Вводится дева в храм по ступеням…


Тема: «Вводится Дева в храм по ступеням…»
Подготовительная группа.
Направления: духовно-нравственное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.
Программное содержание:
Формирование у детей первоначальных представлений о жизни Пресвятой Богородицы;
Развитие стремления выразить свою радость, доброжелательность в творческой работе;
Содействие развитию речи детей; обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности;
Привитие навыков художественной деятельности и элементарных ручных умений работы.
Развивающая среда:
Видеопрезентации.
Магнитофон.
Компьютер, колонки, видеопроектор, планшет.
Репродукции картин по данной тематике.
Выставка литературы по данной теме.
Макет храмового комплекса.
Для продуктивной деятельности: план схема храма, части конструктора храма, фартуки, поталь, мордан, кисти, салфетки, стразы, репродукция иконы, части орнамента.Влажные салфетки.
План занятия:
Приветствие гостей. Настрой на занятие в ходе непосредственно-образовательной деятельности детей.
Рассказ о жизни Пресвятой Богородицы на основе видеопрезентации.
Рассматривание репродукций фотографий храмов Руси.
Рассказ о традициях декорирования храмов, сопровождаемый слайд-шоу.
Продуктивная деятельность – построение храма из элементов конструктора, золочение куполов, создание мозаичного комплекса.
Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
Приветствие гостей. Настрой на занятие в ходе непосредственно-образовательной деятельности детей.
Воспитатель: Сердечно поздравляю всех с праздником!
Сегодня мы будем говорить о событии, которое связанно с маленькой девочкой. Для нее это было праздничное событие? А что значит праздничное событие? Какие праздники вы знаете? (ответы детей).
Это был тот самый день, когда мама и папа привели в храм свою дочь, которой исполнилось всего-навсего три годика. Я, зная, что многие из вас ходят в храм? Вы видели там детей? Как вы думаете, зачем они пришли в храм? Родители приводят их к причастию и потом забирают домой. А Деву Марию родители привели для того, чтобы отставить жить в храме.
Но не подумайте, что девочка эта была непослушной. Совсем нет. Мария была безгранично послушным и любимым ребенком. Но праведные родители дали обещание Господу, что в юном возрасте они посветят свою дочь Богу. Как вы думаете, а родители сильно любили свою дочь? Они хотели с ней расставаться? Конечно, им было тяжело расставаться с единственной дочерью, он в тоже время они верили, что Господь Бог позаботится о ней лучше, чем кто-либо. А теперь давайте посмотрим на праздничную икону. На иконе мы видим благочестивых родителей Иоакима и Анну, рядом с ними стоит Дева Мария, ее окружают подружки, родственницы, сверстницы. Они провожают ее в Иерусалимский храм. А вот эту лестницу в пятнадцать высоких ступеней маленькая Мария преодолела сама, без помощи взрослых, но с Божьей помощью она поднялась на самый вверх.
Это Господняя сила
Девочку подхватила
И над землей подняла,
Словно два белых крыла.
Будто по облакам,
Вступила Мария в храм!
Там встретил ее первосвященник Захария. Он был самый главный, и разрешил Деве Марии молиться в самом важном месте храма, которая называется Святая-Святых, куда даже, только один раз в год мог войти сам первосвященник. Как вы думаете почему? Это все потому, что Дева Мария не простая девочка, конечно, она была Богоизбранной. Хотите узнать как она жила в храме? Церковное предание говорит нам, что Пречистая Дева при Иерусалимском храме, воспитывалась в обществе благочестивых девочек. Она прилежно читала священное писание, много молилась, а так же занималась рукоделием. И прожила она в храме до 15 лет. Мне хотелось чтобы вы запомнили название сегодняшнего праздника: введение во храм Пресвятой Девы Марии.
На Руси люди так полюбили этот праздник, что построили множество храмов, названных Введенскими. Посмотрите какие они красивые и величественные.
И у меня для вас сегодня необычное задание - мне бы хотелось предложить вам самим построить храм. Хотите? В строительстве храма принимают участие самые различные мастера. Я сегодня буду мастером-позолотчиком, и со своей бригадой буду золотить купала для храма, Наталья Александровна будем мастером-зодчим, и будет возводить храм по составленному ранее плану, а Юлия Владимировна мастером - по мозаике, и будут создавать надвратную мозаику (каждый из мастеров рассказывает про свою мастерскую).
Мастер - позолотчик
Мастера - позолотчики работают с пластинками золота в несколько раз тоньше человеческого волоса. Сусаль не любит сквозняков, пыли и перепада температур. Купола в России кроют чистым золотом. Оно отражает солнечный свет и форма купола в виде луковицы, вместе с этим светом напоминает нам горящую свечу.
Мастером - мозаичистом.
Мастер по мозаике – художник, работающий в технике мозаики. Мозаичное произведение – это изображение или узор, выполненные из кусочков. Материалом для мозаики служат: смальта, раковины моллюсков, бисер, стеклянная плитка, керамика, природный камень – от гальки до ценных пород (мрамора, яшмы, лазурита и пр.) Мозаичист может сам создавать эскизы для своих работ, но может также работать по эскизам других художников, мы сегодня с вами будем работать по уже готовому узору и использовать в своей мозаике стразы.
Мастер-зодчий.
Зодчим называли строителя на Руси. Зодчий – исконно русское слово. Он строил дома, царские палаты, храмы.
А теперь мы распределимся по мастерским. И чтобы все было по чесному, я предлагаю сделать это во время игры.
Раз, два, три, четыре, пять, приглашаю поиграть!
Ну-ка, быстро, в круг вставай,
Веселей, не отставай!
Надо дружно потянуться,
И руками земли коснуться.
Вправо-влево повернись.
Приседаем. Не ленись!
А теперь, прыжки вперед.
И никто не отстает.
Ты три раза повернись,
Стоп! Скорей остановись!
Не дремать, и не зевать,
Поскорее кубик взять!
А теперь вы должны собрать из частей рисунков, целую картинку. И вы должны догадаться в какой мастерской ваша команда будет работать.
Желающие, могут посмотреть на работу наших мастерских.
Вызываются дети к каждому мастеру. По группам рассаживаются за столы.1 стол - собирает по плану храм, 2 стол - золотит купала, 3 стол- выкладывает мозаику. На центральном столе собирается храмовый комплекс.
Посмотрите какой красивый храм у нас получился, какая икона украшает центральный фасад храма? Какое событие тогда произошло? Посмотрите у нас храм стоит на высокой горе, как вы думаете чего не хватает? Правильно ступеней. У нас тоже есть лестница, мы сейчас поставим ее на место, где она должна стоять. Сколько же ступеней преодолела маленькая девочка сама? А что обычно еще бывает на праздник в храме после службы? Давайте и мы позвоним сегодня в колокола. И у нас с вами тоже будет праздничный перезвон. А я хочу вам всем пожелать быть похожими на Деву Марию - благочестием, послушанием и трудолюбием.
Праздничный перезвон.