Опыт использования документ — камеры при проведении уроков в начальной школе.


Опыт использования документ - камеры при проведении уроков
в начальной школе
Бобылева Марина АлексеевнаКривель Марина Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №26
Аннотация
В статье обобщается опыт использования документ-камеры на уроках в начальной школе в качестве инструмента наглядного отображения информации. Выделяются положительные качества применения документ-камеры как средства повышения эффективности учебного процесса.
Образовательные Стандарты требуют чтобы современный ученик не только овладел суммой знаний, но и у него были сформированны готовность и способность к саморазвитию, личностному самоопределению. Для эффективного решения этой задачи необходима новая образовательная среда, использующая, в том числе, и самые эффективные инструменты наглядного отображения информации. С раннего возраста дети активно используют возможности технического прогресса. Новые информационно-коммуникационные средства обучения приходят на смену стандартным дидактическим материалам, что значительно повышает интерес к обучению. Одним из таких средств является использование учебно-лабораторного оборудования (УЛО) на уроках в начальной школе. Широко используются мультимедийные средства представления и отображения информации - интерактивные учебные доски, мультимедийные проекторы, документ-камеры, цифровые микроскопы. Настоящая статья посвящена обобщению опыта использования документ-камеры на уроках в начальной школе..
Работая с документ-камерой, учитель реализует один из главных принципов в обучении – принцип наглядности. Камера позволяет увеличивать изображения, данные в учебнике, сохранять их, добавлять к изображению новую информацию. Нет необходимости в создании бумажного дидактического материала, плакатов, рисованных схем, что значительно облегчает работу учителя. Документ-камера Используется на разных этапах урока. Так она является мощным инструментом повышения эффективности проверки домашнего задания. Каждый ученик может показать всем свою работу и получить оценку и комментарии учителя и одноклассников. При объяснении нового материала показ иллюстраций или текстов из непосредственно из учебников и книг помогает детям сориентироваться в заданиях учебника и т.д.
Документ-камера находит свое применение на всех уроках в начальной школе. При проведении практических работ на уроках окружающего мира ученики имеют возможность сохранять изображения для последующей презентации или демонстрация опыта в живую. Детям хорошо воспринимают информацию, представленную таким образом. C помощью документ-камеры легко показать объемные предметы и демонстрировать этапы выполнения работы на уроках технологии.
Эффективно применение камеры на уроках русского языка. Например, при изучении темы «Состав слова» предлагается детям выйти к документ-камере и начать манипулировать приготовленными карточками с частями слова. Деятельность каждого ученика становится наглядной, что вызывает положительный настрой у учащихся. На уроках литературного чтения документ – камера используется при работе с текстом (выделение опорных слов для пересказа, постановка логического ударения в стихотворном тексте), работе по картине, демонстрации творческих и групповые работы детей.
Незаменима документ – камера и во внеурочной деятельности при создании мультфильмов. Первые работы учеников достаточно примитивны. Дети приносят свои игрушки и создают маленькие этюды, на которых герои совершали простые движения. Далее работа усложняется, детям необходимо было сначала придумать сценарий, проработать декорации и создать героев своими руками. Больше всего детям нравится работа с пластилином, т.к. этот материал позволяет легко моделировать объекты при съемке. При помощи документ-камеры проводится съемка, рисунки обрабатываются, записыется звуковое сопровождение в программе Audacity, окончательный монтаж проводится в Windows Movie Maker.
Таким образом, документ-камера позволяет «оживить» процесс преподавания; поддерживать интерес и внимание учеников к изучаемому предмету; устанавливать обратную связи между учителем и классом для повышения мотивации; оперативно реагировать на ситуацию; добавлять в урок необходимый элемент интерактивности и диалога; упростить процесс подготовки к уроку, что реально и существенно экономит время учителя.