Статья:«Формирование здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»


Формирование здорового образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната.
Бакытгуль Жаксылыковна КультаеваВоспитатель КГУ ОСШИ №3 для детей с ОВР.
На сегодняшний день проблема сохранения здоровья населения Республики Казахстан в целом и подрастающего поколения в частности является одной из глобальных. В нашей Республике данная проблема рассматривается на уровне государственной Комплексной Программы здорового образа жизни, Указа Президента «О первоочередных мерах по улучшению состояния граждан РК», о государственной программе «Здоровье народа» и ряда мероприятий регионального и областного значения. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев определил формирование здорового образа жизни одним из главных приоритетов общества.
Концепция модернизации образования и закон «Об образовании» обязывают каждое образовательное учреждение создавать благоприятные условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, пропаганду среди учащихся здорового образа жизни. Данная проблема на сегодня особенно важна, значима и актуально для современной школы.
В школе VIII вида остро стоит проблема по сохранению и укреплению здоровья, а также по выработке положительной мотивации к приобщению учащихся к ведению здорового образа жизни. Большинство детей обучающихся в школе – интернате, обладают целым «букетом» различных заболеваний. Это нервно-психические растройства, нарушение моторики и координации движения, снижение зрения, сколиоз и т.д. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями, их воспитание, представляется весьма актуальной педагогической задачей, поскольку именно в школе у детей с нарушением интеллекта закладываются и воспитываются основные навыки по формированию здорового образа жизни и управлению собственным здоровьем.
По определению Сидорова А.П. « Здоровый образ жизни - это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья».
Но нужно учитывать, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здорового человека через изменения стиля и уклада жизни, в его оздоровлении с использованием гигиенических знаний о борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных жизненных ситуаций.
Формирование здорового образа жизни должно выражаться в привитии и закреплении навыков, умений и жизненных стереотипов, охватывающих рациональную организацию труда и отдыха, снижение факторов риска, ухудшающих состояние здоровья (нерациональное питание, гиподинамия, вредные привычки и др.), способы увеличения резервов здоровья.
У детей с ограниченными возможностями здоровья воспитывающихся в школе - интернате, необходимо закладывать и формировать осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а также воспитывать привычку к здоровому образу жизни, Обязательным условием успешного формирования здорового образа жизни является тесный, здоровый, эмоциональный контакт воспитателя и ребёнка.
В школе – интернате комплексно решается проблема мотивации воспитанников к ведению здорового образа жизни за счёт активного включения физических занятий в режим дня: утренняя гигиеническая гимнастика , физкультминутки, спортивный час на прогулке, игры во время перемен, занятия воспитанников в спортивной секции, занятия ЛФК, спортивные внутришкольные соревнования по видам спорта – футбол, лёгкая атлетика, настольный теннис, пионербол, баскетбол. Традиционно проводятся эстафеты, весёлые старты.
Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура. Стратегия занятий исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от нее в потребность .
Большинство воспитанников школы-интернат посещают спортивные секции по выше перечисленным видам спорта. Благодаря этому у детей с ограниченными возможностями здоровья вырабатывается дисциплинированность, ответственность, внимательность, целеустремленность и многое другое.
В школе - интернате разработаны оздоровительные мероприятия, которые направлены на решение задач для укрепления физического здоровья, проводятся спортивно - развлекательные конкурсы, «Праздник здоровья». Популярностью среди воспитанников пользуются настольный теннис, прыжки, бег - эстафеты, кроссы. В Дни здоровья устраиваются различные спортивные состязания: бег, прыжки в длину и т.д.
Воспитанники интерната постоянно принимают участие во всех городских соревнованиях, областных спартакиадах, результатом этих выступлений являются грамоты, ценные подарки.
Физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию детей с ограниченными возможностями, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
Основополагающими задачами стали не только формирование физического здоровья, но и духовного. Недостаточно научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров, будет стремиться к здоровому образу жизни.
В процессе деятельности по формированию здорового образа жизни проводится большая работа, чтобы увлечь, научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Используется множество разнообразных форм и методов работы: беседы, деловые, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры - путешествия, игры – соревнования. Такие воспитательные мероприятия, как « Самое дорогое у человека – это здоровье», « Вредным привычкам - нет», «Опасные привычки и их влияние на здоровье человека», «Гигиена и питание»и многие другие занятия, которые проходят на высоком уровне. Дети относятся к ним со всей серьёзностью, ощущая себя обличителями пагубных пристрастий. Воспитанники глубже чувствуют вред, наносимый употреблением табака и алкоголя, задумываются о своём здоровье.
Следовательно, занятия оздоровительного характера должны вызывать у ребёнка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать двигательные упражнения. Кроме того,материалы подобных занятий должны находить отражения во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса(учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательских занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях.)
У многих воспитанников есть проблемы со зрением, осанкой, поэтому используются кратковременные перерывы на занятиях, во время самоподготовки (1-3 мин.) – физкультминутки. Учащимся более интересен групповой способ проведения физкультурных пауз, т.к. он носит комбинированный характер и состоит из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр. Они проводятся ежедневно, примерно на 10-й и 20-й минутах занятий. После проведении физкультурных минуток, дети становятся более активными, их внимание активизируется, улучшается психоэмоциональное состояние, изменяется отношение к себе и своему здоровью Необходимость выработки хорошей осанки - одна из составляющих здорового образа жизни.
Для профилактики близорукости, замедления её прогрессирования используется гимнастики для глаз. Достигается это за счёт максимального удаления от глаз учеников наглядного материала. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Эту работу чередуем с занятиями на ближних дистанциях (работа с учебником, с карточками и т.д.). Также в своей работе мы используем изображения разного рода траекторий, по которым дети “бегают” глазами; игру “Весёлые человечки”, “Бабочка”. Используем упражнения для тренировки мышц век, улучшения кровообращения и расслабления глаз, снятия утомления глаз. На практике используем специальную гимнастику для глаз, разработанную специалистом по охране зрения детей физиологом В.Ф. Базарным.
Сохранение высокой работоспособности и здоровье детей в значительной степени зависит от их умения правильно дышать. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм сердца и циркуляция крови в организме. Основная цель дыхательных упражнений - выработать умение дышать правильно, чтобы было постоянное массирующее воздействие на внутренние органы. Дыхательные упражнения являются важным восстановительно-профилактическим средством. Дыхательные упражнения не просто оздоравливают организм, но и повышают умственную активность, способствуют эмоциональному равновесию, снятию нервного перенапряжения вследствие нагрузки.
В оздоровительных целях в нашем учреждении созданы условия для удовлетворения потребности учащихся в движении. Одним из мероприятий для осуществления двигательной активности является проведение динамических пауз, предполагающих проведение подвижных игр, спортивных часов, эстафет.Главная цель, дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать значение двигательной активности. Для проведения динамических пауз используются игры, правила которых позволяют детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё в любое время. Чаще всего для проведения подвижных игр используем народные игры, т.к. они способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Корме того, в играх много познавательного материала, способствующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостятельности. Опыт работы показывает, что проведение динамических пауз необходимо, чтобы утомление не наступало слишком быстро ,не было чересчур глубоким, чтобы отдых был более эффективным.
Для школьников основными составляющими элементами ЗОЖ являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, высокая медицинская активность. В современных сложных социально-экономических условиях отсутствие этих элементов в поведении значительной части школьников является фактором риска возникновения заболеваний . Учитывая состояние здоровья детей школьного возраста, в последние годы в стране значительно активизировалась работа по созданию здоровьесберегающей системы образовательного учреждения, направленной на формирование у детей навыков здорового образа жизни .
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни.
Таким образом, в школе-интернате ведется интересная и разнообразная работа по формированию здорового образа жизни. Есть много положительных результатов, наблюдается хорошая динамика в плане здоровья.
Воспитывая у детей потребность, ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения, быть в гармонии с собой и людьми, у них закладываются прочные основы хорошего здоровья.
Целеустремленная, терпеливая и последовательная работа позволяет решать задачи укрепления здоровья воспитанников, формирования у них устойчивых навыков здорового образа жизни.
В заключении, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.
Список литературы:
1.«Социальная модернизация Казахстана. Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Нурсултан Назарбаев. 2012.
2. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. Послание Президента страны народу Казахстана – Алматы. Білім, 1997.
3. Воронова Е.А.Здоровый образ жизни в современной школе.- Изд.3-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2009.
4. Сидоров А.П. «Секреты здоровья» 2000.
5. Литвиненко Л.С., Москва, «Пять за знания», 2005.