Методическая разработка внеурочного занятия Православный храм — дом Божий


Методическая разработка занятия по курсу «Православная культура»
Тема: «Православный храм – дом Божий»
Тип занятия: комбинированное.
Цель: расширение знаний о храме и его духовном и культурном значении»
Задачи:
Активизация знаний о храме – хранителе памяти; как православные мастера изображали красоту мира Небесного;
Знакомство с монастырями и храмами Коломны;
Актуализация смысла Священной истории для современных школьников с учётом состояния их духовно-нравственного развития;
Развитие у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения.
Основные понятия: Память. Памятник. Православные мастера. Душа. Святыни.
УМК: 1. Л.Л. Шевченко «Православная культура» 2 класс, учебное пособие, М., 2007
2. Л.Л. Шевченко «Православная культура» 2 класс. Наглядное пособие. Методическое пособие (с СD), М., 2007
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами, иллюстрации, материал для творческой работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы опять вместе. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
II. Актуализация усвоения знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы прикоснулись к культуре наследия русского народа. Познакомились с одним из двунадесятых православных праздников.
- Как называется этот праздник? Что вы о нём знаете?
Мы узнали историю праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Говорили о радости, которая вошла не только в дом родителей Богородицы - святых праведных Иоакима и Анны, но и всех православных христиан.
Когда мир дольний погибал,
И всюду грех в нём ликовал,
В стенах смиренных Назарета
Явилося спасенье света:
Родилась Дева Мариам.
Л. Огильви
Говорили о добре и зле, и пришли к выводу, что сделанное добро возвращается к человеку. Дома вы должны были сделать маленькое доброе дело – выучить стихотворение и подарить его маме.
- Расскажите, как у вас это получилось?
Чтение стихотворения детьми.
III. Выявление восприятия, мотивация.
- Ребята, к кому ещё вы относитесь с любовью, уважением?
- А что ещё можно любить?
Послушайте стихотворение о любви, которое посвящено вам поэтом С.С. Бехтеевым Детям.
Любите, дети, старину
С её былинными веками,
К величью ведшие страну…
Любите, дети, старину!..
Любите, дети, отчий дом
И нежность материнской ласки,
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком!..
Любите кровли бедных хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский хлебосольный
И тех, кто будучи богат,
Добром делиться с нищим рад!..
Любите Русь – святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской.
Дух мощной рати богатырской,
Нас всех хранящей от невзгод!..
Любите, дети, свой народ!
- Прочитайте это стихотворение и найдите, что любит поэт. Выделите эти выражения.
- Какую Русь любит поэт?
- Выберите слова, которые близки по смыслу словам «дух мощной рати богатырской»:
трусливые, смелые, честные, мужественные, предатели.
- Почему такие люди сохраняют Русь?
- Что поэт называет в стихотворении святынями?

III. Определение темы и цели урока.
События священной истории, то, чем жили и до сих пор живут христиане в глубине своего сердца, всё это отражали православные мастера в своих произведениях красками, музыкой, словами. Сегодня мы будем говорить ещё об одной святыне о …доме… . Послушайте и назовите полностью тему нашего занятия.
На земле благословенной,
Где течёт Ока-река,
Божий храм стоит смиренно-
Купол…Небо…Облака…
Итак, тема нашего урока: «Православный храм – дом Божий»
IV. Подготовка к восприятию.
Мы уже знаем, что храм – это не обычный жилой дом, но дом, посвящённый Богу. Сегодня мы поговорим о духовном и культурном значении храма, узнаем, чем храм отличается от монастыря, как православным мастером создаётся красивый храм, как христиане размышляли о душе человека, вспомним храмы и монастыри Коломны, возведём храм из геометрических элементов.
V. Работа по новой теме. Расширение теоретических знаний.
Групповая работа.
Чтение текста «На ступеньках храма»
1-я группа – Для чего христиане приходят в храм, чем храм отличается от обыкновенного здания
2-я группа – Храм – памятник христианской архитектуры. О чём рассказывают православные храмы
3-я группа – Кем строятся и украшаются храмы. Что такое монастырь
4-я группа – Прочитать стихотворение Н.М. Рубцова «Ферапонтово» и ответить на вопросы.Ответы учащихся, комментарии учителя:
1). Духовное значение храма.
Д.: Храм – это особый дом, посвящённый Богу. Христиане приходят в него для того, чтобы молиться Богу. Находясь там, они сохраняют благоговение (уважение), веруя в то, что здесь незримо присутствует Сам Бог.
Как здание священное, храм отличается от обыкновенных зданий и внешним видом. Вместо обычной крыши – золотые купола, а над ними сияют на солнце кресты.
У.: Православный храм, иначе называемый церковь, это место, посвящённое Богу. Поэтому христиане именуют его домом Божиим и приходят в него, чтобы обращаться к Богу в молитвах, благодарить и славить Его, служить Ему красивым пением. Но церковью называют не только здание, земное строение, но также собрание всех, кто верит во Христа. На самом верху храма расположен золотой купол с крестом. Он красуется на церкви, как царский венец. А Церковь, состоящую из верующих, увенчивает, по словам христиан, Сам Христос Бог, Который является Главою Церкви. Церковь Христову составляют не только люди христиане, но и святые ангелы
2). Культурное значение храма.
Д.: Православный храм – это также памятник христианской архитектуры. Он является хранителем исторической памяти. Христианские храмы рассказывают нам о событиях Священной истории, о том, чем жили и до сих пор живут христиане в глубине своего сердца: во что верят, на что надеются и что любят больше всего в жизни.
У.: Посмотрите на иллюстрацию удивительно красивого храма Василия Блаженного (собор в честь Покрова Божией Матери на Рву). Он создан русскими мастерами (зодчими). Небольшие постройки с куполами, словно хоровод водят вокруг самой большой, увенчанной главой. Снаружи красота храма выражается в разнообразных узорах, красках глав. Давайте посмотрим, какие узоры мы видим. (Рассматриваем увеличенные иллюстрации куполов храма.)
А вот в украшениях (фасадная скульптура Дмитриевского собора в г. Владимире) можно увидеть события библейской истории: жизнь в раю первых людей, царей и святых людей Ветхозаветной эпохи.
Красота православных храмов, как и красота церковнославянских рукописных книг, буквиц заглавных возникла как отражение любви наших предков христиан к Богу. Для них церковнославянский язык, православный храм являлись святынями, так как они создавались специально для молитвенного общения человека с Богом. Святынями для христиан являются исторические места, здания, предметы, связанные с именем Бога. Знакомясь на наших уроках с православной культурой, мы узнаем о многих отечественных христианских святынях.
Рассматриваем иллюстрации 9, 10, 13
3). Храм и монастырь.
Д.: Храм строился и украшался трудом многих людей: архитекторов, строителей (зодчих), художников. Ни одно дело православных мастеров не начиналось без совместной (соборной) молитвы к Богу, в которой они просили Его помощи. Иногда рядом с храмом строились кельи для монахов. Такое место называлось монастырём.
У.: Иногда это был целый «город» (ил. 11, 12), в которых рядом были расположены сразу несколько красивых храмов и жилых домов (келий). Но храм – не простой дом. Поэтому и постройка храма была не простым делом. Посмотрите, дети, какие красивые храмы вы видите на этой иллюстрации (12). Их несколько. Это монастырь. А начал его строить монах Ферапонт. Он посвятил его Пресвятой Богородице. Её Рождеству. А внутри его стены украшены красивыми изображениями – фресками. Их написал другой православный мастер – Дионисий (13). Это изображение Богородицы… Было это очень давно – в 15 веке. И до наших дней эти изображения сохранились не очень хорошо. Их следует беречь. А сам монастырь – это христианская святыня.
Вот как описал поэт Николай Рубцов историю создания храмов Ферапонтова монастыря.
4). Как христиане размышляли о душе человека.
Чтение стихотворения.
- Был ли сотворённый Богом мир красивым? В чём проявлялась красота? (Цвет, разнообразие видов животных и т. п.)
- Каким был сотворённый Богом человек? Добрым или злым? (Животные были послушны человеку и не боялись его)
- Был ли Адам красивым? («И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему»
Вывод: Адам был добрым, честным, послушным – красивым. Такой человек мог общаться с Богом. А что случилось потом? Не послушались, обманули, стали люди злыми.
Христиане размышляли:
А где «живёт» в человеке зло? (В сердце, в душе). Что такое душа человека? Что такое «добрая душа» и «злая душа»?
Подумаем и мы. Есть ли у меня душа? Откуда я знаю об этом? О чём говорят мои добрые и злые поступки? Добрая душа – красивый человек. Злая душа – некрасивый человек. Выражение «плохо на душе». Когда так бывает? (Непослушание). Кто подсказывает мне? (Совесть).
VI. Путешествие по храмам Коломны.
Нам с вами посчастливилось жить в одном из старейших городов Подмосковья с 838-летней историей, которая соткана из удивительных событий и фактов, таинственных легенд и сказаний. Здесь венчался Дмитрий Донской. Нашими Небесными покровителями являются Сергий Радонежский, Святитель Филарет. В нашем городе 420 памятников федерального и областного значения, 20 действующих храмов и 4 монастыря. Духовный покровитель нашего города - митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Благодаря его помощи, его молитвам, восстали из руин многие храмы и монастыри нашего города. Сейчас идёт восстановление старинного Вознесенского храма. Красота нашего города вдохновляла и вдохновляет многих поэтов, писателей, художников, музыкантов.
- Наша группа краеведов получила разные задания. Сейчас они поделятся своими открытиями.
1-я группа: рассказ о взорванном храме села Протопопова.
2-я группа: раскроет загадку «Батыевой печати» на храме Зачатия Иоанна Предтечи
3-я группа: проведёт виртуальную экскурсию по Соборной площади.
VII. Закрепление.
- Запиши и объясни слова:
ПАМЯТЬ – ПАМЯТНИК – СВЯТЫНЯ – БЛАГОГОВЕНИЕ – МОЛИТВА - ДУША
VII. Творческая работа.
Сделать аппликацию храма.
VIII. Рефлексия. (Слайд 11)
Попробуйте оценить свою работу на уроке по опорным словам
Мне понравилось …
Произвело впечатление …
Мне запомнилось …
Я считаю, что …
IX. Домашнее задание. Задания учебника №7 и № 8.