Урок русского языка в 6 классе «Простое осложнённое предложение»

Урок русского языка в 6 классе.

Учитель русского языка и литературы Хаврусь В.В.

Тема урока: «Простое осложнённое предложение. 3 часа»
(урок № 1 в системе уроков по данной теме).

Цели урока:
1. Закрепить сведения о простом предложении,
2. Дать общее понятие об осложнённом простом предложении,
3. Тренировать учащихся в умении опознавать, чем осложнено простое предложение (с перспективой на следующие уроки),
4. Уметь проводить пунктуационный анализ (с перспективой на следующие уроки).

Задачи урока:
1. Формировать умение правильно высказывать свои мысли, общаться, делать выводы,
2. Способствовать развитию творческих способностей ребёнка,
3. Развивать речевые навыки.

Ход урока:

I этап. Создание учебной мотивации, рефлексия.
Здравствуйте, ребята, гости! Я рада всех приветствовать! Вижу и чувствую ваше хорошее настроение, ваш настрой на урок. Надеюсь, что с таким хорошим настроением мы и будем сегодня работать.

Перед вами лист рефлексии №1, на нём вы видите шкалу, отметьте на ней галочкой в каком настроении вы сейчас, готовы ли вы к работе?
Давайте попробуем вместе определить тему нашего занятия. Посмотрите на доску.
Верный товарищ, надеяться на помощь, давно дружить, честный поступок, настоящий друг.
Что это перед вами? (словосочетание). Докажите. Что можно сделать со словосочетаниями? (составить предложения)

Например: Верный товарищ совершил честный поступок.

Докажите, что перед вами предложение? (есть грамматическая основа)
Охарактеризуйте это предложение (простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое).
Чем словосочетание отличается от предложения? (в словосочетании нет грамматической основы)
Что ещё может быть в предложении? (второстепенные члены, однородные члены, сравнительный оборот, вводные слова, обращения, обобщающее слово при однородных членах).

Задание на доске: найдите «третье лишнее»?
Мы давно дружим.
Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг.
Друзья всегда надеются на поддержку друг друга.
По какому принципу вы определили «третье лишнее»? Что помогло вам это определить?
Вот это и есть тема нашего урока. Запишите в тетради – простое осложнённое предложение.

II этап. Работа над понятием «осложнённое предложение».

Возьмите лист № 2, на котором вы видите информацию о том, чем может быть осложнено простое предложение, представленную в виде сплошного текста или таблицы с той же информацией. Выберите, с каким материалом вы будете работать.
Задание: прочтите и расскажите, какими синтаксическими конструкциями может быть осложнено простое предложение. Какая информация оказалась для вас новой? Что вы уже знали о таком предложении? Постарайтесь запомнить данную информацию: она пригодиться вам в дальнейшем.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ТО ИЛИ ИНОЕ ЗАДАНИЕ?

Проверка задания.

Вопрос: Что надо учитывать при выборе знака препинания? (строение предложения).
Правильно, всегда необходимо видеть и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применить пунктуационное правило.

Простое предложение – не сложное предложение, т.к. у него сохраняется одна грамматическая основа, но могут появиться знаки препинания. Значит, такое предложение можно назвать ОСЛОЖНЁННЫМ






III этап. Проверка усвоения, понимания понятий.

Давайте вспомним, что такое однородные члены предложения? Что вы об этом знаете? Что вы помните об однородных членах предложения? (субъектный опыт).
относятся к одному и тому же слову,
отвечают на один и тот же вопрос,
являются одним тем же членом предложения,
как правило, выражены одной и той же частью речи.
Если перед вами предложение с однородными членами, как надо расставлять знаки препинания?
(однородные члены предложения разделяются запятой, если они связаны бессоюзной связью; если они связаны союзами А, НО, ДА (НО), или же союз И повторяется несколько раз. Не разделяются запятой, если они связаны союзом И, и союз И повторяется один раз) – схемы.

Задание:
Перед вами Лист № 3. Выберите удобное, понятное задание, которое вы будете выполнять (текст, схемы, творческое задание).

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ТО ИЛИ ИНОЕ ЗАДАНИЕ?

Проверка задания.
Удачно составленные предложения (по мнению ученика) записать в тетрадь, нарисовать схемы.

Физминутка (работа глазками)

Перед вами 3 предложения.
Все предложения записаны на доске.
Ко мне на день рождения пришли друзья: Володя, Витя, Максим.
Володя, Витя и Максим – это мои друзья.
Володя, Витя и Максим – все друзья пришли ко мне на день рождения.

Расставьте знаки препинания в этих предложениях, отметьте грамматическую основу.
Какие два из них можно объединить по определённому признаку? По какому признаку вы их объединили? Запишите их в тетрадь.
Что вам известно о таких предложениях? (субъектный опыт)
Нарисуйте схемы со знаками препинания к этим предложениям. Расскажите о расстановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения.
( можно предложить составить свои подобные предложения по данным схемам и их записать в тетрадь с составленными схемами))



Задание:
Перед вами лист № 4. Выберите для себя удобное, понятное задание, которое вы будете выполнять. Можно это задание выполнять индивидуально или в парах. Если в парах, договоритесь, как вы будете рассказывать о выполненном задании.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ТО ИЛИ ИНОЕ ЗАДАНИЕ?

Проверка задания.
Удачно составленные предложения (по мнению ученика) запишите в тетрадь с составленными схемами.




IV этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Запишите домашнее задание на выбор (задание на доске):
133(2) или упр. 134 по заданию, или составьте небольшой текст по теме «Дружба» с использование однородных членов предложения, или в данном учителем тексте расставьте знаки препинания и составьте схемы предложения с однородными членами.
Беседа: что вам понравилось на уроке? Что было самым интересным? Что было трудным, неинтересным? Кто доволен своей работой на уроке?
Выставление оценок учителем (комментарий, похвала)
На листе рефлексии №1 отметьте своё состояние в конце урока. Заполните таблицу ценностей: что для вас самое важное – 1, просто важное – 2, не очень важное – 3, совсем не важное – 4.
И на прощание. Друзья, вы все сегодня работали хорошо. Какой вид осложнения я использовала в данном предложении? (обращение). Это и будет тема нашего следующего урока в системе уроков по теме «Простое осложнённое предложение»

Спасибо всем за урок.
Лист № 2.

Карточка № 1.
Простое предложение – это предложение с одной грамматической основой. Но оно может быть осложнено различными синтаксическими конструкциями.
Простое предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. При этом необходимо знать расстановку знаков препинания. Например: Володя подарил своему другу на день рождения машинку, настольную игру и шоколадку. Саша и Володя дружат очень давно.
Простое предложение может быть осложнено вводными словами. Вводные слова могут стоять в начале, в конце или в середине предложения. Например: К счастью, все мои друзья пошли в поход. Друзья, конечно, должны быть в жизни каждого человека. У меня есть настоящий друг, безусловно.
Простое предложение может быть осложнено обращениями. Обращения могут стоять в начале, в конце и в середине предложения. Например: Ольга, я тебя жду. Ты настоящий друг, Серёга!
Простое предложение может быть осложнено сравнительными оборотами, которые присоединяются к предложению такими союзами: как, словно, как будто. Например: Речь говорит, словно реченька журчит.
Простое предложение может быть осложнено обособленными членами предложения (деепричастными и причастными оборотами).

Карточка № 2.


Простое осложнённое предложение.




Однородные члены
предложения Вводные слова




Обращения Сравнительный оборот обособленные члены
предложения
(деепричастный оборот,
причастный оборот)

Лист № 3.

* Расставьте в предложениях знаки препинания (где это необходимо), подчеркните однородные члены предложения, составьте схемы.

Выполнил (а)____________________________________

1. Я всегда просыпаюсь до зари и встречаю рассвет.
2. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
3. Вода в реке разлилась но из берегов не вышла.
4. И Саша и Володя пришли на помощь.
5. Белые красные синие шары летали в небе.




** Вставьте в предложения однородные члены предложения, расставьте знаки препинания (где это необходимо), подчеркните однородные члены, составьте схемы.

Выполнил (а)______________________________________

На улице было_______________ и ______________.
И________ и____________ помогали учителю.
В саду осенью покраснели_________ ___________ и ____________.
Солнышко весной________________ но ____________________.
____________ да(И) _______________ пришли на мой праздник.





*** Составьте предложения по схемам, расставьте знаки препинания (где это необходимо), подчеркните однородные члены.

Выполнил (а)____________________________


1.
2.
3.
4.
5.


Лист № 4.

* Расставьте в предложениях знаки препинания, составьте схемы.

Выполнил (а) __________________________________.

Розы лилии астры все цветы уже зацвели.
Миша и Юра бегали везде в саду в парке.
Всюду слышался гром в небе на земле и в домах.
Все ребята и девочки и мальчики вышли на уборку школьной территории.
Мне не день рождения друзья подарили много подарков машинку настольную игру и коробку сладких конфет.




** Соотнесите предметы и понятия. Составьте с одним из них (на выбор) предложение, знаки препинания, нарисуйте схемы.

Выполнил (а) ____________________________________.

математика, природоведение, история. А )цветы
Роза, лилия, астра. Б) школьные предметы
Лото, шашки, шахматы. В) качества человека
Дождь, снег, град. Г) настольные игры.
Честность, преданность, внимательность. Д) природные явления.






*** Составьте предложения по схемам, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

Выполнил (а) _____________________________________.


1.
2.
3.
4.
5.

Лист № 1.

Лист рефлексии.

Фамилия, Имя ____________________________________________.

Моё настроение в начале урока.











Моё настроение в конце урока.












Ценности для вас данного урока:


Самое важное – 1.
Важное – 2.
Не очень важное – 3.
Совсем не важное – 4.

Получение новой информации


Полученный результат


Возможность проявить себя


Получение оценки за урок