделать излагаемые мысли более рельефными, облегчают восприятие текста при чтении и его осмысление. Желательно, чтобы объем абзацев был средним. Большие абзацы делают текст «монотонным», а слишком частые абзацы дробят текст, что мешает сосредоточиться на мысли автора.
Между абзацами непременно должна существовать логическая связь, объединяющая их в цельное повествование. Для того чтобы сделать эту связь более явной, необходимо использовать специальные вводные слова и обороты в начале первого предложения абзаца. Такие слова и обороты дают возможность подчеркнуть, как именно связаны предыдущий и последующий абзацы.
«Итак», «Таким образом» - эти вводные слова и обороты показывают, что данная часть текста служит обобщением изложенного выше.
«Отсюда следует что», «Следовательно» - эти обороты свидетельствуют о том, что между изложенным выше и тем, что будет изложено сейчас, существует причинно-следственная связь.
«Однако», «Тем не менее», «Впрочем», «Между тем» выражают наличие противоречия или несогласия с тем, что изложено выше и тем, что будет сказано сейчас, т.е. происходит противопоставление тезисов.
Обороты «Рассмотрим подробнее», «Перейдем теперь к» помогают более четкой рубрикации текста, поскольку подчеркивают переход к изложению новой мысли.
Таким образом, студенту следует помнить, что при написании курсовой работы важно не только то, как он раскроет тему, но и насколько грамотным и убедительным будет его язык, стиль письма и общая манера подачи, полученного в результате всего исследования, материала.
4. Как написать заключение
Заключение - ещё один важный структурный раздел - представляет собой последовательное и вместе с тем краткое («лаконично о главном») изложение анализа результатов проведенного исследования. Содержание грамотно написанного заключения логично подытоживает курсовую работу, делает её содержание цельным и законченным.
Заключение тесно связано с введением. Если во введении были намечены «пути» исследования, сформулированы цель и задачи курсовой работы, выдвинута гипотеза, то в заключение все эти обозначенные методологические характеристики также должны быть затронуты, но уже с позиции полученных результатов. Приводимые в этом разделе общие выводы не должны быть простым повторением выводов по главам, а давать новый уровень обобщения и конкретизации и отражать итоговые результаты исследования по теме.
Можно предложить следующий приём - на отдельный лист выписываются цель, задачи и гипотеза, которые были указаны во введении. В заключение нужно будет просто написать на них, так называемые, «ответы».
Например, как это будет выглядеть в процессе написания заключения к теме курсовой работы, сформулированной следующим образом: «Дидактические игры как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста».
Для начала вспомним, как была сформулирована цель:
Цель исследования: выявление роли дидактических игр в повышении эффективности умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Пишем текст: На основании проведённого исследования и анализа полученных результатов, необходимо сделать вывод о том, что сегодня проблема повышения эффективности умственного воспитания дошкольников требует своего решения путём внедрения в педагогический процесс ДОУ эффективных форм и методов обучения (подтверждается важность и актуальность исследуемой проблемы). Это и будет началом Заключения.
Далее текст заключения разворачивается через «ответы» на задачи:
- рассмотреть понятие «умственное воспитание детей дошкольного возраста» (так автором была сформулирована первая задача);
Пишем текст: Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволили сделать вывод о том, что умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний необходимых для адаптации к окружающей жизни и формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в повседневной деятельности. Умственное воспитание выполняет направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, во многом определяет умственное развитие, способствует ему, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей дошкольного возраста.
Проведённое нами исследование также подтвердило, что в дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития человека, чем в последующие возрастные периоды. Период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов всего мира, является возрастом стремительного физического и психического развития ребёнка, первоначального формирования психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Реализация специфических возрастных возможностей умственного развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности – игре, речевом общении, рисовании, конструировании и др.
В предыдущих двух абзацах ещё раз уже в качестве выводов «прозвучали» два главных положения, ранее раскрытых во введении и основной части – актуальность и важность осуществления умственного воспитания детей дошкольного возраста и необходимость учёта их возрастных особенностей.
- исследовать содержание понятия «дидактические игры» (ещё одна задача, сформулированная во введении);
Текст: Рассмотрев и изучив разнообразные психолого-педагогические аспекты теории игры, а также современные подходы и опыт практиков по использованию дидактической игры в педагогическом процессе ДОУ, необходимо сделать вывод о том, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. В правильно организованной игровой деятельности решаются все важнейшие задачи умственного воспитания: развитие мыслительной деятельности, становление речи, воспитание любознательности, познавательных интересов, формирование системы элементарных знаний о предмете и явлениях окружающей жизни.
Дидактическая игра – это метод обучения, который содержит большие возможности для умственного воспитания детей.. (напомнить сущность дидактических игр) .
В приведённом тесте заключения ещё раз подчёркиваются потенциальные возможности дидактических игр в умственном воспитании дошкольников, которые автор рассматривал в качестве средства решения проблемы повышения эффективности умственного воспитания детей дошкольного возраста.
- разработать комплекс дидактических игр для работы с дошкольниками (ещё одна намеченная для решения задача);
Текст: На основе проведённого исследования выявлено, что особого внимания в решении исследуемой проблемы требует использование в педагогическом процессе всего многообразия игр и необходимость разработки специального комплекса дидактических игр, обеспечивающего повышение эффективности умственного воспитания дошкольников, так как
-провести фрагмент эксперимента с использованием комплекса дидактических игр и разработать возможные рекомендации по использованию дидактических игр в работе с дошкольниками (последняя задача):
Текст: Использование системы дидактических игр в ДОУ (в таком-то) показало эффективное влияние дидактических игр на умственное воспитание детей дошкольного возраста, на улучшение таких его показателей, как активизация мыслительной деятельности, сосредоточенность внимания, связность речи, проявление сообразительности, любознательности и познавательных интересов, обогащение знаний об окружающей жизни и т.д.
Анализ литературы по проблеме повышения эффективности умственного воспитания детей дошкольного возраста, изучение педагогического опыта, наблюдение, беседа, фрагмент эксперимента (перечислены методы исследования) показали, что умственное воспитание детей дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий: (перечисляются)
Для повышения эффективности умственного воспитания дошкольников необходимо следовать следующим рекомендациям: (перечисляются).
Таким образом, основные положения заключения повторяют содержание основной части (там также описывалось поочерёдное решение задач), но в кратком и сжатом виде – в виде обобщений и выводов.
Как известно, любое исследование – это процесс «от незнания – к знанию». В связи с этим в своем итоге заключение должно содержать что-либо новое по отношению к исходному, т.е. начальному, знанию. Другими словами, в заключении раскрываются все новое, что привнесено автором курсовой работы в теорию и в практику учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении; описываются практические рекомендации; указываются направления дальнейшей разработки проблемы с целью её (полного или частичного) разрешения.


5.Требования к оформлению текста
Курсовая работа должна быть набрана на компьютере и распечатана на одной стороне белой бумаги формата А4.
Шрифт - Times New Roman, цвет шрифта – черный, размер – 14.
Поля страницы: левое – 30 мм, правое – 15 мм, нижнее и верхнее – по 20 мм.
Текст печатается через 1,5 интервала, красная строка – 1,25 см.
Страницы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер на нем не ставится.
Заголовки структурных элементов работы (введение, заключение, содержание, список источников, приложения) располагают в середине строки без точки в конце и печатают строчными буквами (кроме первой) полужирным шрифтом. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы. Параграфы (1.2, 1.3; 2.2, 2.3) следуют на той же странице после окончания предыдущего подраздела.
Главы нумеруются, они могут делиться на параграфы. Номер параграфа состоит из номеров главы и параграфа в главе, разделённых точкой. В конце номера точка не ставится.
Заголовки отделяются от текста двумя межстрочными интервалами. Переносы в заголовках не допускаются.
Заголовки глав и параграфов, указанных в оглавлении, в тексте работы должны быть выделены и идентично пронумерованы.
Заголовок главы печатается строчными буквами (кроме первой буквы), полужирным шрифтом, выравнивание по ширине, абзац – 1,25, без переносов в словах, кавычек, подчеркивания и без точки в конце. Например:
Глава I. Развитие самооценки младших школьников в процессе обучения
1.1.Возрастные особенности личности младшего школьника
Заголовок параграфа печатается также строчными буквами (кроме первой буквы) также без переносов в словах, кавычек, подчеркивания и без точки в конце.
В Оглавлении не нумеруются Введение, Заключение, Список использованных источников, Приложение.
Оформление ссылок и цитат
В курсовой работе следует применять затекстовые ссылки (а не постраничные) как менее трудоемкие и удобные для печатания. Затекстовые ссылки – это указание на источники цитат с отсылкой к пронумерованному списку использованных источников, помещаемому в конце работы.
В конце предложения, в котором есть прямое или косвенное цитирование другого автора, ставится в квадратных скобках номер источника (по нумерации списка), и затем после запятой – номер страницы из этого источника. Например: [7, с.24].
Если цитата достаточно длинная, то указываются постранично её начало и конец. Например: [7, с.24 - 40].
Прямое цитирование должно быть оформлено по правилам русского языка, быть абсолютно точным с соблюдением авторской пунктуации и обязательно сопровождаться ссылкой с точным указанием источника и номера страницы.
Приведём примеры оформления цитат.
1. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы:
«Всё то, что называется исполнительским мастерством, - писал Г.П. Прокофьев, - как бы вырастает из пантомимических движений, порождаемых исполняемой музыкой» [7, с.24].
2. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого теста, то после открывающих кавычек ставится отточие. Например:
Важно, что связь руки и мозга имеет двусторонний характер: «при любом двигательном тренинге, будь то гимнастическое упражнение или разучивание фортепианного этюда, упражняются не руки, а мозг» - это положение, по мнению Н.А.Бернштейна, должен осознать каждый педагог [9, с.33].
3. При цитировании допускается пропуск слов, если это не приводит к искажению смысла текста. Пропуск слов обозначается многоточием. Например:
По точной и емкой формулировке Асафьева, вся история становления и развития инструментального исполнительства - это «поиски в инструментахвыразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу» [1, с.224].
Непрямое цитирование – это пересказ, изложение мыслей других авторов своими словами, при этом необходимо быть предельно точным и корректным по отношению к авторской позиции. Такое цитирование также обязательно должно сопровождаться ссылкой, но в этом случае допускается делать ссылку только на номер источника.
Если возникает необходимость сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов, либо изложенное в нескольких работах одного и того же автора, то в ссылке отмечаются порядковые номера всех источников, которые разделяются точкой с запятой. Например:
Исследованиями ряда музыкальных психологов [7; 14; 21; 30] выявлено, что
Следует помнить, что точность воспроизведения авторского текста и указание страниц при цитировании являются строго обязательными. Поэтому очень важно, чтобы студенты ещё на стадии работы с источниками самым тщательным образом фиксировали все выходные данные используемых источников.




Оформление списка использованных источников
Библиографическое описание литературы приводится в следующей последовательности:
Автор (Фамилия, И. О.). Заглавие : сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы) ; последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). Сведения об издании (информация о переиздании, номер издания). Место издания : Издательство, Год издания. Объем.
Согласно ГОСТам 2008 года по библиографическому описанию, в краткой библиографической ссылке/сноске допускается заменять знак. (точка и тире), на знак . (точка и пробел).
Название города (места издания) пишется полностью (Омск, Минск). Исключение составляют только следующие города, названия которых пишутся в сокращенном виде: Москва (М.), Ленинград (Л.), Санкт-Петербург (СПб.), Нижний Новгород (Н. Новгород), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д), Лондон (L.), Париж (P.), Нью-Йорк (N-Y.). Название издательства пишется без кавычек с прописной буквы, при этом само слово «издательство» опускается. Если же название издательства следует за термином-определением, то кавычки в названии ставятся (ИД «Имидж-Медиа»).
Библиографическое описание книги с одним автором будет выглядеть так:
Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология / В. В. Семенов. Пущино : ПНЦ РАН, 2000. 64 с.
Если авторов книги 2–3, то в заголовке пишется имя одного автора, а все авторы перечисляются через запятую в области сведений об ответственности (которая отделяется от заглавия косой чертой):
Хромов, А. А. Электротехника : учеб. для вузов / А. А. Хромов, М. С. Архангельский, А. В. Иванов; ред. А. И. Чуприна. М. : Высш. шк., 2001. 233 с.
И, наконец, если авторов четверо и более, то указывается фамилия только первого автора с добавлением слов «и др.», например:
Кокеткин, П.П. Пути улучшения качества изготовления одежды / Кокеткин П. П. и др. М. : Легпромбытиздат, 1989. 240 с.
или под заглавием:
История России : учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков и др. ; отв. ред. В. Н. Сухов. 2-е изд., перераб. и доп. Спб. : СПбЛТА, 2001. 231 с.
Под заглавием описываются сборники, в которые входят произведения разных авторов, сборники законов, официальные и нормативные документы.
Библиографическое описание статьи из сборника или периодического издания состоит из двух частей: сведений о статье и сведений об издании и месте (страницах), в котором эта статья помещена. Эти части отделяются друг от друга двойной косой чертой. Так выглядит описание статьи из журнала:
Абрамов, В. В. Многокритериальная оптимизация процесса трелевки на выборочных рубках в малолесных районах / В. В. Абрамов // Молодой ученый. 2013. № 6. С. 12–15.
Описание статьи из сборника статей:
Лихачев, Д. С. Образ города / Д. С. Лихачев // Историческое краеведение в СССР : вопр. теории и практики : сб. науч. ст. Киев, 1991. С. 181–188.
Если статья размещена в нескольких номерах периодического издания или в одном номере на несмежных страницах, выходные данные отделяются друг от друга точкой с запятой, при этом совпадающие данные опускаются:
Гримак, Л. П. Биоэнергетическая система и биополе человека : структура и функции / Л. П. Гримак // Психотерапия. 2008. № 1. С. 37–48; № 2. С. 50–64.
Библиографическое описание автореферата и диссертации
Составление библиографического описания диссертации или автореферата диссертации подчиняется общим правилам, с указанием вида работы в сокращенном виде («дис.» или «автореф. дис.») и ученой степени, на соискание которой диссертация представлена. Например:
Карпик, А. П. Геодезическая пространственная информационная система для обеспечения устойчивого развития территорий : дис. докт. техн. наук : 05.24.01 / А. П. Карпик. Новосибирск, 2004. 295 с.
Библиографическое описание электронного ресурса
При описании электронного ресурса, размещенного в Интернете, указывается интернет-адрес сайта или конкретной страницы (URL) и дата обращения к этому сайту (поскольку содержание интернет-сайтов может со временем изменяться):
Кострикова, Е. Г. Русская пресса и дипломатия накануне первой мировой войны. 1907–1914 / Е. Г. Кострикова // Вопросы по истории : общественно-исторический клуб. URL: http://interstroy-omsk.ru/historygraphia/e-g-kostrikova-russkaya-pressa-i-diplomatiya-nakanune-pervoj-mirovoj-vojny-1907-1914.php (дата обращения: 07.07.2014).
Оформление таблиц и иллюстраций
В курсовой работе для наглядности информации и убедительности материала используются таблицы, графики, иллюстративный материал. Они могут быть размещены как в самом тексте работы, так и вынесены в приложения. На все таблицы и иллюстрации обязательно должны быть ссылки в тексте, а их расположение должно быть максимально приближено к соответствующим частям текста. Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы пишут сокращенно и без значка №. Например, рис1, табл.5 и т.д.
Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись «Таблица» (без кавычек) с указанием порядкового номера.
Если в тексте присутствует только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не пишется. Каждая таблица должна иметь своё название, которое точно и кратко отражать её содержание. Название таблицы следует писать над таблицей посередине страницы с прописной буквы и без точки в конце. При переносе таблицы на следующую страницу «шапку» таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы». Если «шапка» громоздкая, допускается её не повторять, а пронумеровывать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют. Приводимые в таблице данные должны быть однородными, достоверными, сгруппированными по существенным признакам.
Иллюстрации, как и таблицы, также следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами. Они могут иметь наименование и пояснения, подрисуночный текст. Слово «Рисунок» и наименование помещают под рисунком по центру внизу страницы.
Все иллюстрации и нотные примеры (для обучающихся по специальности «Музыкальное образование») должны быть выполнены в электронном виде, в компьютерном наборе. Однако в приложениях допускаются ксерокопии, фотографии, чертежи.
Названия тональностей можно писать по-русски, знак альтерации в названии следует писать словом и через дефис. Например: До-мажор, фа-диез минор. Названия мажорных тональностей, как правило, пишутся с прописной буквы, минорных – со строчной.
При обозначении музыкального произведения в программе, нотном примере сначала указывается автор, затем название, при необходимости – программный подзаголовок. В циклических произведениях обязательно указывается номер части. Сонаты и концерты обозначаются, как правило, порядковым номером, а также тональностью, либо указывается что-то одно




6. Словарь основных терминов и понятий, используемых в процессе психолого-педагогического исследования
Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо свойств или признаков предмета или явления с целью его лучшего изучения.
Адекватность – степень соответствия чего-либо объективным требованиям, условиям, потребностям.
Актуализация – воспроизведение имеющихся у человека знаний, умений, навыков, различных форм поведения и эмоционального состояния в актуальное действие.
Алгоритм – последовательность исследовательских операций, точное выполнение которых позволяет решить проблему исследования.
Анализ – логический метод исследования объектов, позволяющий вычленять отдельные части, элементы, признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных качеств и свойств.
Анкетирование – разновидность исследовательского опроса, позволяющего на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе испытуемых.
Аннотация – краткое изложение статьи, книги.
Апробация (не путать с опробированием) - установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее.
Аспект – та или иная сторона предмета, явления, понятия; точка зрения, с которой рассматривается какой-либо объект.
Беседа - исследовательский метод, позволяющий познать особенности личности человека, характер, уровень его знаний, интересов, и т.д. на основе анализа ответов на поставленные вопросы.
Библиография – перечень книг, статей, других источников по какому- либо вопросу.
Валидность – практическая действенность и полезность конкретного метода исследования.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.
Генезис – происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления или процесса.
Гипотеза – научно-обоснованное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения или его опровержения. Формулировка гипотезы в педагогических исследованиях направлена на определение эффективных условий педагогических процессов.
Диагностика – процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в развитии, общении, а также эффективности функционирования и развития систем, технологий, методик, педагогических проектов.
Диаграмма – разновидность графиков, используемая для наглядного отображения сравниваемых величин. Диаграммы бывают столбчатые, ленточные, круговые, квадратные, секторные, и т.д.
Динамика – ход развития какого-либо явления, процесса; движение, развитие, внутренняя энергия.
Дискретный – прерывистый, дробный, состоящий из отдельных частей (например, дискретное наблюдение – один из исследовательских методов).
Доказательство (гипотезы) – система логических умозаключений, приводящих от предположений к доказываемому положению.
Доклад – устное научное сообщение или письменное изложение существа исследования и его выводов, предназначенное для зачитывания вслух.
Задача исследования – конкретизация цели, диктующая совершение необходимых конкретных действий.
Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса.
Индукция – логический метод исследования, основанный на построении логической цепочки от единичного утверждения к общему.
Инновации педагогические – распространение в образовательной практике педагогических новшеств и нововведений.
Инструментарий – совокупность методов, способов деятельности, применяемых для выполнения этой деятельности.
Интервью – разновидность исследовательского опроса. Предполагает в процессе устного общения выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого. Интервью может быть свободным (не регламентированное темой и формой беседы) и стандартизированным (близкое к анкете с закрытыми вопросами).
Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, разъяснение смысла полученных результатов, объяснение причин и условий их породивших.
Исследование (педагогическое) – процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания, развития.
Категория – предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания. В педагогике основной категорией является категория воспитания.
Когнитивный - имеющий отношение к познанию, мышлению.
Комплексный подход – рассмотрение группы явлений в совокупности.
Конкретизация – воссоздание полного знания о чем-либо с учетом всех признаков и аспектов изучаемого объекта.
Концепция – 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов, руководящая идея для их трактовки и освещения; ведущий замысел деятельности; 2) система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского подхода.
Корректность (научная) – правильность, точность.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки.
Логика исследования – содержание и последовательность (алгоритм) поисковых шагов, обеспечивающих решение поставленных задач.
Метод (исследовательский) – способ получения и обоснования научного знания; совокупность приемов познания предмета исследования.
Методика – различные формы и способы использования методов и приемов, при помощи которых осуществляется познание явлений и процессов.
Методологическая культура – культура мышления, которая предполагает знание определенных правил и приемов научного познания и умение их применять в процессе исследовательского поиска.
Методология – общая система принципов организации, способов достижения и построения научного исследования; учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической деятельности.
Моделирование – процесс создания мысленных моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства, взаимосвязи и элементы исследуемых объектов.
Мониторинг – система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включающая сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих содержание исследовательского процесса.
Наблюдение – общенаучный метод исследования, который предполагает систематическую и целенаправленную фиксацию информации с целью ее сбора и анализа в процессе восприятия специфики протекания изучаемого процесса или явления (объекта исследования). Наблюдение может быть сплошным и выборочным; контролируемым и неконтролируемым; включенным и простым; и т.д.
Наука – форма общественного сознания, в которой отражаются и накапливаются знания о сущности, связях и зависимостях, объективных законах развития природы, общества и мышления.
Обобщение независимых характеристик – метод исследования, построенный на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, получаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности, в которых проявляются его различные способности; составление характеристики личности или события различными экспертами независимо друг от друга.
Объект исследования – явления и процессы (обучение, воспитание, развитие) педагогического пространства, подлежащие исследованию.
Опробовать – подвергнуть испытанию, прежде чем начать использование, применение.
Опрос – исследовательский метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов.
Опытная педагогическая работа – специально организованная исследовательская работа, проводимая по заранее разработанной программе или проекту.
Педагогическое проектирование – разработка и создание образовательных программ, методик, технологий.
Познание (обыденное, мифологическое, философское, художественное и научное) – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности; процесс психического отражения мира в сознании человека, результатом которого является новое знание о его сущности.
Предмет исследования – конкретная часть объекта исследования, в которой вычленяется проблема, требующая своего решения.
Прием – способ действий в определенных условиях, элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, основное правило деятельности.
Принцип генетический – принцип исследования, требующий изучения процессов и явлений в их развитии, позволяющий отследить их возникновение и этапы преобразования.
Принцип объективности – основополагающий принцип, выражающийся во всестороннем учете факторов и условий, в которых возникают и развиваются явления.
Принцип системного изучения явления – основан на положении, что специфика сложного объекта или системы не исчерпывается особенностями ее составляющих, а связана с характером взаимодействия между ее элементами.
Принцип сущностного анализа – связан с соотношением в изучаемых явлениях общего и частного, раскрытием законов их существования, функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения.
Принципы методологические – основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы всегда должны быть научно-обоснованными, носить обобщенный характер и быть обязательными для исполнения.
Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования; противоречие между известным и неизвестным.
Прогноз – научное предсказание хода или результатов каких-либо процессов, событий.
Процедура – установленная последовательность (алгоритм) для осуществления исследовательской деятельности.
Процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-либо; развитие какого-либо явления; совокупность последовательных действий, направленных на достижение результата.
Психолого-педагогическое обследование – комплекс диагностических процедур, необходимых для первоначальной ориентировки относительно объекта изучения.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в чем-либо, в ком-либо, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Рейтинг – субъективная оценка чего-либо по заданной шкале (шкала сравнения, бальные оценки, оценочные листы и графические методы).
Синтез – создание целостного представления, обобщенных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тенденциях развития изучаемого объекта.
Системный подход – подход, ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений.
Статистика – вид практической деятельности, направленный на сбор, обработку и анализ информации, характеризующий количественную сторону процесса или явления.
Сущность – самое главное и существенное в чем-либо; внутренняя основа предметов и явлений.
Тезаурус – словарь учебной дисциплины государственного образовательного стандарта.
Тренинг – система упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию необходимых качеств у человека.
Тема исследования – лаконичная формулировка проблемы исследования.
Теоретический метод – глубокий анализ фактов, раскрытие существенных закономерностей, образование мысленных моделей.
Теоретическое знание – полученное путем переноса выводов, сделанных в одних условиях и на основе анализа одних объектов, на другие условия и объекты.
Тест (испытание, проверка) – стандартизированный метод исследования, предназначенный для точных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путем сравнения этих оценок с заранее заданными стандартами – нормами теста.
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Виды умозаключения – индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
Унификация – приведение чего-либо к единой форме, единому виду, системе.
Факт – явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность которых может быть научно доказана.
Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Целеполагание – определение и формулирование целей и задач деятельности.
Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека; замысел исследования; научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.
Эксперимент (лат.- проба, опыт) – общенаучный метод исследования, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях в качестве объекта исследования планомерно изучаются педагогические процессы и явления; опытное моделирование педагогического процесса и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогический процесс, измерение результатов воздействия и взаимодействия.
Эмпирическое знание – знание, приобретаемое в ходе практической деятельности, чувственного восприятия сущности предметов, процессов.
7. Рекомендуемая тематика курсовых работ
по специальностям:
«Музыкальное образование»,
«Изобразительное искусство и черчение»
«Дошкольное образование»

1. Развитие творческого потенциала личности через проектную деятельность на уроках изобразительного искусства в школе
2. Воспитание эстетических потребностей старшеклассников сельской школы в изобразительной деятельности
3. Беседа о музыке как важный компонент формирования навыков слушания музыки у младших школьников
4. Игровые методы обучения на уроках музыки как средство активизации познавательной деятельности учащихся младших классов
5.Компьютерные технологии как средство активизации познавательной деятельности на уроках искусства
6. Творческие задания на уроках музыки как фактор развития умственной активности ребенка
7. Современные концепции музыкально-эстетического воспитания и обучения детей в зарубежных и отечественных системах
8. Русское народное музыкальное творчество как средство воспитания семейных ценностей у старшеклассников
9. Воспитательный потенциал национального музыкального фольклора на примере изучения его образного содержания
10. Роль акварельной живописи в формировании познавательных интересов на уроках изобразительного искусства
11. Проблема единства воспитания и обучения на уроках музыки (изобразительного искусства) в школе
12. Русская (зарубежная, национальная) музыкальная классика как средство формирования эстетического восприятия природы у школьников
13. Русская (зарубежная, национальная) музыкальная классика как средство формирования нравственно-этических ценностей
14. Художественное образование старшеклассников как средство совершенствования творческой практики
15. Формирование разносторонних эстетических потребностей старшеклассников во внеклассной работе
16. Особенности самоутверждения личности в разновозрастном коллективе
17. Взаимосвязь управления и самоуправления в воспитательной системе школьного коллектива
18. Проблема свободы личности и педагогического требования
19. Подросток как объект и субъект воспитания
20. Стандарт и творческий поиск как компоненты педагогической деятельности учителя музыки (изобразительного искусства)
21. Эвристические возможности новых информационных технологий на уроках музыки (изобразительного искусства) в школе
22. Формы и методы организации музыкального лектория для учащихся сельской общеобразовательной школы
23. Особенности тематического подбора к разделу «Слушание музыки» на уроке музыки в школе
24. Формирование умений и навыков слушания музыки средствами фортепианной музыки для детей среднего школьного возраста
25. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами мультипликации
26. Театрально-игровая деятельность как средство творческого развития и эстетического вкуса дошкольников
27. Детский музыкальный театр как средство полихудожественного развития учащихся младших классов
28. Формирование умений и навыков слушания музыки у дошкольников средствами детской фортепианной музыки
29. Особенности формирования дизайнерского мышления у школьников старших классов
30. Педагогические технологии управления процессом обучения одаренных детей во внеклассной работе
31. Пути и средства дифференциации обучения школьников
32. Особенности психолого-педагогической адаптации младших школьников
33. Взаимосвязь тревожности и самооценки в подростковом возрасте
34. Разноуровневые задания как средство индивидуализации обучения младших школьников на уроках музыки (ИЗО)
35. Пейзаж как средство художественного самовыражения младших школьников
36. Исторический костюм в детском рисунке
37. Детский коллектив как среда и фактор развития личности ребенка
38. Художественный проект «Город мастеров» по изобразительной деятельности школьников во внеклассной работе
39. Народная игрушка как средство воспитания национального самосознания у школьников
40. Проблема формирования декоративности в детском изобразительном творчестве
41. Проблема выявления и развития детской одаренности в изобразительной деятельности
42. Роль выставки натуральных предметов в выразительности работ по лепке детей старшего дошкольного возраста
43. Работа с бумагой (конструирование) в младших классах по программе Б.М.Неменского
44. Музыка как средство воспитания творческого воображения в детском рисунке
45. Развитие творческих способностей учащихся средствами шрифтовой графики



















Список литературы
1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.В.Бережнова, В.В. Краевский. – М. : Академия, 2005. – 128 с.
2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие для студ сред.проф. учеб. заведений / Л.В. Борикова, Н.А. Виноградова. – М. : Академия, 2006. – 96 с.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.И. Загвязинский, Р.А., Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.
4 Надырова Д.С. Курсовая работа: от замысла до защиты: методические рекомендации по курсу «Теория и методика преподавания фортепиано для студентов музыкальных специальностей педагогических и гуманитарных вузов» / Д.С. Надырова. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 35с.
5. Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов: учебное пособие / Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
6. Тахтамышева Г.Ч. Организация и методика педагогических исследований: методическое пособие / Г.Ч. Тахтамышева. – Казань : Школа, 2008. – 64с.
7. Твоя курсовая работа: напиши и защити: Практическое руководство. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 128с.
















Приложение 1

Образец оформления оглавления


Введение..
3

Глава I. Развитие самооценки младших школьников в процессе обучения.

6

1.1.Особенности личности ребёнка младшего школьного возраста

6

1.2.Самооценка ребенка младшего школьного возраста

8

Глава II. Изучение самооценки у младших школьников

12

2.1. Анализ методик исследования
самооценки..............................
12


2.2. Выводы и рекомендации по материалам
диагностики..
14

Заключение.............................
18

Список использованных источников..
20


Приложение
22




Титульный лист и Оглавление не нумеруются.
Введение – страница 3











Приложение 2

Титульный лист курсовой работы

Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный педагогический колледж» - шрифт 14


Наименование П(Ц)К - шрифт 14


РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - шрифт 16

Курсовая работа - шрифт 16



шрифт 14

Выполнил: Петрова Людмила
студент 4 курса Специальность 050139
Изобразительное искусство и черчение
Научный руководитель:
И. И. Иванова














2015 г.
Приложение 3
Образец
Список использованных источников
1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.В.Бережнова, В.В. Краевский. – М. : Академия, 2005. – 128 с.
2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие для студ сред.проф. учеб. заведений / Л.В. Борикова, Н.А. Виноградова. – М. : Академия, 2006. – 96 с.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / В.И. Загвязинский, Р.А., Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208с.
4 Надырова Д.С. Курсовая работа: от замысла до защиты: методические рекомендации по курсу «Теория и методика преподавания фортепиано для студентов музыкальных специальностей педагогических и гуманитарных вузов» / Д.С. Надырова. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 35с.
5. Сальникова Т.П. Исследовательская деятельность студентов: учебное пособие / Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
6. Тахтамышева Г.Ч. Организация и методика педагогических исследований: методическое пособие / Г.Ч. Тахтамышева. – Казань : Школа, 2008. – 64с.
7. Твоя курсовая работа: напиши и защити: Практическое руководство. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 128с.
Электронный ресурс
8. Кострикова, Е. Г. Русская пресса и дипломатия накануне первой мировой войны. 1907–1914 / Е. Г. Кострикова // Вопросы по истории : общественно-исторический клуб. URL: http://interstroy-omsk.ru/historygraphia/e-g-kostrikova-russkaya-pressa-i-diplomatiya-nakanune-pervoj-mirovoj-vojny-1907-1914.php (дата обращения: 07.07.2014).






















13 PAGE \* MERGEFORMAT 144515








Заголовок 215