Социально-психологические особенности молодежных субкультур


Главное управление образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
Заведующий ПЦК
социогуманитарных дисциплин
С.В.Щербакова
_________________
(подпись)
« » 201 г.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТпо учебной дисциплине Обществознание
на тему: «Социально-психологические особенности молодежных субкультур»
Выполнил обучающийся: _______________________
(подпись обучающегося) Г.А. Струкова
Е.В. ШадринаСпециальность 43.02.01 Реклама
Группа Р-1611 « » 2017 г.
Руководитель индивидуального проекта: ____________
(подпись) Е.О. Легкая
«__» ______ 2017 г.
Работа защищена: «___» декабря 2016 г. Оценка _______________
Барнаул 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оглавление ………………………………………………………………….. 2
Введение ……………………………………………………………………. 3
Основная часть………………………………………………………………
Теоретическая часть…………………………………………………………
1.1Понятие субкультура……………………………………………………
1.2История возникновения и развития молодежных субкультур ………
1.3Виды современных молодежных субкультур…………………………
1.4Влияние молодежной субкультуры на внутренний мир подростков…
Практическая часть………………………………………………………….. 5
5
5
6
8
12
13
Заключение………………………………………………………………….. 15
Список использованных источников ……………………………………… 16
Введение
Актуальность исследования
В современном мире мы все чаще сталкиваемся с понятием «субкультура». Что же это такое и почему многие подростки становятся представителями тех или иных субкультур? Какие существуют виды субкультур и когда они появились? Как развивались?
Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп.
В последнее время понятие "молодежная субкультура" все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.
Вопросы субкультурного развития в последнее время исследуются многими отечественными психологами и социологами. Можно выделить работы отечественного психолога М.В. Розина, активно занимавшегося проблемами молодежной суб- и контркультуры, в особенности культурой хиппи. В его работах рассматриваются психологические аспекты формирования субкультуры как определенного поведения, психологические последствия субкультурного образа жизни. Среди других отечественных авторов, занимавшихся изучением данной проблемы можно назвать О.Г. Заярную, А.И. Мазурову, И.Ю. Сундиева, П.В. Разина и др.
Многие исследователи этого вопроса описали в своих работах символику и выразительное поведение той или иной субкультуры. Некоторые пытались выделить потребности, которые удовлетворяют подростки, вступая в молодежные неформальные объединения. Эта работа, опираясь на опыт проведенных исследований, ставит перед собой цели.
Целью исследования является выявление психологических особенностей влияния молодежной субкультуры на личность подростка.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
 определить понятие «субкультура»;
рассмотреть сущность возникновения и развития молодежных субкультур;
 выявить виды современных молодежных субкультур;
 изучить особенности влияния молодежной субкультуры на внутренний мир подростков.
Объектом исследования является молодежная субкультура как социальная общность.
Предметом исследования является влияние субкультуры на личность в подростковом возрасте.
Методологическую основу работы составляют метод компаративного анализа, на основе которого проводится анализ разных методов и методик изучения молодежной субкультуры; формально-логический метод позволяет выявить различные определения понятий.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов по социально-психологическим особенностям субкультуры, в которых затрагиваются вопросы, относящиеся к предмету исследования.
Практическую основу исследования составили статистические показатели школьников 10 классов, школы №53, а также студенты первых курсов «Алтайской академии гостеприимства».
Основная часть
Теоретическая часть
Понятие субкультура
Само понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством было открыто американским социологом Дэвидом Райзменом в середине двадцатого века. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хербидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, «субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности». Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодежных субкультур. На постсоветском пространстве для обозначения членов молодежных субкультур использовался термин «неформальные объединения молодежи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества также используется жаргонное слово «тусовка».
Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под «культурою» понималась господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система ‒ профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит, получавшая сакральное подкрепление. Все, что за ее пределами, ‒ область проданного, бытового, – лишалось статуса «культуры» (ср.: обыденные представления о «культурном» и «некультурном» – поведении, вкусах, речевых стереотипах и т.д.).Хотя появление термина «субкультура» в научной литературе возводят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960 – 70-х гг., в связи с исследованиями молодежных движений. Поначалу на первый план выступает приставка «sub» (т.е. «под»), обозначая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие «дневную поверхность» господствующей культуры. Это понятие использовалось в ряду таких, как subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье). Просматривается и привычное восприятие неинституциональных культурных явлений как низовых – в противоположность «высокой» официальной культуре.
Таким образом, субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются. Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая доминирующую культуру. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Черты, которые служат определяющими для субкультуры, могут иметь эстетический, религиозный, политический, сексуальный или любой другой характер, равно как и комбинацию из них.
Таким образом, молодежная субкультура – это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни.
1.2История возникновения и развития молодежных субкультур
Трудно сказать, когда появились первые субкультуры в мире и в России. Даты их зарождения и формирования очень размыты. Первой западной субкультурой называют то движение «битников», то хиппи. В советской России уже в 40-50 годы зародилась субкультура стиляг, имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги носили яркую, часто нелепую одежду, разговаривали на своем особом сленге («чувак», «хата» – это словечки из их лексикона), проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Именно движение стиляг в России стало первой волной субкультур.
Достижением этой первой волны стала своеобразная ломка стереотипов застойного периода культа личности. «Вторая волна» относится к концу 60 – началу 70 годов и приобретает важную свою оставляющую – рок-музыку. Представители субкультур становятся более аполитичными, возрастает интерес к различным мистическим, эзотерическим учениям и верованиям.
Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 год: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией». "Бум" российских молодежных субкультур приходится на 80-с-начало 90-х гг. Почему-то среди исследователей молодежных проблем принято считать, что этот молодежный субкультурный "бум" закончился к середине 90-х гг. На самом деле это не совсем так. С середины и до настоящего времени молодежные субкультуры продолжают свое развитие, трансформацию, меняются направления, пристрастия, численность тех или иных группировок. Появляются субкультуры "любителей пива" и сообщества наркоманов, новые крайние политические объединения, пацифические движения, различные фан-клубы, поклонники новых музыкальных течений, интернет-клубы, виртуальные компьютерные сообщества, представители нетрадиционных, религиозных учений.
В СССР молодёжные субкультуры протестного и экстремального характера в целом были малоразвиты и имели крайне узкий круг адептов; широкое распространение имели субкультуры активно-созидательного, романтического и альтруистического направления. Причиной этого была низкая степень изоляции групп молодёжи друг от друга и от общества в целом, широкий охват общей массы молодёжи множеством клубов по интересам, доступность учреждений культуры, массовое внедрение в школах официальной идеологии позитивной направленности («человек человеку друг, товарищ и брат»), официальная цензура и отсев протестного и негативного материала. В то же время негибкость официальной власти и идеологии приводила к возникновению протестных настроений также и в субкультурах позитивной направленности.
Молодежные субкультуры в СССР достаточно длительный период носили малоразвитый характер в силу самого устройства новой социальной системы классов и достаточно узкой прослойки молодых людей имевших достаточное время на личную не поднадзорную жизнь.
В связи с тем, что субкультур в современном мире очень много и каждый день зарождаются или возрождаются новые и новые субкультуры, социологи неоднократно пытались систематизировать их, выработать своеобразную типологию. Итак, молодежные субкультуры бывают:
● политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
● эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
● нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
● субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);
● субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др. (байкеры, сноубордисты, рэпперы, рокеры)
● субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).
● радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1)со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты и даже нацисты;
2) с социальной позицией - экокультурные;
3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;
4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.
Виды современных молодежных субкультур
Для того чтобы выявить специфику влияния субкультуры на развитие личности подростка, следует рассмотреть различные виды современных молодежных субкультурных течений. Каждое из направлений подростковых субкультур проявляет четко определенные, отличные от других особенности поведения.
Готы
Субкультура готов это современное течение, которое свойственно многим странам. Зародилось оно в Великобритании в начале восьмидесятых годов прошлого века на фоне популярности готик-рока – ответвление одного из жанров постпанка. Эта субкультура пережила многих своих одногодок, и продолжает расти и развиваться. Ее образная система и культурные предпочтения ясно демонстрируют связь с идеалами литературы готического стиля, датируемой девятнадцатым веком.
Готам свойственные довольно конкретные вкусы во всем. Сама по себе готическая музыка объединяет множество стилей. Общая тенденция заключается в печальных, иногда даже скорбных, мистических мотивах в музыке и внешнем виде. Стиль одежды внутри субкультуры может варьироваться от панковского до средневекового, кроме того, здесь можно встретить наряды викторианской эпохи или ренессанса. Иногда все эти стили собираются в одну гремучую смесь, оформленную в черных тонах, равно как цвет волос и грим.
Многие люди, далекие от понятия о готической музыке считают, что туда можно включить и некоторые виды хэви-металла, однако это вполне распространенное заблуждение, которое объясняется мрачностью музыкальных мотивов некоторых течений. Так слово «готичный» стало на сегодняшний день уже нарицательным.
Выделить специфическую идеологию довольно сложно по нескольким причинам:
Первая из них заключается в особой важности настроения и эстетики, для тех, кто приписывает себя к этому течению – здесь явно видно влияние романтизма и неоромантизма. Притяжение к мрачному и таинственному у готов совпадает с приоритетами готической новеллы романтизма. В девятнадцатом веке чувство страха стало золотой жилой для писателей, ведь массы подхватили такой способ развлечения. По мере развития тенденции появились и фильмы ужасов.
Другая помеха для определения идеологии готов это их принципиальная аполитичность. В отличие от хиппи и Панков, готы не создают никаких политических лозунгов, не призывают к социальной активности и не поддерживают силы или блоки в политике. Особое ударение в этой субкультуре ставится на личном, а не общественном, она тяготеет к интеллектуальности.
Таким образом, стиль готов отличается темными цветами, траурностью, иногда в сочетании с эротизмом. В образ типичного гота вписываются крашеные в радикальный черный волосы, глаза, подведенные черным, накрашенные черным лаком ногти, черная, выдержанная в одном стиле, одежда. Украшения обычно выполнены из серебра и включают в себя различные символы, например, кресты, анки, пентаграммы и так далее.
Скинхеды
Самая агрессивная молодежная субкультура – это скинхеды или «бритоголовые» собирательное название представителей молодежной субкультуры, а также нескольких ее ответвлений. Первые упоминания о скинхедах встречались в Англии в конце 60-х годов ХХ века.
Скинхедам свойственна специфика:
Скинхеды негативно относятся ко всем эмигрантам из Китая, Африки, Пакистана и др., считая, что они ведут оккупацию и захват русской земли, отбирают у россиян лучшие рабочие места, разрушают русскую культуру и распространяют культуру наркотиков.
Скинхед не имеет права дружить с инородцами, старается не общаться с ними.
Не допускается даже временное сотрудничество между белыми и черными людьми.
Скинхед должен стараться не пользоваться продуктами и изделиями азиатского происхождения.
Принимать помощь от инородца разрешается только в крайних случаях, а предлагать ему свою помощь строго запрещается.
Цель бритоголовых- возрождение белой России и уменьшение числа «нацменов» в стране. Их девиз-«Россия для русских!»
У скинхедов есть собственная пресса. Это журналы: «Белое сопротивление», «Отвертка», «Я бывалый». Больше всего музыкальных скин-групп в Москве: «Штурм», «Коловрат», «Вандал». Тексты песен чрезвычайно агрессивны.
Таким образом, скинхеды, особенно молодые («пионеры»),- фанаты какого-либо футбольного (хоккейного) клуба. Они объединены в группировки и часто устраивают драки с фанатами других клубов.
Панки
Термин «панк» всегда отражал негатив и нецензурщину. Это слово известно со времен Шекспира. Основная характеристика субкультуры панков сводится к протесту. В первую очередь, этот протест был культурным: панки выступали против коммерции на сцене, стремились к хулиганству и драйву. Во вторую очередь, это был (и есть) социальный протест. Панки пренебрегают стандартными правилами эстетики, морали, нравственности.Основная ценность с точки зрения панка – свобода. Она не может быть ограничена, и каждый может поступать так, как считает нужным. Что панки и делают, практически ни в чем не ограничиваясь.
Внешний вид панков:
Представители молодежной субкультуры «панки» всегда стремятся максимально шокировать и эпатировать окружающих.
Потому они имеют соответствующий имидж:Волосы. Большинство панков перекрашивают волосы в яркие цвета невероятных оттенков, начесывают, выбривают, фиксируют любым доступным способом в стиле «торчком». С 1980-х в среде панков огромной популярностью пользуется прическа «ирокез». Одежда. Канонический панк носит рваные джинсы, заправленные или подвернутые под кеды или ботинки. Для повышения эффекта некоторые панки отмачивают джинсы в отбеливателе, благодаря чему достигается эффект рыжих разводов. Главной чертой внешности панка является «мертвый» стиль. Его можно встретить на любом элементе одежды, гаджете, аксессуаре: черепа, знаки и т.д.
Таким образом, панки постоянно трансформируются, распространяются, растворяются в других субкультурах, но полностью никогда не исчезают. Его основные черты, такие, как протест против сложившегося строя, социальная направленность и стремление к личной свободе не теряют свою актуальность уже более полувека, и вряд ли потеряют. Панк жив, пока есть ограничение свободы, пока есть что-то, против чего можно протестовать. 
Футбольные фанаты
Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты футбольных команд. Футбольные фанаты - сложное по организации сообщество. Среди фанатов московского «Спартака» выделяются, в частности, такие группы, как «Ред-уайт хулиганс», «Гладиаторы», «Восточный фронт», «Северный фронт». В нее входят в основном молодые люди, отслужившие в армии. «Правые» выезжают на все матчи команды, их основная функция - заводить стадион, организовывать реакцию болельщиков («волну» и т.д.), но также и командовать «военными действиями» - битвами с болельщиками враждебных команд и милицией. Выезды в другие города очень часто связаны с драками - нередко уже на вокзальной площади.
Таким образом, в целом хулиганствующая масса молодых людей хорошо управляема вожаками (предводителями) из «Правых». Остальными критериями субкультуры футбольная группировка обладает в полной мере: жаргон, малопонятный остальной части населения; части одежды, раскрашенные в цвета любимой команды; отстаивание интересов футбольной команды, выраженное в силовом противостоянии с фанатами других клубов. жаргон, малопонятный остальной части населения; части одежды, раскрашенные в цвета любимой команды; отстаивание интересов футбольной команды, выраженное в силовом противостоянии с фанатами других клубов. Как и в любой субкультуре, у российских футбольных хулиганов тоже есть кодекс чести:
Файрплей:
· Отсутствие "аргументов" (подручных средств, которые могут использоваться для обороны или в нападении), драка на голых руках.
· Обычно равное количество или приблизительно равное количество противников.
· Обычно предварительная договореннасть между противниками (оппонентами).
· Драки выносятся на малолюдную или безлюдную территорию не только из-за конфликтов с милицией, но и из заботы об окружающих. Ни один настоящий хулиган не позволит себе вовлечь в такую драку посторонних. Несмотря на "правые" националистические взгляды в среде российских хулиганов, далеко не все "фирмы" являются таковыми.
Антифашисты
Политизированное молодёжное движение, ставящее своей целью борьбу с «фашизмом». Объединяет левые и леворадикальные партии и организации, различные автономные группы. В настоящее время термин «антифа» описывает личности или группы, борющиеся против того, что они считают фашистскими тенденциями. Разные группы относят сюда национализм, расизм, неонацизм, антисемитизм, ксенофобию, шовинизм и все что можно отнести к дискриминации.
Деятельность:
Концерты— «антифа-сцена», состоящая из панка и хардкора, Oi & Ska. Как правило, проводятся своими для своих. Кроме того, множество команд, пусть не прямо относящихся к движению Антифа, тем не менее проявляют солидарность с подобными идеями — открыто или не очень.
Food not Bombs — или «еда вместо бомб», акция, целью которой является обратить внимание общества на проблемы бедности и голода. Осуществляется в форме пунктов бесплатной выдачи вегетарианской пищи бездомным людям.
Граффити, наклейки, листовки.
Митинги и демонстрации.
«Акции прямого действия» — применение насилия к инакомыслящим.
Таким образом, современные  антифашисты в России представлены как неформальными группами, так и формализованными организациями, обычно имеющими смешанный национальный состав, совершенно не соответствующий статистическому распределению национальностей, характерному для России.
Антифашисты в России сосредоточены главным образом в Москве и Санкт-Петербург , где по традиции сильны различные социальные движения. Количество антифашистов, которые регулярно участвуют в уличных акциях, значительно варьируется из-за неоднородности движения, где-то от 500 до 1500 человек, согласно численности людей, принимавших участие в самых масштабных политических мероприятиях организованных антифашистами.
1.4 Влияние субкультур на внутренний мир подростков
Нельзя дать точного ответа хорошо или плохо влияет субкультура на общество и молодежь в частности. Как говорится: « Все хорошо в меру». Подростки в период своего взросления пытаются найти себя и понять, что хотят от жизни вот и начинают применять разные облики субкультур, самое главное во время закончить с этим и не пропустить момент взросления. Но проблема в том, что не одна субкультура не призывает к построению карьеры, развитию личности, к семье и детям. Везде только безысходность, агрессия, алкоголь и отрицание всех норм, а такие позиции чреваты последствиями. С одной стороны, молодежь, относящаяся к субкультурам, имеет постоянное общение и увлекается тем, что им интересно. Так же это способствует социализации молодых людей, помогает так сказать реализовать свои желания, поднять свой авторитет в глазах товарищей. С другой стороны, это все зависит от самой субкультуры и от человека. Есть определенные культуры, которые призывают к насилию, жестокости в обращении с животными, людьми тут, безусловно, они опасны для общества и их нужно опасаться. Если есть голова на плечах, то подросток никогда не попробует наркотики, не прыгнет с крыши или не совершит преступление. Хотя для родителей лучше, что бы ребенок просто занимался спортом, гулял и учился, но иногда бывает полезным вступить в какое-то общество, что бы начать формировать свой характер. Ведь различные молодежные течения возникают вследствие определенных тенденций общества. Агрессия в субкультурах становится ответом на несправедливость взрослых, военные конфликты и неправильное воспитание, а яркий вид свидетельствует о бунтарстве против норм. Поэтому родителям следует понять своих детей и дать им некоторую свободу. Подростки, как правило, «перерастают» свои увлечения. Влияние субкультур в таком случае постепенно ослабевает и со временем ребенок понимает, что ему это совсем не нужно. Можно относить себя к той или иной субкультуре.
Практическая часть
Безусловно, что бы исследовать влияние субкультур на внутренний мир подростков правильнее всего будет опросить самих несовершеннолетних.
В рамках исследования были опрошены учащиеся 10-ых классов школы №53 и студенты первых курсов «Алтайской академии гостеприимства». В анкетировании участвовало 60 человек.
Респондентам предлагалось оценить, какое влияние оказывают субкультуры на внутренний мир подростков. Одновременно такая же задача ставилась перед другой группой респондентов – студентами «Алтайской академии гостеприимства».
Диаграмма 1: Оценка влияния субкультур на внутренний мир подростков

Ряд 1-затрудняюсь ответить
Ряд 2 - никакого влияния
Ряд 3- влияние минимально
Ряд 4- скорее влияет, чем нет
Ряд 5- большое влияние Категория 1- студенты
Категория 2- школьники
Как видно из диаграммы 1, среди респондентов больше тех, кто считают, что субкультуры оказывают большое влияние на внутренний мир подростков (60%), вместе с тем, только 20% всех респондентов считают, что субкультуры влияют минимально на внутренний мир подростков.
Таким образом, опираясь на результаты анкетирования можно сделать вывод, что, по мнению студентов и школьников субкультуры, влияют на формирование личности целом и на мировоззрение подростка, причем не всегда в лучшую сторону. Это отражается в его одежде, вкусах, поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
Большинство подростков проинформировано о субкультурах, знают, что это такое, встречались с представителями субкультур. Почти все относятся терпимо к тем или иным субкультурам, но стать представителем субкультуры не хотели бы. Так как они знают, как считают, что могут нанести вред своей психике, отношениям с родителями и сверстниками.
Так же можно сказать, что, не смотря на популярность субкультур среди подростков, даже можно сказать некоторой «моды» на субкультуры ученики умеют трезво оценивать влияние субкультур на них.
Таким образом, подводя итог можно сказать, что мы провели исследования и выявили влияние субкультур на подростков и их внутренний мир. В своем большинстве оно является негативным и пагубно влияет на внутренний мир подростка и его отношения с обществом, но больше всего это зависит от общества, которое окружает подростка, относящего себя к молодежной субкультуре.
Заключение
Результаты проведенного авторского исследования подтверждают понимание, что субкультуры пагубно влияют на внутренний мир подростков и его отношения с обществом.
Список используемой литературы
Грибанов В. В. Инициативные самодеятельные молодежные движения., - М., 1999.
Гришин В. А. Субкультура и ее проявления в молодежной среде. // Общественные, самодеятельные движения. М., 2005.
Омельченко Е.В. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.
Розин М. В. Психологические причины демонстративного поведения членов неформальных молодежных группировок. // Общественные, самодеятельные движения., - М., 2000.
Сергеев В.К Молодежная субкультура в условиях мегаполиса // Институт социально-политических исследований РАН. М., 2001.
Сергеев С. А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России// Социальное знание: Формации и интерпретация: Материалы международной научной конференции. Казань: Форт-Диалог, 1996.
Социология молодежи., ред. В.Т. Лисовский. – С-Пб, 2003.
Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры., - С-Пб., 2008.
О субкультурах [электронный ресурс], 2009, - Режим доступа: http://www.subcult.ru/index.php