Урок по познанию мира на тему: Разнообразие птиц (2 класс)


Класс: 2
Предмет: Познание мира.Тема урока: Разнообразие птиц.
Цели урока:
- формировать понятие о разнообразии видов птиц, об особенностях внешнего вида, повадках и приспособлении их к среде обитания
- выделять существенные и отличительные признаки птиц
- воспитывать бережное отношение к птицам
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: разноцветные бумажные перышки – вопросы, оценочные листы, картинки для игр «Кто лишний», »Исправь ошибки», «Где чья тень?» , «Где чье перышко?», смайлики
Ход урока:
Мотивационно- побудительный этап.
Класс разделен на 2 группы.
Звучит музыка.
- Закройте глаза, над нами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Вдруг что- то коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное, такое ласковое. Что это?
Вы щуритесь от удовольствия, потому что вы ощущаете не только прикосновение солнечного лучика, но отчетливо слышите пение птиц. ( запись пение птиц) Откройте глаза.
- О ком будем говорить? Ответы детей. (О птицах)
Сообщение темы, определение целей с помощью детей.
Повторение
Ребята, к нам в гости пришел старый знакомый Муравьишка и рассказал вот такую историю.
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. Какие разные животные -подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы. А вы как думаете, ребята? Кто на картинке будет лишним?
(Белка – летяга, летучая мышь, курица, бабочка, петух)
- Обсудите в группе и докажите, что это птицы? Вывод: Птицы – это животные тело которых покрыто перьями.
-Что вы знаете о птицах?
- Почему одни птицы живут в природе, а другие – дома.
(Одни птицы добывают пищу самостоятельно и поэтому их называют дикими, а других кормят люди, живут такие птицы в специальных помещениях и поэтому их называют – домашними.)
- Посмотрите на картинку.
- Что заметили?
- Исправьте ошибки.
(дети исправляют ошибки)
Учитель: птицы приспосабливаются к местам, где они обитают.
А с помощью чего и как они это делают , вы сегодня узнаете на уроке
2. Организационно- поисковый
Работа по новой теме:
Работа в группах по заданиям: (10минут)
Хочу вам напомнить: «Вы в одной лодке: или выплывите, или утоните вместе!»
-Возьмитесь за руки и произнесите слова, настройтесь на работу.
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно!
- Муравьишка пришел к вам не просто так, он принес вам что- то интересное - волшебные разноцветные бумажные перья в которых вопросы на которые он не знает ответ.
-Поможем ему ребята? За каждый правильный ответ – на оценочно листе, ставите + и в конце урока подведем итог.(У каждой группы свое цветное перо и свое задание.)
Желтое перо:
1.Назови птиц хищников. Как они охотятся? Какие птицы гнездятся в траве, в кустарниках? Вам поможет материал учебника. (1 группа – стр. 63)
Красное перо:
1. Как птицы приспособились к природным условиям? Какие птицы гнездятся в траве, в кустарниках? Вам поможет материал учебника.( 2 группа – стр. 64)
Проверка задания (14 минут)
Физминутка (2мин)
Танец «Маленьких утят» под музыку.
Все вы молодцы!
Д/ игра «Помоги птичкам найти свой дом»
- Каждый берет птичку и приклеивает в свое место обитания. ( Выборочно дети рассказывают о птичке, которую они приклеили. Дополнительное задание «Это интересно»
Выступление детей. (ученикам из группы предварительно было дано задание подготовить сообщение о птицах ). От группы выступает один учащийся – сообщение о птице.
- Ребята, вам Муравьишка приготовил еще интересные задания. Готовы выполнять. «Кто быстрее» Игра «Где чья тень?» (Детям раздаю готовые картинки по группам)
Нужно найти тень каждой птицы.
Помогите нашим друзьям.
Игра «Где чье перышко»
- Птицы потеряли свои пёрышки. Найдите их.
- Молодцы, ребята справились со всеми заданиями
3. Рефлексивно – корригирующий
«Помогите птицам» (Читает стихотворение заранее подготовленный ученик – Рамиль Е.)
- Что вы делаете, чтобы птицам
Учитель: птицам трудно зимой. Нередко они голодают. Во время морозов, метелей они погибают от голода. А главное то, что птицы – наши друзья, наши меньшие братья, и мы, как старшие, должны помогать им. – А чем мы можем помочь? – Ответы детей.
И сегодня мы с вами поможем птицам, повесим кормушку в нашем школьном парке.(Заранее родителями была приготовлена кормушка).
Муравьишка с вами прощается и хочет вам сказать:«Я понял, кто такие птицы. Теперь я их не спутаю с другими животными. И обязательно расскажу своим друзьям о них»
Рефлексия
- Что вы знали о птицах?
- Что нового узнали?
- Что еще хотите узнать?
Если вы запомнили все отличительные признаки птиц, запомнили 5 птиц, чувствовали себя хорошо, то нарисуйте на смайлике улыбку. Если вы запомнили не все отличительные признаки птиц, 2 или 3 птицы, то нарисуйте ровный ротик. Если ничего не запомнили, ни одну птицу вы не узнали, на уроке вам было не комфортно, то нарисуйте грустный ротик.
Домашнее задание: Прочитать текст «Разнообразие птиц» , Подобрать рассказы о жизни птиц в Казахстане, о редких птицах, занесенных в Красную книгу.
(Выход в школьный парк.)