Статья на тему Приёмы, формы и методы работы с детьми ОВЗ (задержка психического развития) на уроках физики.


Учитель физики
Бурыхина Ю.П.
МБОУ «СОШ №90»
Приёмы, формы и методы работы с детьми ОВЗ (задержка психического развития)
на уроках физики.
Для того, чтобы обеспечить усвоение учащимися ОВЗ необходимого минимума знаний и умений по предмету (уровня функциональной грамотности), обучение должно быть направленно на развитие познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения).
Сенсорное развитие.
Сенсорное развитие способствует психическому развитию ребенка в целом. Создание сенсорно насыщенной внешней сферы на уроке способствует решению учебных и развивающих задач.
Это использование наглядных материалов (картинок, рисунков, карточек), технических средств обучения (видеоуроки, презентации), проведение несложных практических работ, позволяющих "пощупать", "подвигать" изучаемый объект. Используемые при этом способы должны быть разнообразны по характеру, форме, цвету, размеру.
Например, при изучении темы «Что изучает физика» в 7 классе на первых уроках для понимания, запоминая физических явлений, используется наглядный материал (картинки с примерами физических явлений).
Механические явления

При изучении темы «Температура» в 8 классе для развития кругозора и формирования умения использовать приборы в повседневной жизни (термометр) проводится по группам небольшая практическая работа по определению температуры: воды, тела, воздуха в классной комнате, воздуха в коридоре.
Однако следует избегать сенсорной перегрузки.
Поэтому в оформлении кабинетов следует избегать большого числа плакатов, стендов и т.д. При этом необходимо периодически, при переходе от изучения одной темы к другой, менять оформление стендов. Например, при изучении темы «Электрические явления» в 8 класс на стендах в кабинете от урока к уроку появляется постепенно изучаемая информация (портреты ученых, формулы, измерительные приборы), при этом используются разная цветовая гамма для плакатов.
U=A/qU – напряжение
q- электрический заряд
А –работа тока
U = 1В
А = 1Дж
q = 1 Кл
186690906780
Развитию сенсорики также способствуют экскурсии, занятия "на природе", посещения музеев.
Развитие восприятия.
У большинства учащихся ОВЗ восприятие слабо развито (особенно такие свойства, как осмысленность, обобщенность, целостность; специальные виды восприятия: пространства, движения, времени).
Развитие восприятия осуществляется через формирование умения наблюдать (опыты и эксперименты). Условиями успешного овладения методом наблюдения являются постановка цели, выработка и следование плану конкретного наблюдения.
Развитию целостного восприятия соответствуют задания на узнавание предмета по совокупности частей и элементов его; узнаванию предмета по немногим характерным признакам; выделение существенных признаков изображения; развитие умения образно сравнивать.
Развитие памяти.
Для учащихся ОВЗ характерны различные нарушения памяти, в первую очередь малый объем и прочность. Работа по воспитанию памяти школьника, включающая три момента: запоминание, сохранение и воспроизведение запомненного, осуществима в рамках учебного процесса.
Для улучшения запоминания нужно акцентировать внимания учащихся на материале, который необходимо запомнить; использовать "включение" различных видов памяти через различные виды учебной деятельности: слушание (включение видеоуроков, видеоэкспериментов), чтение (фрагмент параграфа, дополнительной литературы), запись (в рабочих тетрадях либо в тетрадях на печатной основе), наблюдение.
Так для запоминания формул используются так называемые мнемонические треугольники
A
qU

Для отработки новых физических величин их названия, обозначения и единицы измерения используются карточки. Например,
А
I
Сила тока


При решении тренировочных задач используются памятки. Они выдаются при выполнении самостоятельной работы тем учащимся, которые без них испытывают затруднения. Например,
______________________________________________________________________
I (и) – сила тока (А)
R (эр) – сопротивление (Ом)
U (у) – напряжение (В)
(Ом = В / А)

112014046520102520315462343526155653756660 U = I·R
1 мА = 0, 001 А1 кОм = 1000 Ом
1 кВ = 1000 ____________________________________________________________________
Для сохранения запомненного необходимо:
1) осознание учеником важности заучиваемого материала;
2) повторение.
При работе с учащимися ОВЗ необходимо использовать все виды повторения:
вводное (в начале года с целью восстановления знаний в памяти учащихся после длительного повторения);
текущее повторение (повторение на каждом уроке основных элементов материала предыдущего для того, чтобы зафиксировать их в долговременной памяти, а также ранее изученного материала, необходимого для восприятия нового); Например, для повторения физических величин и формул. Таблицы с пропусками:
Название физической величины Обозначение физической величины Единица измерения физической величины
I Кл
Время задания на соответствие:
Прибор Условное обозначение




периодическое повторение (повторение, проводимое на определенных этапах изучения курса - это обобщающее повторение, организуемое после изучения определенной темы, а также повторение, проводимое на заключительном этапе изучения материала раздела курса);
заключительное (в конце учебного года).
Развитие мышления.
У учащихся среднего звена для обеспечения усвоения знаний необходимо сформировать хотя бы элементы теоретического мышления: понятий, суждений, умозаключений, установление причинно-следственных связей. Для этого при введении понятий необходимо опираться на имеющиеся у учащихся виды мышления, использовать наглядность, как можно больше примеров, проявлений определяемого понятия, использовать деятельностный подход: изготовление моделей; проведение опытов самими учащимися, самостоятельную работу учащихся.
Необходимую сторону каждого вида учебной деятельности составляет
Внимание. Характерные нарушения внимания у учащихся ОВЗ VII вида: низкий объем, неустойчивость; плохая переключаемость.
Так для включения непроизвольного внимания можно использовать необычные наглядные средства, изменения темпа изложения и др. Для выработки произвольного внимания использовать практическую деятельность учащихся: конспектирование, объяснения учителя, текста учебника при чтении, видеофрагмента.
Основными методами обучения учащихся ОВЗ VII вида, являются объяснительно - иллюстративный и репродуктивный методы. Для активизации мыслительной деятельности можно частично использовать метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения.
Основной тип урока - комбинированный, на котором ставится сразу несколько дидактических целей. Новый материал необходимо "подавать малыми порциями", предваряя его повторением ранее изученного, и закреплять, используя разные виды деятельности учащихся: на каждом уроке ученики должны слушать, читать, писать, говорить.
Для учащихся ОВЗ, имеющих малый объем памяти, умение работать с учебной и справочной литературой важно не только для успешного усвоения школьной программы, но и для последующего успешного обучения, подготовки к профессиональной деятельности.
Большую роль в процессе обучения учащихся ОВЗ VII вида играет организация игровой деятельности.
Дидактическая игра на уроке способствует повышению интереса к предмету, позволяет, как индивидуализировать работу подбором заданий, посильных каждому ученику, так и коллективизировать познавательную деятельность. Игровые методы разнообразны и позволяют решать разные учебные и воспитательные задачи.

Список литературы:
Журнал «Дефектология», 1993, №1, №4.
Корсакова М.И. Неуспевающие дети. М.: Наука, 1996.
Кручений А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов Ростов н/Д.: "Феникс" 1995.
Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности школьников: Учебное пособие.Под ред. В.И. Белопольского - М.: Кошто - Центр, 1996 г