Конспект урока по русскому языку Знаки препинания в предложениях с однородными членами


ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
Ц е л и : совершенствовать умения распознавать в тексте предложения с однородными членами, употреблять их в речи; познакомить с правилом расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, соединенными повторяющимся союзом и. Х о д   у р о к а
1.Организационный этап
Мы урок начнем с разминки,
Выпрямляем свои спинки,
Вправо, влево потянулись
И друг другу улыбнулись.
- Ребята, я надеюсь у вас сегодня хорошее настроение, улыбнитесь, пожелаем, друг другу удачи и постараемся получить на уроке максимум знаний и удовольствия.
Воробей , ворона, сорока.
- Найдите в словах «ошибкоопасные» места?
-Поставте ударение.
- Что общего в этих словах?
2.Графическая минутка ро во со
3. Повторение
На доске записано предложение. Запели, затрещали весенние голоса в роще.
- Посмотрите, всё ли правильно записано?
- Почему поставили или не поставили запятую?
-Что такое однородные члены предложения?
- Как могут быть связаны однородные члены предложения?
-Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложениях?
-При помощи, каких союзов соединяются однородные члены предложения?
- О каком времени года идёт речь в предложении?(весна)
- Запишите предложение в тетрадь .4. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы поговорим об этом красивом ярком времени года, но главная наша задача урока – постановка знаков препинания при однородных членах предложения.
5.Актуализация опорных знаний.
- А сейчас посмотрите, какие замечательные картины нарисовали художники
Алексей Саврасов «Грачи прилетели», Герман Никитин «Весна»
Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ. (устно)№1
Весну в народе называют утром года. Весной тает снег, прилетают первые птицы, просыпается природа. Весна сулит человеку радость, веселье, тепло. В это время года происходит борьба света и мрака. Весной еще бывают грозы, ветры, дожди и снега. Весной люди пекли обрядовые печенья в форме птиц, съедали их и зарывали в определенных местах, а также кормили ими скот, сплавляли по воде. Так народ приносил в жертву духам, умасливал их, просил магические силы о хорошем урожае.
- Найдите в тексте предложения с однородными членами?
- Итак, ребята, какими же членами предложения могут быть однородные члены предложения? (подлежащими, сказуемым, определение , дополнением, обстоятельством)
- Какие союзы встретились в тексте?
- Вставте в предложения подходящие союзы, поставте знаки препинания, опираясь на схемы. А, И, НО, работа в парах(письменно)
Утро было солнечное, (но) прохладное.
Зимой хорошо ,( а) летом лучше.
Мы проснулись( и )открыли окна.
Снег выпал, (но) скоро растаял.
На улице шел не дождь,( а) снег.
Мороз щипал уши( и) лицо.
Мороз щипал( и) уши, (и) лицо,( и) руки.
[   O,O,O] [   O, но  O] [   O, а  O)
[   O  и  O] [  и O, и O, и O] ( О , О и О)
- Какой вывод вы можете сделать о знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения?
6.Работа по учебнику.
- Посмотрите на стр 234 учебника правило .Прочитайте его.
7.Физминутка
Цветок растет.  Ребенок встает на цыпочки.
Цветок подставил листья солнцу. Ребенок разводит руки в стороны.
 Цветок качается на ветру.  Ребенок выполняет наклоны в стороны.
Цветок клонится к земле. Ребенок выполняет наклоны вперед.
Цветок расцвел. Ребенок улыбается.
8.Закрепление .Работа по учебнику стр 235 №599 письменно у доски.
Сделать синтаксический разбор предложения.
- Какой частью речи выражены члены предложения?
- Что вы можете сказать о местоимении мы? 1 лицо, мн число
- Что вы можете сказать о существительном хлеба, на реку?сущ. мн чис.нариц. неодуш.м-Нарезали, намазали , пошли.
Во втором предложении разобрать слово кивали по составу.
9. Работа в парах.
Составьте предложение, употребив союзы но, и.
- Из каждой пары предложения составьте одно предложение с союзом.
Вода в реке была тёплая. Вода в реке была очень мутная.
Орёл взмахнул крыльями. Орёл поднялся с дерева.
Запишите составленные предложения в тетрадь и составьте схему к предложению с союзом но.
Проверка у доски 1 ученик.
10.Итог урока.
- Какие члены предложения называются однородными?
- Как связаны между собой однородные члены предложения?
- Перед какими союзами всегда ставится запятая?
Оцени себя.
«!» – Молодец, всё понял, могу помочь товарищу.
«+» - Хорошо, быстро находил ошибки, сам исправлял.
«-» - Нужна помощь, но у меня всё получится.