ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Зеленый Дом» 9 Б класс на 2014-2015 учебный год


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 города Липецка
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на МО
директор МАОУ СОШ №17 ЗД по ВР классных руков.
_______И.И.Борисова _____Черенкова И.В. протокол №____от ______
Приказ №____от_______ МС №__от_____
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Зеленый Дом»
9 Б класс
на 2014-2015 учебный год
Учитель биологии Иноземцева Е.А.
первая квалификационная категория
Липецк 2014
Список 9 Б класса
№ п/пФИО обучающегосяПол Дата рождения
1 Андриянова Ангелина Александровна жен 19.09.1999 г.
2 Аксенов муж 3 Бородин Артем Сергеевич муж 12.05.1999 г.
4 Свинин муж 02.03.1999 г.
5 Вощаникин Никита Алексеевич муж 10.07.1999 г.
6 Гриненко Виктория Александровна жен 05.05.1999 г.
7 Журавлев Никита муж 8 Ковалев Павел Андреевич муж 20.09.1999 г.
9 Козадерова Алена Владимировна жен 05.08.1999 г.
10 Кочанов Александр Сергеевич муж 16.03.1999 г.
11 Кошкин Максим Сергеевич муж 21.02.1999 г.
12 Кукин Владислав Сергеевич муж 06.02.2000 г.
13 Ласкарев Андрей 14 Мазайкин Станислав Сергеевич муж 07.09.1999 г.
15 Макаров Никита 16 Максименко Андрей Сергеевич муж 13.03.1999 г.
17 Пак Виктория Вячеславовна жен 01.03.1999 г.
18 Писаренко Кристина 19 Пономарева Анастасия Николаевна жен 28.08.1999 г.
20 Ртищева Кристина Александровна жен 24.05.1999 г.
21 Рудакова Алена Владимировна жен 26.09.1999 г.
22 Сырских Алена жен 26.11.1998 г.
23 Фомин Юрий Максимович муж 17.11.1999 г.
24 Шержуков Кирилл Александрович муж 15.04.1999 г.
Гендерный состав: 9 девочек, 15 мальчиков.
Возраст: год рождения 1998 - 1 (Фатин Николай);
1999 - 20;
2000 - 1 (Кукин Владислав).
Характеристика 9 Б класса
1. Состав класса
В классе 25 человек: 10 девочек и 15 мальчиков. Возрастной состав класса: год рождения 1997 - 1обучающийся (Сырских Алена);1999 - 23 обучающихся; 2000 - 1 обучающийся (Кукин Владислав). У класса низкие показатели в учебе. Большинство обучающихся учатся на «3». Таким образом, слабоуспевающих в классе большинство, а процент качества обучения составляет 34%. Всё это позволяет говорить о невысоком уровне подготовленности учащихся к познанию нового. В этом учебном году в класс прибыли 3 ученика, оставленные на повторный год обучения в нашей школе (Сырских Алена, Ласкарев Андрей, Аксенов Данил) и Юсупова Тамила (хорошистка). В учебной деятельности существует здоровый дух соперничества, но это не дисциплинирует ребят: каждый ученик старается проявить себя на уроке (из-за чего дисциплина и нарушается), школьники не всегда внимательно слушают объяснения учителя, однако, стараются получить исчерпывающие знания с помощью Интернет-ресурсов, реже - дополнительной литературы. Можно сказать, что класс читающий, однако только единицы активно берутся за создание учебных проектов, рефератов, докладов, хотя проведение научных исследований помогает учащимся участвовать в мероприятиях различного уровня, от городских до международных. Так, Ковалев Павел стал участником городского экологического конкурса «Лучший весенний скворечник», 5 обучающихся приняли участие в Международной олимпиаде по биологии, класс стал призером, заняв 1 место в городском конкурсе «Сохраним город зеленым», 1 место в городском телекоммуникационном конкурсе проектов благоустройства города «Липецк-дизайн -2014» (1 этап – защита проектов) в номинации «Лучшее цветочное оформлении территории учреждения», класс награжден грамотой за активное участие в городском конкурсе экологического ориенирования, принимал участие в слете экологических отрядов, а также в различных экологических акциях («Экологический бум», «Покорми птиц!» и др).В классе имеется актив: Андриянова Ангелина является старостой класса, Ковалев Павел – ее заместитель, в целом все обучающиеся проявляют интерес к общественным делам, касающихся приготовлений к классным или общешкольным мероприятиям. К выполнению общественных поручений относятся с максимальным интересом, сознанием и добросовестно исполняют.
2. Сплоченность класса
Уровень сплочённости и развития классного коллектива достаточно высокий за счёт того, что основной состав учащихся остался продолжать обучение в 5 классе. Общественное мнение, которое играет немаловажную роль в жизни коллектива, в классе сформировано. Есть определённые традиции в коллективе – это поздравление одноклассников с днём рождения, организация часов общения и т.д., поэтому в классе сложились группировки по деловым интересам, но при этом обучающиеся с уважением относятся друг к другу, ответственно относятся к делам класса. Обучающиеся охотно проводят вместе время в школе и вне ее. Любят вместе развлекаться и трудиться совместно. Мальчики и девочки очень дружны. Мальчики с удовольствием защищают девочек, так как по количеству их больше. Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, активно болеют ли за свой коллектив на школьных и городских соревнованиях и конкурсах. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.
3. Организованность класса
Обучающиеся класса достаточно самостоятельны, активно работает классное самоуправление. Актив класса серьёзно относится к выполнению своих обязанностей. Умеют сами организовываться для выполнения коллективных дел, распределяя между собой работу для наиболее рационального ее выполнения, терпеливо и внимательно выслушивают друг друга. Способны подчиняться распоряжениям уполномоченных лиц.
4. Характер товарищеских связей в коллективе
Взаимоотношения в коллективе класса дружеские, вновь прибывшие в класс учащиеся сразу нашли общий язык со всеми остальными учениками. Этой дружбе способствуют, во-первых, давнее, на протяжении ряда лет, знакомство друг с другом, так как все живут в одном районе, что помогает строить добрососедские взаимоотношения, во-вторых, совместная коллективная деятельность – это классные часы игрового характера, субботники по благоустройству территории школы и посадке деревьев, а также спортивные и культурно – массовые мероприятия. Учащиеся класса внеурочное время стараются проводить вместе: планируют работу на следующий месяц, посещают спортивные секции, справляют свои дни рождения, решают учебные проблемы сообща. Школьники внимательны к товарищам, стараются им помочь в учебе и личных проблемах, давая зачастую ценные и правильные советы. Обучающиеся требовательны к своим друзьям, способны видеть в них недостатки, указывая на них, стараются избавить товарища от изъянов либо сделать их минимальными.
5. Актив класса
Ученики класса имеют активную жизненную позицию, никогда не остаются безучастными к социальным проблемам своей малой родины. Их неравнодушное отношение к экологии позволяет участвовать во всех городских и школьных экологических акциях по уборке территории «Сделаем наш город чище», «Больше кислорода» др. В классе действует официальный (выборный) актив, который пользуется авторитетом и уважением остальных обучающихся. Они добросовестно выполняют распоряжения актива класса. Активисты класса также с уважением относятся к товарищам по классу, живут жизнью класса, не отрываются от классного коллектива, уважая и чтя его традиции.
6. Связь классного коллектива с общешкольным.
Вообще ребята в классе не очень артистичны, музыкальны, но ни одно общешкольное мероприятие не проходит без их участия. Они выступают и в роли ведущих на праздниках, и чтецов, и участников театрализованных представлений. Все школьники в классе знают о том, что происходит в школе в целом и в других классах. Иногда актив класса вносит предложения об улучшении жизни школы (школьная пятидневка, 2 большие перемены). Обучающимися постоянно выполняются общешкольные поручения. Характер связей учащихся с другими классами зависит от конкретного мероприятия, поэтому это может быть и соревнование и совместные дела.
7. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива
В целях еще большего сплочения классного коллектива совместно было принято решение: принять участие в разнообразных городских конкурсах.
Психолого-педагогическая карта 9 Б класса 
I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.
1. В 2014 - 2015 учебном году в 9 Б классе на начало года 25 человек
2.10 девочек.
3.15 мальчиков.
4. 1 учащийся 1997 г. рождения, 1- 2000 г. рождения и 23 – 1999 г. рождения.
5. В этом учебном году прибыли новые ученики: 3 второгодника, 1- Казахстан
II. Содержание и характер учебной деятельности.
Умственные способности учеников отличаются друг от друга. По итогам прошлого учебного года 2 хорошиста. В число наиболее успевающих учеников можно отнести ещё 5 человек, имеющих одну, две или три тройки по различным предметам. Неуспевающих на конец учебного года (по итогам промежуточной аттестации) было 12 человек.
Отношение к учению: ученики недобросовестно готовятся к урокам (не выполняют д\з). Есть в классе ученики, которые «открыв рот» слушают новую информацию. В целом, в классе, если создать благоприятную обстановку, а главное интересно преподносить новый материал, то ученики не будут отвлекаться на посторонние вещи и предметы.
Дисциплина: класс очень активный, можно сказать «непоседы». На уроках учеников иногда очень тяжело успокоить, они не всегда настраиваются на рабочий лад, ждут перемены. Но уже через 5-7 минут дети активно принимают участие на уроке, обсуждая пройденный материал и при изучении новой темы.
III. Жизнь класса вне учебных занятий.
Почти все учащиеся класса посещают кружки или секции. В общешкольной жизни класс принимает активное участие, все поручения выполняет. В школе установлена определённая система общественно-полезного труда. Весной и осенью ребята добровольно принимают участие в трудовых атаках, добровольной волонтёрской помощи одиноким пожилым людям, уборке территории, сборе урожая на пришкольном участке.
В классе имеются учащиеся с разным уровнем дисциплинированности: от временного проявления до устойчивого качества личности.
В классе есть традиция ежегодно проводить совместно с родителями мероприятия. Это мероприятия не только развлекательного и познавательного характера («День матери», «День Отца», «В здоровом теле – здоровый дух»), но и беседы воспитательной направленности родительским комитетом с некоторыми учащимися («Курить – здоровью вредить», «Дисциплина на уроках – залог хорошего усвоения изучаемого материала»).
IV. Руководство классным коллективом и его организации.
1. В классе 3 формальных  лидера – Андриянова Ангелина является лидером среди девочек, Ковалев Павел и Максименко Андрей - среди мальчиков. В коллективе развито самоуправление, во главе коллектива стоит староста и помощник старосты, работает  учебный (Рудакова Алена), культмассовый (Козадерова Алена), спортивный (Максименко Андрей), трудовой  сектора (Фомин Юрий) - каждый сектор возглавляет ответственный.
2. Все вопросы учащиеся решают на классных часах, при этом учитывается мнение каждого ученика и выбирается наиболее подходящее решение, с  которым  согласно большинство. В 2013 - 2014 учебном году ученики класса приняли активное участие в классных и общешкольных мероприятиях. Не все ученики были заняты во внеурочное время в различных кружках, но активно участвовали в спортивных соревнованиях и конкурсах творческих работ.
3. Имеются неформальные лидеры – Кукин Влад, умеющий подчинить себе ребят в классе. Он общителен, дружелюбен, но требователен к другим. Влад обладает отличными  организаторскими способностями, но часто сам становится нарушителем дисциплины. При умелом подходе – может стать неплохим помощником для учителей. Организовал ярмарку в классе, трудовые субботники.
4. «Отверженные» в классе – Шержуков Кирилл - многие ребятами не желают с ним общаться, так как он не принимает активного участия в классных и школьных мероприятиях.
 V. Взаимоотношения внутри коллектива
1. Эмоциональный климат в классе благоприятный. В целом атмосфера в классе доброжелательная, отношения между одноклассниками хорошие. При возникновении конфликтных ситуаций, их обсуждает весь класс. В классе преобладают дети с сангвистическим и холерическим типом нервной системы, что сказывается на их поведении. Ученики открыты, терпимы к чужому мнению. Нет принижения и издевательств по отношению к ученикам, которые чего-то не знают, слушают другую музыку и т.д.
Интересы: ученики имеют схожие интересы. Большинство слушает одну и ту же музыку, увлекается похожими фильмами и телепередачами, читают рекомендуемые друг другу книги (в основном фантастику). Особенно активно дети обсуждают новые модели мобильных телефонов и новинки компьютерных игр.
В целом класс артистичный, работоспособный, ответственный. Требуется усилить работу над повышением качества знаний учащихся, повышать их мотивацию.

Социальный паспорт 9 Б класса
Социальный состав семей
Статус Кол-во Социальное
положение Всего
(кол-во) Мужчины
(кол-во) Женщины
(кол-во)
Многодетные 1 Рабочие 13 5 8
Неблагополучные - Служащие 4 2 2
Малообеспеченные - Врачи, преподаватели 1 1
Неполные:
1 мать

1 отец 11
10
Частные предприниматели 3 3 Военные 1 1 1 Неработающие 7 1 6
На пенсии 1 1
Образование родителей
Образование Всего (кол-во)
родителей Мужчины
(кол-во) Женщины
(кол-во)
Высшее 9 4 5
Средне-специальное11 6 5
Среднее 4 1 3
Основное у всех Нет основного
Сведения о занятости обучающихся 9 Б класса
во внеурочное время по дням недели
№ Фамилия, имя ПнВт Ср ЧтПтСб1 Андриянова Ангелина ФК «Форма»
танцы ФК «Форма»
танцы ФК «Форма»
танцы
2 Бородин
Артем 3 Василенко
Виталий Бассейн «Дельфин» Бассейн «Дельфин»
4 Вощаникин
Никита СК «Нептун» плавание СК «Нептун», плавание 5 Гриненко
Виктория Шк.танцев «Жемчужина» Шк.танцев «Жемчужина» 6 Ковалев
Павел СК «Динамо»,
рукопашный бой СК «Динамо»,
рукопашный бой
7 КозадероваАлена 9 Кочанов
Александр СК «Динамо»,
рукопашный бой СК «Динамо»,
рукопашный бой
10 Кошкин
Максим 11 Кукин Владислав СК «Динамо»,
рукопашный бой СК «Динамо»,
рукопашный бой
12 Мазайкин Станислав Бассейн «Дельфин» Бассейн «Дельфин»
13 Максименко Андрей 14 Пак
Виктория 15 Пономарева Анастасия 17 Ртищева
Кристина 18 Рудакова
Алена Муз.шк. №10, фортепиано Муз.шк. №10, фортепиано Муз.шк. №10, фортепиано 19 Фатин
Николай 20 Фомин
Юрий Бассейн «Дельфин» Бассейн «Дельфин»
22 Шержуков Кирилл Листок здоровья 9 Б класса
Список обучающихсяГод рождения Группа здоровья Физкультурная группа № парты Рекомендации врача для учителя
Андриянова А. 1999 III основная Бородин А. 1999 III основная осанка
диет.питаниеВасиленко В. 1999 II основная Вощаникин Н. 1999 III подготовит Гриненко В. 1999 III подготовит Ковалев П. 1999 II основная Козадерова А. 1999 III основная Кочанов А. 1999 III подготовит Кошкин М. 1999 II подготовит Кукин В. 2000 II основная Мазайкин С. 1999 II основная Максименко А. 1999 II основная 1, 2 Пак В. 1999 I основная Пономарева А. 1999 II основная Ртищева К. 1999 II основная 1, 2 Рудакова А. 1999 III подготовит Фатин Н. 1998 III подготовит Фомин Ю. 1999 II основная Шержуков К. 1999 II основная Ф.И. обучающихся
Находятся на индивидуальном обучении имеют хронические заболевания Ковалев П.
имеют нарушения зрения Максименко А.
Ртищева К.
имеют нарушения ЖКТ Бородин А.
имеют нарушения опорно-двигательного аппарата имеют нарушения нервной системы Вощаникин Н.
Анализ воспитательной работы 8 Б за 2013-2014 учебный год
Работу за прошлый год можно признать удовлетворительной, так как учащиеся приняли участие в большинстве традиционных школьных мероприятий и, безусловно, в мероприятиях воспитательной программы «Зеленый Дом»
Традиционные мероприятия
№ Содержание мероприятия Сроки Содержание деятельности
1. 1 сентября - День знаний 1 сентября Торжественная линейка
2. акция «Поздравь любимого учителя!» 28.09. – 5.10 Конкурс стенгазет и творческих работ
3. Массовое мероприятие в микрорайоне «Осенняя ярмарка» 7 октября Ярмарочное гулянье
4. «Осенний бал» 24.11 Дискотека
5. День Матери 30.11
28.11. – 30.11
Праздничный концерт
Конкурс стенгазет и творческих работ
6. Смотр художественной самодеятельности «Алло, мы ищем таланты»
23.12 1-2 номера от класса
7. Выставка елочных композиций
«Вместо елки букет» 26.12. – 29.12 2-3 композиции от класса на конкурс
8. Новый год. Новогодние праздники
28.12. – 29.12
Конкурс газет и поздравительных плакатов
9. День святого Валентина
14.02. Конкурс валентинок10. День защитников Отечества
13.02. – 18.02
Классные часы, уроки Мужества
11. Конференция отцов 17.02 Участие в конференции
12. Международный женский день 8 Марта 1.03. – 8.03
7.03 Конкурс творческих работ
Праздничный концерт
13. Проводы зимы. Ярмарка на Масленицу Март Масленичные гуляния
14. Акции «Подари книгу школе», «Подари цветок школе» 16.04. – 21.04
Участие в акции
15. Последний звонок май Торжественная линейка
Духовно-нравственное воспитание
Цель - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
№ Содержание мероприятия Сроки Содержание деятельности
1. Акция «Если мы будем немного добрее» В течение года Благотворительные мероприятия
2. Акция «Милосердие» ко Дню инвалида. День инвалида ноябрь Сбор продуктов
3. «Рождественские посиделки»
26.12.- 29.12 Классный «Огоньки», посвященные встрече Нового года
4. День театра март Посещение театра
5. День книги 16.04. – 21.04 Библиотечные уроки
Посещение детской библиотеки №23
6. «Неделя права и чести»
13.02. – 18.02 Классные часы «О чести о достоинстве»
Эстетическое воспитание
Цель – развитие эстетического восприятия мира, эстетически воспитанный человек уже является нравственно воспитанным.
№ Содержание мероприятия Сроки Содержание деятельности
1. Интернет-акция «Новогоднее оформление сайта» ноябрь Конкурс электронных открыток
2. Оформление школы к традиционным праздникам В течение года Украшение 3 этажа
3. Посещение культурных центров В течение года Посещение культурных центров г. Липецка
4. Концерты Липецкой областной филармонии В течение года Выступление артистов по плану
5. Совместные мероприятия с Детской библиотекой № 23 В течение года Посещение детской библиотеки
Мой выбор-здоровье
№ Содержание мероприятия Сроки
1 Открытие Акции «Покори свой Олимп». Общешкольная линейка сентябрь
2 Школьный конкурс «Самый здоровый класс» старт сентябрь
3 Школьный конкурс «Самый спортивный класс» старт сентябрь
4 Конкурс творческих презентация школьных проектов по формированию ЗОЖ «Мы за жизнь!» 28.11.- 30.11
5 Международный день отказа от курения 19.11.
6 Месячник «Здоровье» ноябрь
7 Фотовыставка «Моя семья и здоровый образ жизни» 5.12. – 10.12
8 «Папа, мама, я – спортивная семья» 19.11, 31.03
9 Научно-практическая конференция «Мой выбор – здоровье» 6.12
10 Круглые столы Октябрь-Февраль
11 Конкурсы рисунков и плакатов «Здоровая переменка» Октябрь
12 Фотоконкурс «Даешь здоровый образ жизни!» 16.04. – 20.04
13 Дни здоровья По плану
14 Торжественное закрытие городской Акции «Покори свой Олимп» 18.05
Правовое воспитание
Цель - повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей; снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних школы; приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
Содержание мероприятия Сроки
1. Операция «Внимание, дети!» сентябрь
2. Конкурс детского творчества «Дорога глазами детей»
(Внутришкольный этап) сентябрь
3. Смотр-конкурс на лучшую организацию работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек» (Внутришкольный этап) сентябрь
4. Дни правовых знаний апрель
5. Операция «Внимание – дети!» май
Гражданско-патриотическое
Цель - развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
№ Содержание мероприятия Сроки
1. Уроки Мужества По плану
2. Участие в празднике День Победы – 9 Мая май
3. Участие в городском празднике Весны и Труда – 1 Мая май
4. Концерт "Этих дней не смолкнет слава" май
5. Акция «Ветеран живет рядом» апрель, май
6. День Толерантности 16 ноября
Экологическое
(мероприятия воспитательной программы «Зеленый Дом»)Цель - формирование системы взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде.
№ Содержание мероприятия Сроки
1. Конкурс на лучшую экологическую листовку октябрь
2. Участие в проведении субботника по уборке городской территории и посадке зеленых насаждений сентябрь, октябрь, апрель, май
3. Телекоммуникационный конкурс проектов благоустройства города «Липецк-дизайн» В течение года
4. Конкурс агитбригад и видеороликов в рамках Всероссийских дней защиты от экологической опасности апрель
5. Конкурс юных экологов «Экологическое ориентирование» апрель
6. Классные экологические часы По графику
7. Экологические акции По графику
8. Праздник «День экологических знаний» 15 апреля
9. Работа на пришкольном участке (разбивка и высадка цветов на клумбы) Май-июнь
Воспитательная программа 9 класса «Зеленый дом»
Птицам даны крылья, рыбам – плавники, а людям, которые живут в природе – изучение и познание природы; вот их крылья.
Х. Марти
Пояснительная записка
Выдающиеся педагоги отмечали огромную роль природы в человеческом развитии, в становлении человека, как гражданина.
" ... Общение с природой не только доставляет эстетическое наслаждение, но и влияет на формирование мировоззрения детей, на их нравственное развитие, расширяет их кругозор, обогащает впечатление ", - так считал К.Д. Ушинский.
Наш современник В.А. Сухомлинский в книге " Сердце отдаю детям " писал: " ...Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи ... Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы, тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира ..."
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Воспитанию этого великого чувства наиболее эффективно способствует школьный предмет – экология. Экология – это новый образ мышления, которому необходимо учиться. Экологическое образование должно строиться исходя из признания его непрерывности. Оно охватывает как начальную, так основную и среднюю школу. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Просто необходимо введение в учебно-воспитательный процесс эколого-краеведческого подхода. Природа выступает одновременно как педагогическое средство воспитания школьников и как объект окружающей среды, нуждающийся в охране и заботе. Это предполагает усиление экологической направленности педагогического процесса в школе.
Принципы экологического воспитания:
1. Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников.
Мировая практика подтверждает преимущество экологического образования, которое "имеет междисциплинарный подход, опирается на конкретное содержание каждой дисциплины". Экологическое образование при этом призвано преодолеть разрозненность формируемых знаний, изолированность школьных дисциплин, их разобщенность.
Реализация междисциплинарного подхода требует выделения межпредметных связей и обеспечения обобщения межпредметных подходов. Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые изучаются в различных учебных предметах. В то же время важно сочетать логику развития ведущих идей и понятий, входящих в содержание того или иного учебного предмета с последовательным углублением и обобщением экологических идей и понятий.
2. Систематичность и непрерывность изучения экологического материала.
Последовательное достижение цели и задач образования по вопросам окружающей среды требует разработки системы содержания, методов и организационных форм учебно-воспитательного процесса. Эта система предполагает вычленение ведущих идей и понятий, установление их взаимосвязи и развития.
Системно-структурный подход позволяет отобрать элементы знаний, распределить их в определенной последовательности, органично связать с системой содержания основ наук. Этот подход позволяет восполнить пробелы в экологических знаниях учащихся, равномерно изучать виды экологических взаимосвязей. Экологическое образование должно стать непрерывным, охватывая все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования.
Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействий разнообразных источников знаний и средств массовой информации. Это необходимо учителю, когда в школьных условиях формируется готовность учащихся к решению экологических проблем современности.
3. Единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды.
Становление экологически воспитанной личности происходит при условии органического единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным ее восприятием, которое пробуждает эстетические переживания и порождает стремление внести практический вклад в ее улучшение. Этот принцип экологического образования и воспитания ориентирует на сочетание рационального познания с художественно-образным с учетом непосредственного общения с природой.Взаимосвязи рационального и эмоционального многообразны и зависят от возраста учащихся. В период детства имеет место эмоционально-эстетическое восприятие среды, а не интеллектуальное. В юношеском возрасте большую силу приобретает интеллектуальное осмысление природы. Если ученик знает закономерные связи между объектами живой и неживой природы, чувствует красоту гармонии экологических систем, то и действия его будут направлены на сохранение природы, защиту ее от загрязнения.
4. Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе.
Факты положительного и отрицательного воздействия человека на природу данной местности важно сочетать с оценкой последствий этих влияний в глобальных масштабах. Развивая заботу молодежи о природе родного края, своей Родины, учитель внушает школьникам мысли о том, что Земля нуждается в общей заботе всего человечества. "Сохранение природы требует усилий всех людей, населяющих земной шар. Рана, нанесенная природе на одном континенте, не может пройти бесследно на другом".
Данная программа разработана для учащихся 5-9 классов. Реализация программы помогает организовать деятельность учащихся, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, формирует у школьников интерес и привязанность к родному краю, патриотические чувства, историческое самопознание, социальную активность. Родной край – земля предков, где развивается культура народа, малая и большая Родина, которая нуждается в заботе и защите. Поэтому воспитание нравственно-патриотических чувств идет при опоре на исторические и природные корни.
Умение видеть красоту родной природы, чувствовать и сопереживать её боль – эти нравственные качества развиваются в наибольшей степени через экологическое воспитание. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Необходимо у младших школьников сформировать основы экологической культуры: поведение каждого среди людей в природе, внимание к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
1. Ценностное основание воспитательной системы
Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном коллективе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, пробуждение интереса к природе, развитие личности ребёнка на основе ценностей национальной культуры, региональных и местных традиций, помогающих воспитанию у детей любви к Отчизне и родному краю, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству. Созданная система даёт не только формирование базовых компонентов экологического образования, но и составляет основу развёрнутого педагогического процесса. Реализация модели предусматривает системный педагогический процесс, включающий взаимосвязанные, последовательные формы изучения природы, и выполняет следующие педагогические функции:
Познавательно-развивающая – способствует расширению и углублению научных экологических процессов и явлений с помощью наблюдений.
Познавательно-обучающая – предусматривает формирование навыков исследований экологических процессов и явлений с помощью наблюдений.
Воспитательная функция предполагает формирование личностных качеств учащихся и их отношения к окружающему миру.
Социально-адаптивная – призвана способствовать самоопределению личности в современном мире.
Цель воспитательной системы: воспитание экологической культуры через формирование ответственного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств при опоре на исторические и природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом.
Задачи воспитательной системы:
Воспитывать экологическую культуру. Вооружить учащихся навыками экологически грамотного поведения в природе.
Формировать личность, усвоившую духовные ценности истории и культуры родного края, имеющей сознательную и нравственную позиции. Воспитывать любовь к родному краю, родному дому (дом как семья, школа, природа, Родина). Развивать в детях чувства красоты, умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её.
Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности.
Обеспечить развития школьника: его склонностей, способностей.
Компоненты экологической культуры

Обучение Воспитание Развитие
Формирование экологических знаний Экологически оправданного по ведения в природеЭкологического мышления

Интерес к природе, знания о природе Чувства по отношению к природе Мотивы, определяющие поступки
Условия реализации:
1. Взаимодействие педагогов с коллективом учеников и их родителями.
2. Общешкольная деятельность.
3. Работа классного руководителя с детским коллективом.
4. Индивидуальная работа с учащимися и их родителями.
Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение и принятие таких ценностей, как:
– свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения); – требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей); – любознательность (стремление всё знать и всему научиться, познавая мир и самого себя);– активность (исследовательский подход к добыванию знаний, настойчивость в поисках ответа на поставленный вопрос); – нравственность (доброжелательное и заботливое отношение к другим людям, человеколюбие: сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь); – оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях); – самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться); – радость (удовольствие, получаемые ребёнком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно приносит удовлетворение).
Реализации задач воспитательной системы «Зелёный дом» помогает следование заповедям юного эколога:
1) Эколог всегда в пути – постоянном поиске. 2) Эколог готов поделиться своими «находками» и открытиями: показать и рассказать о них. 3) Эколог любит и бережёт природу родного края (малой и большой Родины) и учит этому других. 4) Эколог уважает труд других людей и сам трудолюбив. 5) Эколог честен, справедлив, дружелюбен.
2. Механизм функционирования воспитательной системы
Наряду с целевыми ориентирами роль системообразующего фактора играет познавательно – творческая деятельность, которая организуется как «Поход в мир природы» и проходит под девизом «Где уничтожается природа, там иссякает жизнь».
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе «Зелёный дом» является экологическое воспитание, которое затрагивает все направления деятельности класса. В «Зелёном доме» три уровня.
Эколог-любитель
Получение готовых знаний – «словесно- книжное»
Эколог-знаток
Самостоятельное приобретение знаний, активная поисковая работа
Экологическое научное общество
Исследовательская работа
Принципы деятельности
Воспитание – это жизнь рядом и вместе.
Для того, чтобы наши дети выросли такими, какими мы хотим их видеть, нужно всего – навсего самим стать такими. Человеку нужно быть нужным.
Скажи мне – я забуду.
Покажи мне – я запомню.
Позволь мне сделать – я пойму.
Направления воспитательной работы
Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе экологического воспитания учащихся и в тесном контакте с родителями. Среди направлений воспитательной работы будут следующие:
1. Патриотическое и правовое «Человек без Родины, что соловей без песни»
Задачи: ответственность каждого человека за свои действия по отношению к природе, формирование любви к родному краю, знакомство с законодательными актами в области охраны природы.
Мероприятия:
Час правовых знаний «Конституции РФ об охране природы», «Урок гражданина».
Акция «Всемирный день окружающей среды», «4 октября – Всемирный день защиты животных».
2. Нравственно-эстетическое «Красив тот, кто красиво поступает»
Задачи: развитие чувства красоты и доброты в отношении к природе и её объектам, умение выражать красоту природы, проявление гуманных чувств к природе.
Мероприятия:
Экскурсии в парк, лес, прогулки с наблюдением в природе, экскурсии в краеведческий музей.
Акции: «30 марта – День защиты Земли», День птиц, 22 марта – Всемирный день воды, дни именинников.
Викторины «15 апреля – День экологических знаний» (оформление выставок поделок, фотографий, рисунков, сочинений).
Композиции из цветов (День учителя, 8 Марта).
Конкурс мини-сочинений «Самый красивый уголок Липецкого края»
3. Спортивно-оздоровительное «В здоровом теле здоровый дух»
Задачи: развитие привычки правильно использовать природные факторы здоровья, понимание взаимосвязи социальных и природных факторов здоровья.
Мероприятия:
Экскурсии по изучению родного края.
Игры-соревнования на свежем воздухе, спортивные соревнования «Весёлые старты», Дни здоровья.
Спортивные праздники «День защитника Отечества», «Папа, мама, я – дружная семья!»
Классные часы «Твой режим дня», «Курить – здоровью вредить», лекции и беседы о здоровом образе жизни.
Конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни.
4. Трудовое «Землю солнце красит, а человека – труд»
Задачи: бережное отношение к природе, участие в трудовых делах по уходу за природными объектами, развитие навыков оценки состояния природной среды.
Мероприятия:
Изготовление и развешивание птичьих кормушек «Зимующим птицам – нашу доброту и заботу», подкормка птиц, изготовление скворечников.
Уход за комнатными растениями (знакомство с научными и народными названиями растений, с родиной этих растений, с условиями их произрастания).
Проведение акции «Сбережём лес» (сбор макулатуры).
Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны».
Воспитательная система имеет достаточно широкие внутренние и внешкольные связи. В школьной общности класс занимает ведущее место по организации и проведению экологических мероприятий, ему отведена роль проводника в воспитании любви к своей Родине и родному краю.
Ведущую роль в жизни «Зеленого дома» занимают экскурсии и учебные прогулки. В осенний и весенний периоды совершаются экскурсии и практические работы на местности. В учебно-методическом обеспечении основную роль играют игровые приёмы – дидактическая игра, моделирование экологических ситуаций и обсуждение путей их решения.
Планируемые результаты:
понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе;
освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности;
умение использовать знания основ экологии в первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
понимание взаимосвязи между живыми существами и окружающей их природной средой, взаимодействия человека и природы.
3. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
В качестве мерила эффективности функционирования воспитательной системы целесообразно избрать критерии, позволяющие оценить результативность осуществляемой деятельности по достижению целевых ориентиров.
К числу таких критериев можно отнести:
1) развитость познавательного потенциала ребёнка; 2) экологическую и нравственную направленность личности; 3) сформированность у учащихся нового мышления, мировоззрения, новой экологической культуры, способного заботиться о живом существе с чувством понимания, сострадания и любви; 4) умение применить на практике теоретические сведения и оценить качество окружающей среды; 5) сформированность у учащихся первоначальных умений самореализации и самоутверждения; 6) коммуникативная развитость ребёнка (коммуникабельность, коммуникативная культура учащихся); 7) развитость креативных способностей (способность к оригинальному мышлению, стремление к творчеству); 8) удовлетворённость ученика самим собой и жизнедеятельностью в классном коллективе.
Изучение особенностей ребёнка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и эффективной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося: общие сведения, тип личности в общении, самооценка, успешность в деятельности, уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений: социометрия, социально-психологический климат в классе.
Формы диагностики:
– анкетирование; – тестирование; – наблюдения; – беседы.
Мероприятия воспитательной программы «Зеленый Дом» на 2014-2015 учебный год
Направление Мероприятия Срок
Патриотическое и правовое «Человек без Родины, что соловей без песни»
1.Час правовых знаний «Конституции РФ об охране природы»
2. «Урок гражданина»
3.Акция «Всемирный день окружающей среды»
4. «4 октября – Всемирный день защиты животных» Октябрь
Февраль
В течение года
Октябрь
Нравственно-эстетическое «Красив тот, кто красиво поступает» 5.Экскурсии в парк с наблюдениями природы, экскурсии в краеведческий музей
6. Акции: «30 марта – День защиты Земли», День птиц, 22 марта – Всемирный день воды»
7. Конкурс мини-сочинений «Самый красивый уголок Липецкого края» Сентяб-майМарт
Январь
Спортивно-оздоровительное «В здоровом теле - здоровый дух»
8,9.Классные часы «Твой режим дня», «Курить – здоровью вредить»
10. Конкурсы плакатов и газет по здоровому образу жизни
11. Игры-соревнования на свежем воздухе, спортивные соревнования «Весёлые старты», Дни здоровья Декабрь-
Январь
Ноябрь
В течение года
Трудовое «Землю Солнце красит, а человека – труд» 12. Изготовление и развешивание птичьих кормушек и скворечников
13. Уход за комнатными растениями
14. Акция «Сбережём лес» (сбор макулатуры)
15. Классный час «Все профессии нужны, все профессии важны».
16.Уборка пришкольной территории и ее озеленение (клумбы)
17.Участие в городских субботниках
18.Участие в городских экологических конкурсах Ноябрь-
Декабрь
Еженедельно
По графику
Апрель
По графику
Сентяб-майВ течение года
Циклограмма деятельности классного руководителя 9 Б класса
Ежедневно:
контроль посещаемости;
контроль за внешним видом и наличием сменной обуви;
организация дежурства по классу;
работа с классным журналом;
организация питания.
Еженедельно:
проведение классных часов, собраний;
дежурство по школе (как педагог);
проверка дневников, контроль успеваемости;
контакты с учителями-предметниками;
индивидуально-профилактическая работа с детьми;
индивидуальная работа с родителями;
работа с ученическим самоуправлением класса.
Ежемесячно:
подведение итогов и составление рейтинга успеваемости;
совместный (с детьми) анализ выполнения плана работы класса;
обновление информации в классном уголке;
отчет об организации питания обучающихся;
коррекция плана работы на следующий месяц.
В течение триместра:
проведение коллективно-творческих дел;
посещение уроков в своем классе;
проведение родительского собрания;
организация дежурства класса по школе;
диагностическая деятельность;
коррекция плана воспитательной работы.
В конце каждого триместра:
подведение итогов триместра;
проведение родительских собраний;
оформление итогов триместра в журнале, дневниках;
составление отчетов об успеваемости и посещаемости;
работа с базой данных ШСОКО;
анализ работы за триместр;
составление плана работы на каникулы.
В конце учебного года:
проведение родительских собраний по итогам года;
подведение итогов года, оформление результатов, сдача их администрации образовательного учреждения;
работа с документацией, заполнение личных дел, журналов;
анализ воспитательной работы за прошедший год и предварительное планирование воспитательной работы на следующий учебный год;
проведение диагностических исследований (определение уровня воспитанности, личностного роста обучающихся и т.п.);
составление карты занятости обучающихся на летний период;
контроль за прохождением трудовой практики