Современный подход к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке истории


Современный подход к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке истории Е.С. Сидорова
учитель истории МОУ Коробчеевской С(К)О школы-интерната VIII вида
г. Коломна
Сегодня один из социальных заказов в области общего образования – научить детей в школе тому, что нужно в жизни. Первостепенной целью образования становится создание условий для полноценного развития личности каждого ученика, формирования его нравственной и правовой культуры, способностей к осмыслению исторического опыта страны и человечества в целом и определению своих ценностных приоритетов. Вклад учителя в достижение этой цели – базовая подготовка и социализация учащихся.
Начало XXI века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в Проекте «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в редакции от 13 января 2015 года: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этическая идентичность, уважение к культуре, традициям людей , которые живут рядом». Стратегия ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.
«Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.»
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.»
Сложность процесса воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том , что результат не так ощутим , как в массовой школе. Но «наличие у ребёнка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы остаётся такой же как и для массовой школы. Однако особенности развития умственно отсталого ребёнка не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным , более элементарным , чем в массовой школе.»
Ребёнок с проблемами в развитии имеет определённые особенности. К этим особенностям относится недостаточное развитие психических процессов: отклонения в умственной деятельности. Недостатки или своеобразия двигательной , эмоционально-волевой сферы, речевого развития и другие. Что приводит к нарушению общения этих детей , познания ими окружающего мира, к обеднению их социального опыта и порождает трудности в социальной адаптации.
Развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социального типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей совокупности качества личности. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё не развитые способности и возможности. Цель школы – вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного развития ребёнка. Новый взгляд на личность представляет следующие позиции:
- личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребёнок в школе – полноценная человеческая личность;
- личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения;
- каждый ребёнок обладает способностями, многие дети талантливы;
- приоритетными качествами личности являются моральные ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, патриотизм, гражданственность).
Перед каждым творческим педагогом непременно возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся:
Как обеспечить успешность каждого воспитанника в обучении;
- как сохранить и укрепить здоровье ребёнка при организации его учебно-воспитательной деятельности;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего, приобретение каждым воспитанником социального опыта.
Успешное решение всех этих задач и проблем невозможно без обращения к личности воспитанника.
Для достижения целей и решения комплекса образовательных и воспитательных задач в своей работе я использую гуманно-личностную и элементы других современных педагогических технологий :- здоровьесберегающих;
- коррекционно-развивающих;
- игровых;
- информационно-коммуникационных;
- разноуровневого обучения.
При работе с умственноотсталыми учащимися применение технологии разноуровневого обучения просто необходим. Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности , которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.
Я условно делю класс на три группы по следующим факторам: возможностями детей усваивать учебный материал, однородностью возникающих трудностей и причинами , лежащими в основе этих трудностей. Моя задача состоит в том , чтобы исправить дефект недоразвития, помочь ребёнку. Но это очень длительный процесс . который растягивается на годы.
Для коррекции я использую карточки с заданиями различными по объёму и степени сложности , дифференцированное домашнее задание, подготовку и доклад сообщений по теме.
В своей работе я отношусь к ребёнку как к личности, способной проявлять собственную активность ;стараюсь увидеть перспективы развития личности ребёнка и способствовать его развитию ; стараюсь опираться на интересы ребёнка , а для этого стараюсь создать атмосферу любви, уважения, сотрудничества , условия для творчества на уроке и во неурочной деятельности.
В основу своей педагогической деятельности я взяла следующие положения:
- двустороннюю эмоциональную связь как важнейшее звено сотрудничества учителя и ученика ;- понимание и уважение переживаний каждого из воспитанников;
- умение ставить себя в положение ребёнка;
- внушать ребёнку, что он индивидуален;
- построение отношений с воспитанниками, опираясь на перспективу их развития;
- ребёнок должен быть убеждён, что успехом он обязан прежде всего себе;
- успех – дело коллективное.
В своей работе я использую следующие приёмы ( по Белкину А.С. ) для создания ситуации успеха:
«отсроченная отметка» -отметка выставляется только тогда, когда ребёнок заслуживает, либо положительную, либо повышенную отметку;
«умышленная ошибка» - данный приём позволяет держать детские умы «в тонусе» (только на известном для детей учебном материале);
«эврика» - создаю условия , при которых, ученик ,выполняя учебное задание, самостоятельно делает выводы ;
«выбор интеллектуального спонсора» - прикрепляю сильного ученика к менее успешному;
«обмен ролями» - делегирую элементы полномочий учителя ученику (применяю крайне редко);
«линия горизонта» - поддержка интересов учащихся, основанная на формировании стойкой потребности в процессе самостоятельного поиска интересующей информации;
«общая радость» - общая реакция детского коллектива на своё успешное достижение или достижение кого-либо из детей ;«исповедь» - искреннее обращение к чувствам детей всегда находит отклик в их душах.
Надежда на успех живёт в каждом ребёнке. Но успех гарантирован только тому, кто прилагает силы.
Успех, его ожидание и переживание на эмоциональном уровне может содействовать коррекции и развитию личности и познавательной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Одним из методов сотрудничества и сотворчества с учениками я вижу анкетирование-тестирование учащихся с целью выявления их мнений об уроке истории вообще и об отдельных его этапах.
Важно также привить ученикам умение рецензировать ответ одноклассника.
Это ещё одна возможность лучше узнать предмет. Кроме того, рецензирование помогает ребятам доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, что отнюдь не маловажно для становления личности.
Исходя из объективных тенденций развития общества, наиболее значимой должна стать организация самостоятельной работы учащихся с историческим источником, ознакомление с различными, подчас альтернативными точками зрения на исторические процессы, факты, события, что позволяет создать собственную версию истории.
Следует признать за учащимися право на собственное мнение , личную оценку исторических событий . Надо предоставить возможность ученикам свою причастность ко всему происходящему , повысить их интерес , помочь понять, что они полноправные члены общества и от них зависит дальнейшее развитие общества. Здесь особое значение приобретает организация деловых и ролевых , где ученики на время чувствуют себя непосредственными участниками тех или иных событий, играют роли исторических личностей, персонажей и др.
Кроме того, можно добиться успехов в развитии индивидуальных способностей учащихся, внедряя диалогические формы общения учеников и учителя. Ведь диалог – это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблемы .Диалог можно использовать на каждом этапе урока с целью активизации деятельности учащихся. Это может быть:
- учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;
- решение нравственных проблем на базе исторических материалов;
- установление исторических параллелей (обсуждение проблем в группах);
- ролевые игры;
- сопоставление различных точек зрения на события.
Здоровьесберегающая технология является одной из самых актуальных в наше время. Основная её цель – сохранение и укрепление здоровья учащихся. Для сохранения работоспособности на уроке я использую смену форм работы учеников. Учитывая , что динамичность активного внимания детей олигофренов не превышает 20 минут, то часть времени урока я использую на проведение физкультпаузы. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой стараюсь сопровождать изменением позы ребёнка. Для сохранения здоровья, предупреждения утомляемости стараюсь использовать игровые формы на уроке. Стараюсь прививать детям здоровый образ жизни на специальных уроках, включаю элементы в обычный урок, провожу профилактику травматизма путём инструктажа по технике безопасности. Слежу за санитарным состоянием класса (слежу за освещённостью ,соблюдаю режим проветривания ,влажной уборкой), привлекаю к поддержанию санитарного состояния дежурных.
И, конечно, создаю благоприятный психологический климат на уроке.
В наше время появилась необходимость в деятельностном компоненте воспитания: необходимости активного вовлечения детей в социальную деятельность и их сознательное участие в ней.
В последнее время произошли существенные изменения в содержании и задачах специальной (коррекционной) школы VIII вида. На первый план наряду с общеобразовательными выходят задачи воспитательные, связанные с личным восприятием каждым учащимся материала, изучаемого на уроках. Школа VIII вида , обучая и воспитывая умственно отсталых детей, имеет ряд специфических задач. Среди них важнейшее значение имеет осуществление коррекционного воздействия на личность умственно отсталого учащегося. Помимо определенной суммы предусмотренных программой знаний, школа должна способствовать формированию у них личностных качеств гражданина, готовить их к самостоятельной жизни.
Курсы истории являются в данном случае одними из важнейших. Поскольку обладают огромным нравственно-патриотическим потенциалом. В.А.Сухомлинский рассматривал историю как важнейший предмет: «…история Родины – это наука. Представляющая собой могучую вечно живую силу, творящую гражданина.»
Сегодня целями обучения истории являются: формирование у учащихся общего представления об исторических событиях прошлого и явлениях настоящего, создание ярких образов событий и явлений; воспитание людей – патриотов своей страны, уважающих национальные и общечеловеческие ценности, осознающих ценность культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды; отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учётом разнообразия мировоззренческих подходов , ориентировать их на гуманистические и демократические ценности.
Цели обучения определяют и направления воспитательной работы:
- патриотическое;
- гражданско-правовое;
- нравственно-этическое;
- эстетическое;
- экологическое;
- элементы экономического.
В нашей школе изучение курса истории Отечества проходит с 7 по 9 классы по учебнику Б.П. Пузанова, О.И.Бородиной, Л.С.Сековец, Н.М.Редькиной. Мною разработаны программы к этому учебнику. Обучение детей истории и формирование у школьников с особыми образовательными потребностями чувство гражданственности и патриотизма , любви к малой Родине происходит неразрывно и на каждом уроке.
С чего начинается патриотизм? Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, родственникам. В 7 классе одной из первых тем является тема : «Наша Родина – Россия. Моя родословная». Цель такого урока: закрепить и расширить общественно-историческое представление и первоначальное понятие о нашей Родине, дать элементарные сведения о родословной человека. Научить учащихся составлять генеалогическую таблицу своей семьи; показать, что личная история и история семьи каждого учащегося являются частью истории страны. Воспитательная задача такого урока - это воспитание чувства любви к своей Родине, её людям и своей семье.
Далее на примерах деятельности исторических личностей, таких как Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский я стараюсь сформировать у школьников идеалы социальной справедливости, дух самобытности Веры Православной, дух сплочения и независимости русского народа.
Формирование патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу , народу, их истории , культуре, традициям. Уроки истории в коррекционной школе дают возможность учащимся на доступном для них уровне узнать об основных событиях в истории нашей Родины. Формируется уважительное отношение к историческим личностям, которые внесли свой вклад в развитие государства; формируется понимание того , что результат их деятельности – это упорный многолетний труд. Воспитательной задачей уроков является: вызвать у учащихся чувство гордости за свой народ, который не потерял самобытности общерусского характера, проявил чувство единства в сознании своего права на независимость, свободу и любовь к Родине. Русский народ является творцом материальных и духовных ценностей.
Формирование патриотизма идёт через воспитание любви к малой Родине – городу, ученическому коллективу, местным особенностям и традициям. Проблемой изучения краеведения в специальных (коррекционных) школах VIII вида в разные годы занимались В.В.Воронкова, А.Н.Граборов, А.Ф.Гусев, Л.В.Петрова , З.В.Свиридова. В своих работах эти авторы отмечают огромное значение краеведения для общего развития, формирования познавательного интереса, расширения кругозора, коррекции недостатков психофизического развития и специальной адаптации, учащихся с нарушением интеллекта.
В нашей школе на занятиях краеведения кружка «Родник» по разработанной мною программе в хронологической последовательности раскрываются страницы истории города Коломны. Содержание курса направлено на общее положительное восприятие истории города , неразрывно связанной с историей страны. В курсе используются такие формы занятий как экскурсии к краеведческим объектам, на природу, занятия в школьном краеведческом уголке, викторины, заочные путешествия. Богатый краеведческий материал становится важным источником формирования духовной культуры личности , рождает чувство сопричастности к культурному художественному наследию, его традициям . любви к малой Родине. Изучение родного края, его природы, истории, культуры важно для умственно отсталых детей . так как коррекционная школа является единственным учебным заведением для большинства из них. И в большинстве по окончании школы выпускники остаются жить и работать в своей местности.
Проект «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» в редакции от 13 января 2015 года рекомендует «создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовать свои конституционные права и обязанности».
Содержание гражданского образования реализуется на уроках истории. Курс истории позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщения знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни.
Своеобразие развития детей с ОВЗ ,конечно, затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения, однако необходимо добиваться понимания учащимися гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм. Важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение школьников к нормам морали, которое способствует их «присвоению» учащимися.
Так на уроке истории , при знакомстве учащихся с историческими личностями происходит также нравственно – этическое воспитание. Здесь велико значение эмоционально- нравственного воздействия при использовании художественной литературы. Узнавая о поступках исторических личностей, ученики часто переносят себя в те же условия, сопереживая герою. Один из любимых героев – Александр Васильевич Суворов. Я предлагаю ученикам на основе фрагментов литературных произведений доказать , что Александр Васильевич Суворов обладал такими чертами характера , как целеустремлённость и решительность; убеждённость; храбрость и мужество.
Но мало только привлекать внимание учеников к героическим поступкам выдающихся личностей. На уроках я поднимаю вопросы о порядочности, достоинстве, добросердечии, прочной дружбе. Как в обучающих, так и воспитательных целях я привлекаю художественно-исторические книги на уроках повторения. Например, военное искусство славян в X веке с использованием произведения С. Скляренко «Святослав».
Культурно-эстетический материал занимает значительное место в школьном курсе истории и имеет особо важное значение в плане эстетического воспитания школьника. Например, в курсе истории России в 8-м классе в теме: ««Золотой век» русской культуры» я знакомлю детей с прогрессивной культурой России первой половины XIX века на примере творчества выдающихся русских художников В.А.Тропинина, А.Г.Венецианова , архитекторов К.А.Тона, К.И.Росси, поэтов и писателей А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.М.Карамзина, композитора М.И.Глинки.
На уроках истории я использую чтение стихотворений. Они облагораживают душу, воспитывают чувства, вызывают интерес к прошлому своего народа.
Нередко дети выполняют задания по зарисовке предметов быта, оружия, орудий труда, элементов одежды и обуви наших предков , что даёт и обучающий , воспитательный и коррекционный эффект.
Немаловажную роль на уроках истории играет процесс формирования исторической терпимости к культурным особенностям нашей страны. Чувство уважения к культуре других народов, изучение национальных традиций, попытка понять мировоззрение другого народа становится залогом к пониманию исторической судьбы своего Отечества.
На своих уроках и во внеурочной деятельности я стараюсь воспитывать бережное отношение к историческому достоянию , побуждаю у учащихся понимание красоты русской культуры. В этом мне помогают экскурсии и музейные уроки с привлечением цитат из документальных источников, мемуаров современников, из художественной литературы эпохи.
Курс истории России затрагивает изучение общества, его взаимодействие с природой, и даёт возможность реализовать принципы экологического образования и воспитания, позволяющие привить детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- понимание жизни как высшей ценности;
- универсальные ценности природы;
-ответственность человека за судьбу природы Земли.
Курс истории непосредственно затрагивает проблемы, касающиеся экологии. Это: развитие сельского хозяйства и промышленности, начиная с древнейших времён до современности, рациональное и нерациональное использование ресурсов, характеристика каждой эпохи – демография, плотность, последствия военной, хозяйственной деятельности на природу, вклад выдающихся личностей в освещении, изучении природы и общества и др.
Например, изучение великих географических открытий русских землепроходцев А.Никитина, И.Москвина, В.Пояркова, С.Дежнёва, Е.Хабарова , расширивших представления людей о мире имеет большое значение в формировании мировоззрения будущих природопользователей. История человечества – это история войн, рассматривая данный вопрос по истории мы несомненно затрагиваем экологические проблемы: последствия войн и военной деятельности на природу: экологические проблемы сокращения ядерного оружия и обезвреживания радиоактивных отходов и др.
В истории изучение каждой эпохи начинается с изучения природных условий и характеристики населения, их основных занятий, что позволяет судить об экономическом развитии края, что в свою очередь включает в задачи данных уроков элементы экономического образования и воспитания.
Ведущая роль в процессе воспитания школьников принадлежит педагогу, его авторитету, его влиянию на детей, его примеру. Характер работы педагога в каждом классе различен, что связано с развитием личности учеников, их взросления.
На уроках истории я стараюсь решить широкий спектр образовательных и воспитательных задач с использованием современных личностно-гуманистического, системно-деятельностного, культурно-исторического подходов и элементов современных личностно-ориентированных , здоровьесберегающих, коррекционно-развивающих, игровых, информационно-коммуникационных, разноуровневого обучения технологий.
Залогом успешного достижения поставленных целей в воспитании всесторонне развитой личности ребёнка является комплексный подход, включающий всё многообразие всех звеньев образовательного и воспитательного процесса.
Литература:
1.Проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2015 года» в редакции от 13 января 2015 г.
2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» old.mon.gov.ru Документы.
3.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
4.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.-М.:изд. Центр «Академия», 2000.
5.Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2002.
6.Евтушенко И.В. Гражданско-правовое воспитание в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.-М.:В.Секачёв, 2008.
7.Горшкова.Н.И. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2006.
8.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основ педагогического процесса.- Минск, 1990.