Статья КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Козинская А. В.

Казенное образовательное учреждение Воронежской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»,
Воронеж, Россия (394063, г. Воронеж, ул. Переверткина, 40), e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития. Интеграция общего и дополнительного образования обуславливает необходимость комплектования учреждений дополнительного образования квалифицированными кадрами, способными осуществлять профессиональную деятельность в рамках инклюзии. В статье рассматривается понятие компетентности педагога дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзия, Концепция развития дополнительного образования детей, компетентность, компетенции, педагог дополнительного образования


По мнению В. А. Сластенина и Б. Т. Лихачева, содержанием деятельности любого педагога является содействие психическому и физическому развитию ребенка, а для педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, к этому прибавляются коррекция и компенсация имеющихся у них отклонений. М. А. Данилов уточняет данное определение, говоря о том, что основой педагогического процесса, системой, в которой реализуются поставленные задачи обучения, воспитания и развития в их единстве, выступает компетентное педагогическое взаимодействие с ребенком [4, 126].
Т. Н. Корженевич в своем исследовании формирования компетентности взаимодействия с ребенком с отклонениями в развитии определяет её как взаимодействие педагога и ребенка, характеризующееся использованием средств и методов, соответствующих занимаемым контактирующими сторонами позициям, при котором продуктивно решаются задачи развития личности ребенка, его социализации, профилактики и коррекции нарушений функционирования психических и физических систем ребенка, компенсации имеющихся у ребенка дефектов [2, 31].
Под формированием компетентности педагогов дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) понимается система мероприятий, направленных на овладение ими необходимыми компетенциями для выполнения профессиональных функций в системе дополнительного образования детей, в том числе детей с ОВЗ [1, 52]. Сущностью компетентности педагогов дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ является использование в педагогической деятельности методов и средств, позволяющих эффективно решать задачи социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, коррекции имеющихся, а также профилактики возможных нарушений развития, компенсации наличествующих дефектов и развития его личности [5].
Следует отметить, что определяющим условием компетентного педагогического взаимодействия с особым ребенком является владение педагогом специальными (дефектологическими) средствами педагогического воздействия, то есть определенными умениями и знаниями, которые, с позиции компетентностного подхода, образуют компетенции, характеризующие определенный уровень компетентности (некомпетентности) педагога в организации и осуществлении взаимодействия с ребенком с особыми образовательными потребностями. Таким образом, необходимой составляющей частью подготовки педагога дополнительного образования к успешной профессиональной деятельности в новых образовательных условиях, включающих детей с ограниченными возможностями здоровья, является формирование компетентности взаимодействия с ребенком с отклонениями в развитии, как частного вида профессионально-педагогической компетентности специалиста, определяющего продуктивность решения профессиональных задач во внеурочной работе с названной категорией детей [3, 5; 6, 82; 7, 24].
Структура компетентности педагогов дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ включает четыре базовых компонента компетентного педагогического взаимодействия с аномальным ребенком: мотивационный, когнитивный, операционный, рефлексивный [2, 46; 8, 53].
Мотивационный компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности (С. Л. Рубинштейн), совокупность всех психических моментов, которыми определяется поведение человека в целом (П. М. Якобсон), то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается (Я. А. Пономарев). Когнитивный теоретическая осведомленность в области процессов планирования и осуществления взаимодействия, их роли в воспитательном процессе (система знаний педагога, как методологический фундамент профессиональной деятельности). Операционный компонент – практическая готовность к компетентному взаимодействию с ребенком с отклонениями в развитии (педагогические умения и способности личности). Рефлексивный компонент – способности и умения осмыслить свою профессиональную деятельность, оценить свои умения [8, 54-63].
Схема 1 отражает структурную организацию компетентности взаимодействия педагога с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, представленную единством мотивационного, когнитивного, операционного и рефлексивного компонентов. Каждый компонент характеризуется набором (блоком) специальных компетенций. Перечень таких компетенций определяется совокупностью способов профессиональных действий и необходимых умений, а также способностей педагога, работающего с аномальными детьми.
Схема 1
Структура компетентности взаимодействия с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
(По Т. Н. Корженевич)




Литература:

Козырева, О. А. Модель профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении / О. А. Козырева // Нач. шк. плюс до и после. - 2004. - № 12. С. 50-54.
Корженевич, Т. Л. Формирование у будущего педагога-дефектолога компетентности взаимодействия с ребенком с отклонениями в развитии: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Корженевич Татьяна Львовна. – Астрахань, 2010. - 190 с. 
Логинова, Л. Г. Система оценки качества в дополнительном образовании детей: версия решения проблемы / Л. Г. Логинова // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. - № 1. – С. 4-7.
Неустроева, А. Н. Компетентность как интегральная характеристика современного педагога / А. Н. Неустроева // Философия образования. – 2011. - № 1. – С.122-129.
Романовская, И. А., Хафизуллина И. Н. Развитие инклюзивной компетентности учителя в процессе повышения квалификации [Электронный ресурс] / И. А. Романовская, И. Н.. Хафизуллина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Рязанова, О. В. Система повышения уровня профессиональной компетентности педагогов системы дополнительного образования: материалы круглого стола / О. В. Рязанова. - Тамбов, 2010. – 134 с.
Сизова, О. А. Формирование профессионально-значимых качеств педагога дополнительного образования / О. А. Сизова // Внешкольник. – 2013. – № 2. – С. С. 20-28.
Хафизуллина, И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дисс. канд. пед. наук / Хафизуллина Ильмира Наильевна. - Астрахань, 2008. - 211 с.
Компетентность взаимодействия с ребенком с ограниченными возможностями здоровья

Операционный компонент

Рефлексивный компонент

Когнитивный компонент

Мотивационный компонент

КР1 – способность осуществлять адекватную самооценку, умение обосновывать оправданность собственных действий;
КР2 – способность осуществлять коррекцию своей деятельности с учетом конкретной ситуации;
КР3 – способность управлять своими эмоциями;
КР4 – умение адекватно реагировать на свой успех (неуспех); умение принимать помощь, совет.

КК1 – специальные знания в области норм организации взаимодействия с ребенком с отклонениями в развитии; КК2 – знания в области проектирования (планирования) процесса взаимодействия с ребенком с отклонениями в развитии;
КК3 – знания в области проведения диагностики;
КК4 – способность добывать, воспринимать и толковать новую информацию в избранной профессиональной сфере.



КО1 – владение вербальными средствами взаимодействия с ребенком;
КО2 – владение невербальными средствами взаимодействия с ребенком;
КО3 – умение проектировать содержание процесса взаимодействия с ребенком с ОВЗ;
КО4 – умение проектировать последовательность собственных действий;
КО5 – умение проектировать последовательность действий ребенка;
КО6 – умение осуществлять индивидуальный подход.



КМ1 – осознание соответствия образу педагога, работающего с детьми с ОВЗ;
КМ2 – потребность в профессиональном самосовершенствовании;
КМ3 – осознанное отношение к планированию и осуществлению взаимодействия с ребенком с ОВЗ.