Урок русского языка на тему Предложения с обособленными членами

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия с. Раевский муниципального района Альшеевский район
Республики Башкортостан








Урок в 8 классе
по русскому языку на тему:

Предложения с обособленными членами


учителя русского языка и литературы
Каримовой
Альбины Мансуровны










2016 г.
Тема: Предложения с обособленными членами.
Понятие об обособлении.
Цели урока:
Образовательные:
дать понятие обособления;
показать, что обособление – один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения;
формирование умений:
1) находить обособленные члены предложения;
2) правильно ставить знак препинания при обособленных членах предложения;
3) правильно использовать обособленные члены предложения в своей речи;
Развивающие:
развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
развивать умения аргументировать, доказывать;
работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать.
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку,
воспитывать сознательную дисциплину,
формировать навыки контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: формирование знаний, умений и навыков об обособленных членах предложения.
Методы обучения: словесный (слово учителя), репродуктивный (беседа), наглядный - иллюстративный, частично-поисковый, практический (выполнение упражнений, заданий).
Ведущие принципы: доступности, научности, наглядности.
Подход: личностно – ориентированный.
Дидактическое обеспечение:
1. Компьютер с колонками.
2. Презентация к уроку в программе PowerPoint.
3. Распечатанные рабочие листы
4. Записи на CD шума моря, песня на стихи М.Цветаевой "Кто создан из камня" в исполнении Киры Малыгиной.
5. Портрет Марины Цветаевой, стихотворение "Кто создан из камня"М. Цветаевой.
6. Портрет Клода Дебюсси, музыкальная интерпретация, триптих «Море»
7. Репродукции картин И. Айвазовского "Море. Коктебель", "Девятый вал".
8. Опорные схемы с правилами постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
9. Учебник русского языка для 8 класса под редакцией С.Г.Бархударова
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Используемые цифровые образовательные ресурсы: слайды.
План урока:
Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности.
Лингвистическая разминка. Игра «Третье лишнее». Групповая работа.
Вводная беседа по теме урока. Ассоциации. Индивидуальная работа.
Определение темы урока. Фронтальная беседа.
Целеполагание.
Повторение пройденной темы. Фронтальная беседа.
Изучение нового материала. Фронтальная беседа. Выполнение заданий.
Работа с учебником.
Первичное закрепление изученного материала.
Анализ стихотворения М. Цветаевой «Кто создан из камня»
* Подготовка к ЕГЭ
Подведение итогов. Домашнее задание. Оценивание.

Ход урока:
1. Организационный момент. (1-2 мин)
Вступительное слово учителя:
- Пробудилось утро!
Здравствуй, день!
Здравствуй, класс уютный!
Дети, здравствуйте!
Улыбнитесь, я прошу вас, веселей,
И урок для вас пусть будет радостью.

- Сегодня урок русского языка проведу у вас я, Альбина Мансуровна.
Мотивация познавательной деятельности.
- Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся по волнам знаний в морское путешествие, и помогут нам с вами в этом рабочие листы, которые будут нашими путеводными листами. А поплывем мы на 3-х кораблях (количество рядов в классе). 1-й ряд – 1 корабль, 2 р. - 2 к., 3 р. – 3 к.
Рабочие листы раздаются каждому ученику до начала урока
- Мне будет помогать помощник, который будет фиксировать ваши ответы.
- А для того, чтобы наше путешествие прошло весело, с улыбкой, споем песню из мультфильма "Крошка Енот" «Улыбка».
= музыка =
1. От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется... Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется. Припев: И тогда наверняка, вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке... С голубого ручейка начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки. С голубого ручейка начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки.
- Молодцы!
- А теперь весело, с улыбкой отправимся в путешествие по волнам знаний.
- А какие у вас знания, сейчас проверим!
- Тот корабль, пассажиры которого первыми назовут правильный ответ получат балл.
2. Лингвистическая разминка.
Игра «Третье – лишнее и почему?»
- Пассажиры того корабля, которые первыми назовут правильный ответ, получат балл.
- На экран спроецированы словосочетания, определите: какое из них лишнее и почему? Аргументируйте свой ответ.


3. Вводная беседа по теме урока.
- Наше путешествие по морю продолжается.
- Море... Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (шум прибоя, всплеск волн, голубое небо, пляж, солнце)
- Послушайте композицию «Шум моря» и попробуйте себе представить, что вы на самом деле плывете по морю на корабле. Подумайте, какие красочные и яркие эпитеты можно подобрать к слову «море». Запишите на своих рабочих листах. (Учащиеся работают самостоятельно, рассматривая репродукции картины с изображением моря).
- На экран спроецированы фотографии с изображением моря.
=музыка=
Самостоятельная работа.

- Зачитайте, что у вас получилось. (Учащиеся зачитывают).
- Вот какие эпитеты могут быть подобраны к слову море

- Многие поэты, писатели, художники, музыканты обращались в своих произведениях к образу моря. Давайте выразительно прочитаем, как описывает море Максим Горький (текст на рабочем листе)

= портрет =
= текст =
- (Имя), прочитай текст.
Перед ними необозримо расстилалось море, залитое лучами утреннего солнца. Волны, рождаемые ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт. Далеко в море, напоминая шрам, виднелась коса.

- Далее вы видите 2-й текст.
- Сравните эти 2 текста Чем они отличается друг от друга? (нет п.о. и д.о.)
- (Имя), прочитай текст.
Перед нами необозримо расстилалось море. Волны тихо бились о борт. Далеко в море виднелась коса. И там облаков было бесконечно много.

Вопросы:
Какой из данных текстов богаче?
В каком тексте море представляется ярче, во всем своем могуществе и красоте? (в первом)
Что "потерял" второй отрывок? (эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, добавочное смысловое значение)
За счет чего это происходит? (во втором тексте нет причастных и деепричастных оборотов)

4. Изучение новой темы.
- Что такое д.о?
- Что такое п.о.?
Слайд 24
- Обратите внимание на 1 предложение
- Чем осложнено это простое предложение? (п.о.)
- Найдите п.о. Работают в рабочих листах!
- Выделяется ли он запятыми?
- Почему?
- Прочитайте выразительно 1 предложение
- Как п.о. выделяется в устной речи (интонационно)

- Давайте п.о. подставим перед определяемым словом
- Что получится?
- Будет ли п.о. выделяться запятыми? (нет)
- Почему?

Вывод по схеме: Когда п.о. выделяется запятыми на письме и интонационно в устной речи?

- Обратите внимание на последнее предложения из высказывания М.Горького.
- Чем осложнено это простое предложение? (д.о.)
- Назовите определяемое слово?
- Прочитайте выразительно, соблюдая интонацию.

Вывод по схеме: - Когда выделяется запятыми д.о.?

- Сравните эти 2 предложения и скажите, в каком причастный оборот выделяется интонационно?

Вывод: Таким образом, д.о. и п.о. обособляются, т.е. на письме мы выделяем их запятыми, а в устной речи – интонационно, т.е. обособляем.

5. Целеполагание
И наша задача сегодня, понять, что такое обособление, научиться выделять обособленные члены предложения интонационно в устной речи и знаками препинания в письменной.

6. Работа с учебником.
- Давайте подтвердим наше с вами исследование правилом из учебника (стр. 137)

7. Определение темы урока
- Какова же тема нашего урока?
- Давайте запишем сегодняшнее число и тему в рабочих тетрадях: "Понятие об обособленных членах предложения".

8. Изучение новой темы.
- А сейчас выясним, что же такое обособление

- Прежде всего давайте разберемся, что в нашей повседневной жизни означает слово обособить.




- Прочтите предложение и замените синонимом это слово.
На берегу моря обособили небольшой участок для купания людей. (Обособили – значит выделили.)
- Итак, в жизни слово «обособить» чаще всего означает «выделить», «отделить».
- А что значит «обособить» в синтаксисе? (То же, что и в жизни: выделить, поставить в особое положение)
Задание 3. Прочитайте, пожалуйста, на рабочем листе лексическое значение слова обособить, взятое из «Толкового словаря» С.И.Ожегова.

- В предложении выделяют члены предложения, но не все, а только второстепенные, если они вносят дополнительное смысловое значение.
Давайте в этом разберемся.
- Прочитайте выразительно предложения:
Ветер, дующий с моря, подгонял лодку.
Волны, набегая друг на друга, обрушивались на скалы.
- Назовите глагол в этом предложении. (подгонял)
- Этот глагол выполняет основное действие
- Назовите причастие в 1 предложении.
- Что оно обозначает? (признак по действию)
- Это второстепенное сказуемое.
Т.О. причастие несет в себе добавочное смысловое значение, т.е. яв-ся второстепенным сказуемым.
- А теперь во 2 предложении определите, какое слово является основным сказуемым? Какое, является как бы добавочным (второстепенным) сказуемым?
Сделаем вывод.
- Что значит «обособить»? (выделить)
- Какую роль играют обособленные члены предложения? (Придают добавочное значение.)

- Как происходит обособление в устной и письменной речи? (В устной речи обособление происходит интонационно - паузами, а в письменной – запятыми.)

9. Первичное закрепление.
Задание 4.
У вас на рабочем листе даны предложения.
Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные члены предложения.
Море Черное шумит, не умолкая. - 1 ученик с 1 корабля.
Сердито воя, с моря дует холодный ветер. - 2 ученик со 2 корабля.
Туман, нависший над морем, рассеялся. – 3 ученик с третьего корабля.
Проверка.

10. Анализ стихотворения М.Цветаевой "Кто создан из камня"
Учитель: Наше морское путешествие продолжается, вы уже сказали, что определение, выраженные причастным оборотом, подчеркивается волнистой линией, ассоциативно напоминает нам морскую волну.
Давайте посмотрим, как определяет понятие « море» толковый словарь Д. Н. Ушакова.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- Не кажется ли вам, что определение словарной статьи очень сухое  и не соответствует нашему восприятию моря как живого существа, как необузданной, клокочущей стихии?

- Совсем другое море в произведениях  классиков русской литературы.
Корень слова море дал жизнь множеству других слов с морской тематикой.
- Назовите однокоренные слова слову “море” (мореплаватель, морепродукт, моряк, маринист и даже имя – Марина, которое имеет значение “морская”.)
- Одна из самых известных Марин – это поэтесса серебряного века – Цветаева. Она очень любила море, написала много стихотворений, посвященных морю и своему морскому имени, например стихотворение "Кто создан из камня".
(Выразительное чтение ученицей Марищенко Ириной отрывка из стихотворения, которое размещено у учащихся в рабочих листах)

Марина Цветаева
«Кто создан из камня, кто создан из глины»
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье Меня - видишь кудри беспутные(2) эти? – эпитет Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – весёлая пена – Высокая пена морская!
23 мая 1920 г.
Фронтальная беседа.
- Лирическая героиня сопоставляется с морской волной, сменяющей одна другую.
- Найдите в этом стихотворении простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю!
Один из учащихся работает у доски, остальные в опорных конспектах. Разбирают предложение по членам предложения, дают характеристику предложению как простому.

- Выполните тестовое задание к стихотворению.


- Волна – нечто легкое, непокорное, неподдающееся логике. Таков был и характер самой поэтессы. Ее стихи удивительно музыкальны, поэтому многие были положены на музыку. Данное стихотворение не стало исключением. Прослушайте музыкальную интерпретацию этого поэтического текста в исполнении Киры Малыгиной. (Прослушивается 1 куплет.)
= музыка = (1 мин)
Поделитесь своими впечатлениями. (В песне, исполненной Кирой Малыгиной, море легкое, игривое.)

- Море бывает разное: игривое и спокойное, романтичное, величественное и бушующее, своенравное и угрожающее.
- Посмотрите на картину Ивана Айвазовского "Море. Коктебель".
- Какие эпитеты вы можете подобрать к слову море, смотря на картину «Девятый вал»
= см. табл. =
Образ моря встречается у многих классиков, таких как Пушкин, Бородицкая, Тютчев, Горький, Цветаева, многие музыканты написали композиции посвященные водной стихии, такие как Клод Дебюсси и многие др. и все это море величественное и необъятное.

- Наше морское путешествие подходит к концу, дальше вам предстоит плыть самим.
- Подведем итоги нашего путешествия по волнам знаний.
- Принесли ли морские волны вам знания. Какие?

11*. Подготовка к ЕГЭ
Задание из части В

- А теперь сойдем с корабля на бал и займемся подготовкой к ЕГЭ

Какая характеристика соответствует предложению?
      Над Черным морем, окружавшим меня, сияло яркое солнце.

а) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом
б) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
в) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом
г) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом

** Задание
Из двух предложений сделать одно с обособленным членом

На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания. – На вершине гор лежали густые облака, не позволяющие различать верхние их очертания.

12. Подведение итогов.
Чем занимались мы сегодня с вами на уроке?
Чему мы научились?
Какие трудности в усвоении нового материала вы встретили?
Что же такое обособление?
Каким вы увидели море сегодня?

Вашим домашним заданием будет

12. Домашнее задание:
1) теорию на стр. 137 прочитать.
2) выполните тот вариант задания, который для вас посилен.
1 вариант: Прочитайте текст. Найдите обособленные члены предложения. Расставьте знаки препинания, объяснив графически.
Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой. Грей лег у костра и смотрел на отражавшую огонь воду. Неизвестный охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки. Розовые тени скользили по белизне матч, все было белым, кроме раскинутых парусов цвета глубокой радости. Охотник, смотревший с берега, долго протирал глаза.
2 вариант: Прочитайте текст о картине И. К. Айвазовского «Море». Осложните данный текст причастными и деепричастными оборотами, вписав их на месте пропусков. Объясните графически.
3 вариант. Напишите сочинение-миниатюру «Встреча с морем» взяв в качестве эпиграфа строчки из стихотворения Василия Жуковского «Море», используя в сочинении предложения с обособленными членами.
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.

13. Оценивание.
- Помощник, объявите, сколько баллов набрали наши путешественники.
рассказывала стих –
1 группа –
2 группа -
3 группа -
- Спасибо за урок!









13PAGE 15


13PAGE 14415



Слайд 2

Слайд 3

покачиваясь в лодке - деепричастие с зависимым словом
освещённая лунным светом - причастие с зависимыми словами
тёмным мхом - словосочетание прилагательное + существительное


Слайд

!!! Заранее напишите число в тетрадях!!!


Слайд 1.
«Учитель года - 2010»

Слайд 4 Проверь себя

Слайды
5 - 22




27 - цели


16(


!







обособить

ОБОСОБИТЬ («Толковый словарь» С.И.Ожегова)
1. Выделить из общего, создав особое от других положение.
2. В грамматике: интонационно (на письме - запятыми или тире) выделить какой-нибудь смысловой отрезок внутри предложения.

34



32

33

20(


46


Тестовое задание
Какое средство выразительности выделено в тексте под цифрой (2)?
1) метафора
2) эпитет
3) градация

! дифференциация

21(

18(

23(

25(

27(

Задание 4. Объясните графически расставленные знаки препинания.
1. Туман, нависший над морем, рассеялся.
2. Море Черное шумит, не умолкая.
3. Сердито воя, с моря дует холодный ветер.

Задание 4. Объясните графически расставленные знаки препинания.

1. Туман, нависший над морем, рассеялся.
2. Море Черное шумит, не умолкая.
3. Сердито воя, с моря дует холодный ветер.

Задание 4. Объясните графически расставленные знаки препинания.
1. Туман, нависший над морем, рассеялся.
2. Море Черное шумит, не умолкая.
3. Сердито воя, с моря дует холодный ветер.

Задание 4. Объясните графически расставленные знаки препинания.
1. Туман, нависший над морем, рассеялся.
2. Море Черное шумит, не умолкая.
3. Сердито воя, с моря дует холодный ветер.

Задание 4. Объясните графически расставленные знаки препинания.

1. Туман, нависший над морем, рассеялся.
2. Море Черное шумит, не умолкая.
3. Сердито воя, с моря дует холодный ветер.

Задание 4. Объясните графически расставленные знаки препинания.

1. Туман, нависший над морем, рассеялся.
2. Море Черное шумит, не умолкая.
3. Сердито воя, с моря дует холодный ветер.




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415