Возможности использования Документ-камеры в начальной школе


Сазанакова В.И.
МБОШИ «Аскизский лицей-интернат»
Республика Хакасия, Аскизский район, село Аскиз
МАСТЕР –КЛАСС «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
1. Теоретическая часть.
Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.
Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила некоторые, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с обучающимися начального звена. Например, технология проблемного обучения, технология продуктивного чтения, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии игрового обучения, а также ИКТ-технологии.
Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня трудно представить деятельность педагога без компьютера, проектора, интерактивной доски и в этот ряд встаёт такое оборудование, как документ – камера.
Документ – камера позволяет получить и транслировать в режиме реального времени чёткое и резкое изображение практически любых объектов. Изображение, полученное с помощью документ – камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиапроектора.
Документ – камера существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности, что особенно важно в начальной школе, так как обучающиеся начальных классов имеют наглядно-образное мышление, через которое они воссоздают форму, структуру объектов, понимают сущность явления, устанавливают связи.
Практический опыт работы многих учителей с этим видом оборудования показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы, и который можно использовать практически на всех уроках.
В первом классе одной из задач учителя является научить обучающихся ориентироваться в учебниках, в прописях, в тетрадях. Дети должны уметь находить верхнюю и нижнюю рабочую строки, отступать определённое количество строчек, клеток, а для этого можно использовать возможности документ – камеры, положив пособие под её объектив, страницы пособий мгновенно проецируются на экран интерактивной доски и теперь можно писать электронными чернилами, показывать образец на экране интерактивной доски.
На уроках обучения письму можно использовать документ – камеру для того, чтобы «вывести» страницу прописи на интерактивную доску и показать обучающимся где, что  и как правильно писать. Ребята имеют возможность работать на интерактивной доске с буквами, словами, предложениями (ставить ударение, делить слова на слоги, обозначать цветными точками звуки, соотносить схемы со словами и предложениями, подчёркивать орфограммы).
На уроках обучения письму дети моделируют письменные буквы из элементов букв, что способствует их лучшему запоминанию. Таким образом, документ – камера активизирует деятельность обучающихся и делает её более наглядной.
Документ – камера позволяет вывести на экран любой рукописный текст. В начальной школе актуальной является работа над каллиграфией. Предлагая детям, образцы выполненных работ, можно предоставить им возможность оценить деятельность их одноклассников, формируя адекватную самооценку работы на уроке.
Документ – камеру можно использовать на этапе контроля знаний. Например, можно проверить самостоятельную работу, выполненную на уроке, причём лучше, если в роли проверяющего выступят сами ученики. Кладём тетрадь под объектив документ – камеры, и выполненная самостоятельная работа мгновенно проецируется на экран. Проверяющий ученик или учитель имеет возможность с помощью инструмента «Перья» исправлять ошибки. Этот процесс занимает очень мало времени, поэтому есть возможность проверить  несколько работ и обсудить алгоритм исправления ошибок.
Подготовка к устному счёту и к работе над ошибками, допущенными в контрольной работе по математике, будет занимать минимум времени. Учитель помещает бумажный носитель по объектив документ – камеры, нажимает кнопку «Захват экрана» - фотография страницы готова и отображается на интерактивной доске. Приступаем к работе, для выполнения работы обучающиеся используют инструмент «Перья» или «Каллиграфические перья».
Использование документ – камеры на уроке технологии позволяет наглядно продемонстрировать этапы практической деятельности. Например, работа с тканью, работа по шаблону, работа с пластилином и т.п.
На уроках ИЗО документ – камера позволяет продемонстрировать технику рисования, живописи. Учитель или обучающиеся выполняют работу в поле видимости камеры, а работа мгновенно проецируется на экран интерактивной доски, при этом мелкие детали, невидимые при обычном показе, становятся доступными для всех обучающихся.
2. Практическая часть (Работа в группах)
Коллеги, вы уже заметили на доске карточки со словами. Пожалуйста, выйдите, возьмите по одной карточке.
наступило 5 12 2016
начинаем работу делимся 4
группы проводится мастер-класс продуктивный
плодотворный эффективный полезный день
Разделитесь на группы. По какому признаку вы это сделали? (части речи, числа). Каждой группе выдаются карточки с заданиями.
Задания по русскому языку
1 группа
1. Запиши текст, раскрывая скобки.
По шумн____ авеню (идти)_______ атташе.
Рядом (идти)_______ мадам в (манто)_________.
Из окна, отодвинув легк____ тюль, (выглядывать)_______________ забавн____ шимпанзе.
Все это сняли в солнечн______ Сочи для рекламы (тюль)_________.
2. Поставь ударение:
Дремота, балую, договор, положил, статуя, средства, тефтели, досуха, нефтепровод.
-28850277470
2 группа
1. Вспомни и запиши русские пословицы похожие с данными по смыслу.
а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
________________________________________________________
б) Сын леопарда - тоже леопард. (Африка)
________________________________________________________
в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)
________________________________________________________
2. Определи части речи в предложении: Вероокая трышь грузно окисляла бузявшую закорявку.
-16700567945
Задания по математике
3 группа
Реши задачу.
Из двух городов навстречу друг другу вышли одновременно два поезда. Первый поезд шел со скоростью 40 км/ч. Через пять часов поезда встретились. Какова скорость второго поезда, если расстояние между городами 385 км?
1)
2)
3)
4)
Найди другой способ решения задачи.
1)
2)
-2527302451103)
4 группа
Реши задачу.
Из двух городов навстречу друг другу вышли одновременно два поезда. Первый поезд шел со скоростью 40 км/ч. Через пять часов поезда встретились. Какова скорость второго поезда, если расстояние между городами 385 км?
1)
2)
3)
4)
Найди другой способ решения задачи.
1)
2)
-1003302063753)
Ну что ж, давайте проверим. Чтобы проверка проходила быстрее и нагляднее, мы воспользуемся возможностями документ-камеры.


Вывод: Таким образом, сегодня я рассказала о самой элементарной возможности использования документ – камеры на уроках в начальной школе, т.к. это оборудование в нашей школе появилось сравнительно недавно.
Документ – камера – это новое оборудование, с новыми возможностями, но новые возможности не отменяют сложившихся педагогических практик, они лишь обогащают и расширяют их. А, следовательно, нам есть ещё чему учиться и к чему стремиться!
Библиографический список
1. http://pedagogik.ru/obshchaya-pedagogika/31-normativno-pravovoe-obespechenie-obrazovaniya.html?showall=&start=28
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B
C%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80
%D0%B0
3. http://www.stoik.ru/articles.php?article=2013_02_99_1&cat=1&subcat
4. http://www.ug.ru/archive/25192