«Эффективное применение набора функций документ-камеры в начальной школе»


Тема : «Эффективное применение набора функций документ-камеры в начальной школе»
Петрова Надежда Валентиновна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова
муниципального образования
город – курорт Геленджик
«Инновационные средства обучения как условие оптимизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов в условиях реализации ФГОС»
 Для успешной реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС, необходимо создать современную информационно-образовательную среду. Современные образовательные технологии деятельностного типа требуют введения новых инструментов, которые позволяют обеспечить практико-ориентированную деятельность обучающихся. К такому инновационному инструменту относится документ-камера.
В нашей школе техническое оснащение кабинетов начальных классах давно пополнилось документ-камерами, чему мы, учителя начальных классов, очень рады. Камера в освоении оказалась очень проста. Сейчас камера активно используется в ежедневном режиме, практически на каждом уроке. Документ-камера  предназначена для получения, сохранения, визуализации на масштабном экране и трансляции в режиме реального времени изображений, полученных с нецифровых носителей информации. Она представляет собой специальную камеру на раздвижном или гибком штативе. Это одновременно и кодоскоп, и сканер, и видеокамера. Управлять документ-камерой очень просто: достаточно подсоединить USB-кабель к компьютеру или проектору и можно работать. Главное преимущество документ-камеры – это возможность демонстрации мелких объектов большому количеству учеников одновременно.
-1009658572500В первом классе одной из задач учителя является научить учащихся ориентироваться в учебниках, в прописях, в тетрадях. Дети должны уметь находить верхнюю и нижнюю рабочую строки, отступать определённое количество строчек, клеток, а для этого я использую возможности документ – камеры, положив пособие под её объектив, страницы пособий мгновенно проецируются на экран интерактивной доски и теперь можно писать электронными чернилами, показывать образец на экране интерактивной доски. 
-2705102032000На уроках обучения письму использую документ – камеру для того, чтобы «вывести» страницу Прописи на интерактивную доску и показать учащимся где, что  и как правильно писать. Ребята имеют возможность работать на интерактивной доске с буквами, словами, предложениями (ставить ударение, делить слова на слоги, обозначать цветными точками звуки, соотносить схемы со словами и предложениями, подчёркивать орфограммы).Динамические возможности документ-камеры позволяют демонстрировать прописывание букв, работу со «звуковичками» по УМК «Школа 2100», проверку и другие виды работы в онлайн-режиме.      
-46990129730500 Во втором классе очень актуальным является вопрос о правильном ведении тетрадей, работа над каллиграфией тоже не завершена. Предлагая детям образец аккуратно выполненной работы (из числа работ хорошо успевающих учащихся), можно дать детям возможность оценить положительный пример деятельности их одноклассников, сформировать адекватную самооценку работы на уроке.
На уроках математики документ-камера становится порой незаменимым изобретением, чтобы выполнять геометрические построения проще, не стоя спиной у доски, а смотря одним глазом на учащихся, а другим на поверхность под документ-камерой. Не всем дается с легкостью орудовать циркулем для доски и такими же огромными угольниками, да еще и делать все быстро и аккуратно. Учащимся проще понять, как правильно держать инструменты при построении объектов, когда учитель использует аналогичные с ними инструменты, документ-камера здесь хороший помощник.
Все иллюстрации, учебные объекты, динамические пособия, которые ранее демонстрировались лишь в свою натуральную величину, теперь представляются во весь экран. Интерес и внимание к изучаемым объектам и процессам, если они проецируются на экран, у школьников, обучающихся в начальном звене, на порядок выше, нежели, при демонстрации тех же материалов в натуральном виде. Понимание учебных тем детьми, при использовании средств наглядности созданных при помощи документ-камеры, растёт по той причине, что у учителя появляется возможность более наглядно показать ребятам все причинно-следственные связи в теме, обратить внимание учеников на особо важные моменты изучаемого. Запоминаемость сложного материала, терминов, правил значительно возрастает, т. к. при использовании на уроках заметной и яркой наглядности на экране, в том числе созданной при помощи документ-камеры, в сознании учащихся младшего школьного возраста легко создаются чёткие зрительные образы, облегчающие запоминание изучаемого материала.
190503937000 Практический опыт работы с документ камерой показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы учителя. Я использую возможности документ-камеры практически на всех уроках. Иногда на уроке возникает необходимость динамического моделирования ( когда изучается состав слова, предложения и т.п.). Я предлагаю детям выйти к документ-камере и начать манипулировать приготовленными карточками. Деятельность каждого ученика становится наглядной, связывается с нестандартной двигательной активностью, что вызывает положительный настрой у учащихся.
Думаю, так же большим преимуществом является возможность при наличии документ-камеры использовать ранее наработанный учителем материал (к примеру карточки с дополнительными заданиями). Несомненно, что использование этого прибора является актуальным как в первом, так и во всех последующих классах начальной школы. Возможности, доступные при использовании документ-камеры позволяют учителю реализовывать в более полном объёме требования ФГОС.
Не во всех классах есть интерактивные доски и во многом документ-камера заменяет ее инструментарий. Элемент "шторка” воплощается с помощью простого листа бумаги, которым перекрываем часть изображения выводимого на экран. Передвижение объектов еще одна легко воплощаемая к реализации технология. "Составь пары”, "разбей на группы”, "составь слово, предложение, вопрос” : множество объектов перемещаем и группируем их согласно заданию, примечательно, что под прицелом документ-камеры могут оказаться наравне с двухмерными объектами (текст, изображение) и трехмерные (реальные объекты).

Демонстрации с помощью документ-камеры во время внеурочной деятельности давно уже прижились в образовательном учреждении: собрать 12065-12636500интеллектуальное лото, решить кроссворд, выбрать правильный ответ в викторине с закрытым типом вопроса... - все это позволяет быстро сделать решение открытым и привлечь учащихся к самопроверке. При организации групповой работы всегда жалеешь, что нет возможности дать документ-камеру каждой группе, 12065128333500поэтому приходится выполнять задание в коробочке или на листочках и аккуратно переносить его к документ камере для общего обсуждения. При складывания Оригами без документ-камеры и вовсе не обойтись.
Таким образом, документ-камера является удобным и функциональным устройством. Она расширяет методические возможности учителя, оптимизирует учебный процесс, помогает сэкономить время на подготовку к урокам и повышает мотивацию учащихся к обучению. Документ-камера - весьма полезное оборудование для любого предметника. Использование ее на уроках позволяет повысить наглядность, оперативно реагировать на ситуации, учебно-практические моменты урока, быстро анализировать результаты работ и опытов, делать уроки более разнообразными, разноплановыми. Документ-камера дает возможность многое увидеть своими глазами, сразу всем классом, одновременно с объяснениями учителя. Для нового поколения детей, которое лучше воспринимает именно зрительные образы – это очень важно, интересно и увлекательно.
Примеры использования документ – камеры на различных уроках в начальной школе:
Демонстрация предметов, имеющих различные геометрические формы.
Демонстрация мелких частей объектов.
Проверка и исправление домашних работ учащихся.
Проведение викторин с демонстрацией заданий и ответов.
Составление набора предложений и идей при мозговом штурме .Демонстрация брошюр, книг, альбомов.
Подключение к микроскопу.
Разделение предмета на мелкие детали с последующей демонстрацией.
Демонстрация видеоряда в качестве набора иллюстраций к рассказу .Возможность быстрого редактирования письменных работ.
Работа над структурой предложения.
Отработка орфографии.
Отработка грамматических структур.
Демонстрация художественных изделий, выполненных учащимися.
Демонстрация слов при обучении чтению на ранних этапах.
Демонстрация правил чтения гласных звуков и общих фонетических правил.
Демонстрация процессов выполнения творческих заданий по ручному труду (рисование, шитьё, вышивание, лепка)
Решение уравнений.
Работа с тестами.
Выполнение заданий на словообразование.
Демонстрация решения сложных математических задач.
Сравнение изображений с реальными объектами.
Демонстрации движения пластилиновых фигурок
Демонстрация иллюстрированных изданий.
Работа со словарём.
Демонстрация основных математических операций: сложения, вычитания, умножения, деления и т.д.
Демонстрация карточек с изображениями предметов.
Использование всем классом одной книги для чтения вслух.
Демонстрация рецептов для приготовления блюд на уроках кулинарного искусства.
Демонстрация языка жестов и пальчиковых игр.
Демонстрация техники рисования и живописи.
Демонстрация работ учащихся в виде фотографий, рисунков, отчетов и т.д.
Проверка домашней работы.
Сравнение литературных стилей.
Сравнение литературных жанров.
Демонстрация требований к написанию сочинения, состоящего из пяти абзацев.
Демонстрация измерений: метрических, весовых, объема тел и жидкостей и т.д.
Демонстрация лабораторных исследований.
Работа с буквами и цифрами в начальной школе.
Обучение лексике.
Обучение определению времени в начальной школе.
Демонстрация мелких частей цветка: пестика, тычинок, лепестков.
Работа с календарём: название года, месяца, дня недели, даты.
Обучение обращению с единицами, десятками, сотнями и т.д. (например, на счетных палочках, спичках или счётах).
Демонстрация сведений об известных людях или исторических событиях.
Демонстрация высказываний (цитат).
Демонстрация расписания уроков.
Сравнение формы и структуры листьев.
Демонстрация этапов проведения научных исследований.Список ресурсов
Википедия [Интернет - ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wikihttp://www.uchportal.ru/publ /15-1-0-2711 - Эффективное использование документ - камеры на уроках в школе
http://pnpomo.3nx.ru /viewtopic.php?t=15 - Интерактивные средства обучения в начальной школе.
http://nsportal.ru /nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/dokument-kamera-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih - Документ-камера  –  средство развития творческих способностей учащихся.