Эффективное применение набора функций документ-камеры в начальной школе

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №621
Шестовец Мария Ивановна

Эффективное применение набора функций документ-камеры
в начальной школе
В нашу жизнь всё плотнее входят современные инновационные технологии. Образовательные учреждения тоже не могут оставаться в стороне. И это относится не только к обучению детей в старших классах, но и к обучению учащихся начальной школы. Дети младших классов особенно нуждаются во внедрении инновационных компьютерных технологий в обучающий процесс. При использовании ИКТ на уроках повышается уровень коррекции познавательной сферы и речи; уровень общего развития; происходит восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; идет подготовка к восприятию трудных тем учебной программы.
Подбор педагогом учебного материала с помощью ИКТ открывает новые возможности в образовательном процессе детей. Для них важно все увидеть, понять, что? откуда? и зачем? А педагог, в свою очередь, для того чтобы донести всё это детям использует ИКТ в подборе иллюстративного материала к уроку; для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация); подборе дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий; обмена опытом, знакомства с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
Уроки с использованием инновационных компьютерных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности детей младшего школьного возраста в частности, длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Высокое разрешение цветных изображений на экране привлекает детей, помогает «оживить» урок, захватить внимание и экономить время, что помогает создавать динамические уроки.
Сегодня хочу поделиться с коллегами опытом использования в своей работе документ-камеры.
Документ-камера предназначена для получения, сохранения, визуализации на масштабном экране и трансляции в режиме реального времени изображений, полученных с нецифровых носителей информации. Она представляет собой специальную камеру на раздвижном или гибком штативе. Это одновременно и кодоскоп, и сканер, и видеокамера. Управлять документ-камерой очень просто: достаточно подсоединить USB-кабель к компьютеру или проектору и можно работать.
Документ-камера поступила в мой класс только в этом учебном году. Первые мои вопросы были: что это и как с этим работать? Стала разбираться с теории, прочитала инструкцию и практически сразу же начала её использовать. И на сегодняшний день она стала такой же необходимой на уроке, как мел и доска.
С появлением документ-камеры достаточно поместить под объектив пропись или тетрадь и можно указать место, показать образец написания, проанализировать, из каких элементов состоят буквы и т.п.
Можно проводить работу над каллиграфией. Пишу на листах в широкую линейку некоторые элементы, буквы. Затем размещаю листок под объектив документ-камеры, анализируем с детьми написанное (наклон, расстояние между элементами, высоту элементов и т.п.) и они «списывают» в тетрадь образец с экрана.
Под объективом документ-камеры мы с ребятами проверяем и домашнюю работу, если у них возникали трудности при её выполнении. Ученик выходит с домашней тетрадью, помещает её в поле зрения объектива камеры и объясняет решение. При этом все учащиеся класса принимают участие в обсуждении оформления работы, предложенного способа выполнения, могут предложить другой способ решения. Также могут и оценить выполнение задания. Так как такой процесс занимает очень мало времени, мы успеваем проверить несколько работ: быстро, наглядно и кому-то бывает немного «стыдно», если написано неаккуратно, с большим количеством исправлений и ошибок.
Удобно использовать документ – камеру и при устном счёте. Под объектив размещается лист, учебник или другое пособие с заданием, и начинаем работать. При словарной работе сразу же можно указать на ошибки в словах, если они есть. Проверить работу в парах и в группах помогает опять же документ-камера. По одному представителю выходят и отчитываются о проделанной работе. Таким образом, все ребята видят работу, могут согласиться с выполнением, задать вопросы, предложить другой способ решения.
Многие учителя, проверяя тетради, могут не смотреть на обложку, а по почерку узнать, чья тетрадь. Объём письменных работ в 3 классе стал больше. Многие из ребят стали писать хуже: много помарок, пишут неаккуратно, чтобы изменить почерк, даже скорее не изменить, а призвать писать аккуратно, стараюсь показывать тетради с хорошо оформленными работами, чтобы не ранить психику ребёнка. Видя перед собой образец сверстника, дети стараются писать лучше.
Особенно документ-камера помогает при проведении уроков: окружающего мира (показать эксперимент), технологии (показать способ сгибания листа, пришивания пуговицы, вышивания стежка и т.п.), изо (показать этапы выполнения работы, продемонстрировать рисунок, который ещё не высох).
Также с помощью документ-камеры можно развить навык самооценивания, который требует ФГОС НОО. Проверив работу у одного ученика в классе, помещаю его тетрадь под объектив и прошу сравнить свою работу с правильно выполненной. Потом можно задать вопрос: у кого так же?
Это, конечно, неполный перечень возможностей документ-камеры. Её можно использовать на любом уроке и на любом этапе урока. Уже сейчас хочется отметить то, что обучающиеся моего класса с большим удовольствием работают с документ-камерой, и даже сами научились ей пользоваться.
(Демонстрация возможностей документ-камеры)
Использование документ - камеры на уроках в начальной школе:
Облегчает работу учителя
Упрощает процесс подготовку к урокам
Помогает сделать процесс преподавания более наглядным и эффективным.
Учащимся документ – камера позволяет:
Почувствовать уверенность в своих силах
Контролировать этапы выполнения работы.
Любой учитель найдёт множество способов использования документ-камеры как на уроках, так и на внеурочных занятиях, так как этот прибор достаточно лёгок в использовании. С удовольствием продолжу работу с документ-камерой и далее, хотя многие из её возможностей мне ещё неизвестны.

15