Использование задач с экологическим содержанием на уроках математики


Использование задач с экологическим содержанием на уроках математики
В настоящее время начальное образование находится на том этапе, когда полностью модернизируется и обновляется система и содержание образования. Одной из основных задач этих изменений становится формирование экологического сознания. Но это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, а еще и осознание ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать. Экологическое образование подразумевает организацию учебной деятельности, которая направлена на формирование знаний об окружающем среде через природу, внутри природы и для природы.
К сожалению, математика является тем предметом, который практически никак не связан с экологией. Но на самом деле эти науки тесно переплетаются. Поэтому в учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно повысить и через уроки математики, используя соответствующий материал: примеры, головоломки, задачи, имеющие экологическую направленность. Благодаря решению подобных заданий, обучающиеся смогут проникнуться проблемами экологии и в будущем не допустят ошибки, которые связаны с непродуманным натиском на природу. Математика имеет возможность создать условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Специфика предмета такова, что рассматривать на уроках глобальные экологические проблемы и обсуждать пути их решения мы не можем, тем более что они будут выглядеть надуманно, и будут уводить нас от главной цели – усвоение математических знаний. Однако рассматривать интересные данные о живой и неживой природе, о том, как деятельность человека влияет на окружающую среду, не только можно, но и нужно. Это позволяет расширять представление детей об окружающем мире, показывать необходимость заботливого отношения человека к окружающей среде. Именно в этом и состоит возможность экологического воспитания на уроках в начальной школе. Приведем примеры заданий, которые можно использовать на разных этапах урока.
Начать урок можно с эпиграфа, пословицы или поговорки, а также со стихотворения, которое психологически настроит учащихся на урок.
На этапе актуализации знаний мы можем использовать разнообразные формы работ экологического содержания: устный счёт, арифметический диктант, головоломки.
Приведём примеры задач, которые могут входить в арифметический диктант:
1: Из города Шумерля в республику Марий Эл, расположенный в 100 км, наш класс выезжает на автобусе и двигается со скоростью 50 км/ч. Через сколько часов мы прибудем в республику?
2: Чтобы узнать на каком расстоянии находится заповедник «Большая Кокшага» от города Йошкар-Олы, вам нужно предыдущий ответ умножить на 20.
3: Форма заповедника «Большая Кокшага» похожа на квадрат с длиной стороны 15 км. Определи площадь территории, занимаемой заповедником?
4: Заповедник «Большая Кокшага» решили оградить забором прямоугольной формы. Длины сторон забора 20 км и 15 км. Какой длины должен быть забор?
При выполнении подобных заданий у обучающихся интенсивно развиваются устойчивость внимания, объем памяти, наглядно-действенное мышление, наблюдательность, расширяются знания об объектах и охране природы.На этапе постановки учебной задачи можно использовать арифметическую задачу также экологического содержания.
Например, одна из основных задач заповедника – сохранять растения, находящиеся на его территории. Всего 250 000 видов растений. Под угрозой исчезновения по вине человека находится в 10 раз меньше. Сколько это видов?
После решения данного задания необходимо задать вопрос обучающимся: «Какой вред может нанести человек окружающей природе?», для того чтобы они учились выражать свои мысли и чувства, а, следовательно, формировать у них коммуникативные универсальные учебные действия.
Для формирования коммуникативных умений также важно использовать не только фронтальные формы работы, но и групповые (парные, «по цепочкам», «в четвёрках»). Для этого используются различные задания: головоломки, цепочки арифметических примеров. Работая в группах, обучающиеся учатся учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками.
Физкультминутку – важный этап урока, можно также связать с темой, объединить с общей сюжетной линией. Важны небольшая мыслительная нагрузка и использование природоведческого материала. Подобным образом организованная физкультминутка не разрывает, а, наоборот, соединяет между собой структурные части урока.
На этапе закрепления изученного материала можно использовать следующие задания: решение арифметической задачи в несколько действий, либо решение геометрической задачи разными способами, также используя экологический материал.
Например, в заповеднике «Большая Кокшага» есть не только редкие растения, но и животные: кабаны, рыси, бобры. Ещё там встречается необыкновенный зверёк - выхухоль. Это реликт ледникового периода, а значит ровесница мамонта, которого давно нет на планете. Давайте узнаем, какую территорию занимает выхухоль в заповеднике. А для этого нам нужно решить задачу.
Задача: найдите периметр и площадь закрашенной фигуры.

2 км

3 км

4 км 5 км
- Сколькими способами мы можем решить эту задачу?
Подводя итоги урока, можно также интегрировать экологический материал в математику. Примером такого задания может служить использование диаграмм Эйлера-Венна, которое направлено на понимание обучающимися своего места в природе. (А теперь посмотрите на доску: множество А – животные, множество В – люди, множество С – растения, множество К – природа. Что обозначает данная диаграмма? О чем вам хочет напомнить данный человечек?).
С
А

К

В

На этапе рефлексии, где организуется самооценка учениками деятельности на уроке, можно использовать кленовое дерево, которое обучающиеся заполняют кленовыми листочками разного цвета: зелёный – «я работал отлично», жёлтый – «я работал хорошо», красный – «мне нужно быть внимательнее и активнее на уроке».
Из всего выше сказанного делаем вывод, что на каждом этапе урока математики есть возможность использования заданий экологического содержания.
Таким образом, экологизация математики направлена на получение учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, в результате осуществляется мотивация учебной деятельности обучающихся и решение задач экологического воспитания, формирование представления о роли математики в решении экологических проблем.