Программа курса по выбору «Решение расчетных задач по химии повышенной сложности»

О.Н. Сускина










Программа курса по выбору




«Решение расчетных задач по химии повышенной сложности»
(9 класс)

Рекомендовано Государственным университетом
имени Шакарима г.Семей
Сускина О.Н. Программа курса по выбору «Решение расчетных задач по химии повышенной сложности» (9 класс).

Семей, 2016.







Пособие содержит программу курса по выбору, учебно-тематическое планирование, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, список литературы.
Пособие составлено в соответствии с программой для 9 класса общеобразовательной школы.
Данное пособие предназначается для учителей химии общеобразовательных школ, студентов педагогических вузов и слушателей курсов повышения квалификации.















Рецензент:
Л.С. Ибраева - заведующая кафедрой химии и географии Государственного университета имени Шакарима г.Семей, кандидат химических наук, доцент.
Пояснительная записка

Данная программа предусматривает расширение и углубление теоретических знаний учащихся по химии, развитие их естественнонаучной грамотности и познавательных интересов, а также целенаправленную профессиональную ориентацию старшеклассников. Программа предназначена для учителей, занимающихся проведением курсов по выбору в 9-х классах. Она рассчитана на школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению химии и собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественно-математического направления.
Цели программы:
Закрепление и систематизация теоретических знаний учащихся по химии.
Развитие умений решать разнообразные задачи повышенного уровня сложности, соответствующие требованиям вузов естественнонаучного профиля.
Задачи программы:
Повысить теоретический уровень знаний учащихся по химии.
Развивать у школьников функциональные способности применять теоретические знания для решения расчетных задач по химии.
Привить учащимся навыки владения вычислительными действиями, алгоритмами решения типовых химических задач, применения важнейших законов химии при решении задач.
Способствовать интеграции знаний учащихся, полученных ими при изучении предметов естественнонаучного профиля, при решении расчетных задач по химии.




















Содержание программы
Всего 34 ч

Тема 1. Расчеты по химическим уравнениям,
если одно из реагирующих веществ дано в избытке (9 ч.)
Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходных веществ, одно из которых дано в избытке. Вычисление объема продукта реакции по известному количеству исходных веществ, одно из которых дано в избытке. Вычисление массы и количества исходного вещества, оставшегося непрореагировавшим при химической реакции.

Тема 2. Расчеты с применением понятия практического выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным выходом (5 ч.)
Определение практического выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным выходом данного продукта. Определение массы или объема продукта реакции по известному практическому выходу данного продукта.

Тема 3. Расчеты с применением понятия массовой доли примесей в веществе (2 ч.)
Нахождение массы продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего примеси. Нахождение объема продукта реакции по известному объему исходного вещества, содержащего примеси.

Тема 4. Расчеты на растворы (10 ч.)
Массовая доля растворенного вещества в растворе. Объемная доля растворенного вещества в растворе. Молярная концентрация. Растворимость веществ. Электролитическая диссоциация и ионные реакции в растворах. Гидролиз солей.

Тема 5. Расчеты на нахождение химических формул веществ (8 ч.)
Нахождение эмпирических химических формул веществ. Нахождение химических формул веществ по массовым долям элементов и по плотности. Нахождение химических формул исходных веществ по продуктам их горения. Нахождение химических формул кристаллогидратов.


Учебно-тематическое планирование


п/п
Тема занятия
Кол.
часов
Форма
проведения
Образов.
продукт
учащихся
Дидактическое
обеспечение
Календарные сроки







9 «А»
9 «Б»


Тема 1. Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке (9 ч.)

1-3
Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходных веществ, одно из которых дано в избытке.
3
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач



4-6
Вычисление объема продукта реакции по известному количеству исходных веществ, одно из которых дано в избытке.
3
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач



7-9
Вычисление массы и количества исходного вещества, оставшегося непрореагировавшим при химической реакции.
3
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач




Тема 2. Расчеты с применением понятия практического выхода продукта реакции
по сравнению с теоретически возможным выходом (5 ч.)

10-12
Определение практического выхода продукта реакции по сравнению с теоретически возможным выходом данного продукта.
3
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач



13-14
Определение массы или объема продукта реакции по известному практическому выходу данного продукта.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач




Тема 3. Расчеты с применением понятия массовой доли примесей в веществе (2 ч.)

15

Нахождение массы продукта реакции по известной массе исходного вещества, содержащего примеси.
1
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач



16
Нахождение объема продукта реакции по известному объему исходного вещества, содержащего примеси.
1
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач




Тема 4. Расчеты на растворы (10 ч.)

17
Массовая доля растворенного вещества в растворе.
1
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач



18
Объемная доля растворенного вещества в растворе.
1
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач



19-20
Молярная концентрация.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач



21-22
Растворимость веществ.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач



23-24
Электролитическая диссоциация и ионные реакции в растворах.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач



25-26
Гидролиз солей.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач






п/п
Тема занятия
Кол.
часов
Форма
проведения
Образов.
продукт
учащихся
Дидактическое
обеспечение
Календарные сроки







9 «А»
9 «Б»


Тема 5. Расчеты на нахождение химических формул веществ (8 ч.)

27
Нахождение эмпирических химических формул веществ.
1
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач



28-29
Нахождение химических формул веществ по массовым долям элементов и по плотности.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач



30-32
Нахождение химических формул исходных веществ по продуктам их горения.
3
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач



33-34
Нахождение химических формул кристаллогидратов.
2
практикум
конспект
Дидактические материалы, сборники задач



Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны называть:
важнейшие вещества по молекулярным и структурным формулам;
основные типы химических реакций;
основные месторождения полезных ископаемых в Казахстане.
Учащиеся должны определять:
по молекулярным формулам принадлежность неорганического и органического вещества к определенному классу:
свойства вещества по молекулярной формуле;
валентность и степени окисления элементов по молекулярной формуле;
вид химической связи в соединениях;
тип химической реакции по признакам.
Учащиеся должны объяснять:
строение атома химических элементов;
структуру периодической системы;
закономерности изменения свойств простых веществ химических элементов в периодической системе;
влияние различных факторов на скорость химических реакций;
причинно-следственные связи между свойствами и применением веществ.
Учащиеся должны вычислять:
формулу вещества, используя массовые доли элементов;
по известной массе сложного вещества массы элементов, входящих в его состав;
массу и объем вещества по количеству вещества;
массу растворенного вещества по известной массе раствора и массовой доле;
массу, объем продуктов реакции горения углеводородов;
по химическим формулам относительную молекулярную массу;
массовую долю химического элемента в соединении по химической формуле;
массу вещества по заданному количеству вещества и количество вещества по известной массе
массу вещества (количество вещества) по известному количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ
по химическим уравнениям;
массу, объем или количество вещества по известным данным об исходных веществах, одно из которых дано в избытке;
молекулярную формулу газообразных веществ по относительной плотности.
Список литературы

Архангельская О. В., Жиров А. И.-, Еремин В.В., Лебедева О. К., Решетова М. Д.
Теренин В. И.,Тюльков И. А. Задачи всероссийских олимпиад по химии. М.: Экзамен, 2003.
Берданосова С.С. Справочник школьника по общей химии. Учебное пособие. М.:
Аквариум, 1997.
Бекишев К. Олимпиадные задачи по химии (8-11 классы). Алматы: Мектеп, 2001.
Врублевский А.И. Решение заданий химических превращений с тестовым самоконтролем. Минск: ООО «Юнипресс», 2003.
Врублевский А.И. 1000 задач по химии с цепочками превращений и контрольными тестами. Минск: ООО «Юнипресс», 2003.
Врублевский АИ., Барковский Е.В. Задачи по органической химии с примерами решений. Минск: ООО «Юнипресс», 2003.
Врублевский А.И. 6000 новых тестов для старшеклассников и абитуриентов. Минск, «Юнипресс», 2007.
Papa Н.Н., Зуева М. Контрольные и проверочные задачи по химии (8-11). М.: Дрофа, 2000.
Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии. Ленинград: Химия, 1984.
Гольдфарб Я., Ходаков Ю. Задачник по химии для 8-11 классов. М.: Дрофа, 2000.
Егоров А. С. Все типы расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Крестинин А. Н. Задачи по химии. Нет ничего проще. Учебное пособие для 8-11 классов. М.: Генжер, 1998.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999.
Макареня А. А. Повторим химию. Для поступающих в вузы. Практическое пособие. М: Высшая школа, 1989.
Максименко О.О. Химия. Пособие для поступающих в вузы. М.: Эксмо, 2003.
Потапов В. М., Татаринчик С. Н. Органическая химия. М.: Химия, 1980.
Радецкий А. М. Проверочные работы по химии в 8-11 классах. М: Просвещение, 2001.
Радецкий А. М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 10-11 классов. М.: Просвещение, 2002.
Резяпкин В. И. 700 задач по химии с примерами решения для старшеклассников и абитуриентов. Минск: ООО «Юнипресс», 2001.
Слета Л. А., Холин Ю. В., Черный А. В. Конкурсные задачи по химии с решениями. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. Москва-Харьков: Илекса, Гимназия, 1998.
Сорокин В. В., Свитанько И.В., Сычев Ю. Н., Чуранов С. С. Химия. Сборник задач с решениями и ответами. М.: Астрель, 2001.
Суворов А. В. Карцова А. А., Потехин А. А. Днепровский А.С. Увлекательный мир химических превращений. С-Петербург: Химия, 1998.
Хомченко И. Г. Общая химия. М.: Химия, 1987.
24. Хомченко Г.П. Химия. Учебник для подготовительных отделений. М.: Высшая школа, 1981.
25. Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1985.




15