Статья авт. Бойченко Л.П., Журкина Т.В. Активизация познавательной деятельности студентов на занятиях


Активизация познавательной деятельности студентов на занятиях
Бойченко Л.П., Журкина Т.В.- ГБПОУ «Пищевой колледж №33» г. Москвы
Ориентируясь на цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемых дисциплин "Информатика и ИКТ", «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов специальностей: повар-кондитер, монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок, технология хлеба, макаронных и кондитерских изделий, технология продукции общественного питания, организация обслуживания в общественном питании, а также особенности образовательного учреждения – пищевой колледж, и в соответствии с ФГОС, можно определить следующую цель обучения информатике и ИКТ, информационных технологий в профессиональной деятельности : подготовить выпускников-специалистов, владеющих современными информационными и коммуникационными технологиями, использующих в своей жизни и профессиональной деятельности, способных адаптироваться в быстро меняющемся мире.
Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи:
помочь студентам освоить приёмы работы с информацией, позволяющие расширять и углублять полученные знания самостоятельно, т. е. научить студентов оперативно осуществлять поиск информации,
производить её структурирование,
находить оптимальный алгоритм её обработки, осуществлять передачу информации на большие расстояния,
способствовать развитию творческого потенциала и познавательной активности студентов,
способствовать осознанию ими, что путь к успешной будущей профессиональной деятельности лежит через умение творчески работать с информацией,
способствовать развитию коммуникабельности,
умению работать в команде,
формировать ключевые образовательные компетенции, отдавая приоритет информационным компетенциям и компетенциям личностного самосовершенствования;
Реализация идей непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры студента, на наш взгляд, возможна за счет индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения дисциплин "Информатика и ИКТ", «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Поставленные задачи мы решаем на всем протяжении образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательной программы, где определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программы и критерии оценки ее эффективности. Мы считаем, что реализация программы невозможна без активизации познавательной деятельности обучающихся, которая должна основываться на развитии познавательного интереса, для поддержания которого на занятиях информатики и ИКТ в колледже нами используются:разнообразные виды и формы ведения занятий, контроля знаний;
разнообразные формы самостоятельной работы обучающихся, самоконтроля, взаимоконтроля;
межпредметные связи с общеобразовательными дисциплинами, со специальными предметами производственного обучения по каждой из профессий студентов;
внедряем в учебный процесс метод творческих проектов.
Немало важную роль в этом играет и благоприятный психологический климат на занятиях. В своей деятельности ведущую роль мы отводим установлению межпредметных связей информатики с другими дисциплинами, особенно со специальными дисциплинами через применение проектной технологии, если метод проектов применять как спланированную и постоянную составляющую часть образовательного процесса, то будут созданы условия для:
повышения познавательной активности студентов и приобретения навыков логического мышления по проблемам реальной жизни и выбранной профессии;
развития мотивации обучающихся студентов, к более качественному овладению изучаемой дисциплиной;
совершенствования коммуникативной компетенции обучающихся, развития их индивидуальных особенностей, потребности в самообразовании.
Оптимальным является проведение занятий повторения или обобщения пройденного материала в форме проектов. Данная форма, на наш взгляд, позволит сформировать у студентов обобщённые знания по профессии и приобрести навыки практической работы с использованием информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Проекты при этом могут быть небольшие (на одну пару) и более длительные. С опытом работы у нас сформировались предложения по созданию следующей системы: еще до урока информатики, на уроках спец технологии или предметах общеобразовательного цикла, студентом предлагаются задания, выполнение которых предполагается с применением компьютера. Обучающиеся подбирают необходимые материалы (текст, графические изображения, схемы, чертежи и т.д.). На занятиях информатики проводится отработка навыков применения современных информационных технологий при выполнении заданий с профессиональной направленностью. На предметах спецтехнологии и производственного обучения применяются ранее подготовленные материалы, а также подчеркивается значение компьютерной техники в будущей профессии обучаемого.
Программы по информатике и ИКТ, информационным технологиям в профессиональной деятельности предназначены для более глубокого изучения дисциплины с учетом будущей профессии обучающихся студентов. Практические занятия на компьютере играют важную роль в выработке навыков применения полученных знаний для решения практических задач профессиональной направленности. Программы призваны расширять, углублять знания, полученные на занятиях, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. В нашем колледже базовыми профессиями являются "Повар, кондитер», "Технолог хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий", "Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)», "Технолог продукции общественного питания", «Пекарь», «Организация обслуживания в общественном питании». Как видно, спектр профессий достаточно широк и разнообразен, они достаточно сильно отличаются. Тематический план дисциплин: "Информатика и ИКТ", «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по всем профессиям включает в себя темы, в которых применяются задания с профессиональной направленностью. На занятиях мы применяем следующие виды творческих заданий:
конкурсы творческих работ;
самостоятельное составление задач студентами;
подготовка рефератов;
составление кроссвордов по различным темам;
создание информационных описательных и расчетных моделей по информатике;
составление тестов для контроля знаний по предмету.
Мы планируем в будущем по заказу преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин, составление проектов совместно с преподавателями спец. дисциплин и др. Хотя, например, в 2014-2015 учебном году был реализован проект «Пути повышения биологической ценности хлебобулочных изделий» студентами группы 11-ТП-42. В проекте участвовало 19 студентов, которые представили свои работы в виде презентаций. Студенты в рамках «МДК-06» разрабатывали новые виды продукции и весь материал обрабатывался на ПК. Представленные работы доказали, что студенты владеют не только профессиональными навыками на достаточно высоком уровне, но и информационными и коммуникационными технологиями, применяемые по назначению. Они самостоятельно подбирали необходимый материал, составляли рецепты, делали запросы, оформляли рекламы и изготавливали хлеб с биологическими добавками. Результаты данных творческих работ были представлены в виде докладов с презентацией в конференц-зале на открытом уроке, где присутствовали, кроме преподавателей также, и студенты младших курсов. Такая форма работы со студентами имеет свои положительные результаты, направленные на активизацию познания реального мира.
Вот один из таких примеров:







Конечно, хотелось бы такой опыт распространить, закрепить и внедрять более широко. Мы считем использование проектной деятельности позволяет:
реализовать принципы личностно-ориентированного обучения,
формировать ключевые компетенции обучающихся студентов,
взаимодействовать с другими педагогами, мастерам п/о,
достичь положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.
На заключительном этапе проектной деятельности подводятся итоги работы обучающихся студентов, дается качественная оценка проделанной работе по осуществлению проекта, всего узнанного и приобретенного. Проводится презентация работы, которая важна в первую очередь для обучающегося. Подводятся итоги и воспитательного характера. Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество студентов, их самостоятельность - все это, несомненно, положительные результаты, требующие обобщения и оглашения. Таким образом, такая работа в колледже предполагает поиск решения жизненной, профессиональной задачи, которая требует знания, как в области теоретической информатики, так и навыки владения информационными технологиями. Выполнение и оформление таких проектов требует от обучающегося умения работать с различным программным обеспечением, а также предусматривает интеграцию знаний по различным предметам.