Конспект урока по химии Решение расчётных задач по химическим уравнениям реакций. (8 класс)


Дата
Урок № 17. Тема урока: Решение расчётных задач по химическим уравнениям реакций.
Планируемые результаты обучения:
Личностные. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья; формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Предметные. Знать алгоритмы решения химических задач. Уметь вычислять по заданным химическим уравнениям массу или количество вещества по известному количеству вещества или по известной массе одного из вступающих в реакцию или получающихся в результате реакции веществ.
Метапредметные. Р. Определение учебных задач, организация рабочего места. Использование информации для решения задач, формулирование проблемы и способов её решения. П. Определение объектов анализа, оперирование понятиями. К. Выслушивать мнения других, владение различными формами устных и публичных выступлений, оценка разных точек зрения.
Основные понятия: Количество вещества, моль, число Авогадро. Молярная масса, молекулярная масса. Расчёты по формуле массы, количества вещества, числа структурных частиц.
Практическое задание: решение задач по теме.
Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
I этап. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. Вводное слово учителя. Мы продолжаем знакомиться с первоначальными химическими понятиями. Вспомните, в чём измеряется масса атомов и молекул? В чём мы измеряем массу веществ в повседневной жизни?
Как вы думаете, если на каком-либо производстве нужно получить определённое количество вещества в результате реакции, то можно ли определить, сколько веществ нужно взять для этой реакции?
(Другими словами: на заводе хотят из воды получить 320 кг. кислорода; сколько понадобится воды, для получения такой массы кислорода?)
Каковы ваши предложения?
2. Обсуждение вопроса, выдвижение предположений, гипотез, их запись на доске.
3. Совместная постановка темы («Решение расчётных задач по химическим уравнениям реакций»), целей и задач урока (научиться решать незнакомые задачи).
II этап. Решение проблемной ситуации.
1. Слово учителя. Рассказ (кратко) о решении расчётных химических задач.
      Расчетные химические задачи являются арифметическими. Решение таких задач строится на использовании прямо пропорциональной зависимости между четырьмя величинами: две из них даются в условии задачи, две другие определяются по уравнению химической реакции (учащиеся умеют составлять и решать пропорцию).
Необходимо обратить внимание учеников на то, что коэффициенты в уравнении реакции показывают количество взятых и полученных веществ. Следует также обратить внимание на то, что при выборе величин, по которым будет производиться расчет, необходимо использовать для каждого вещества одинаковые единицы измерения (как по условию задачи, так и по уравнению реакции).
2. Слово учителя. Сейчас мы вместе попробуем решить нашу задачу.
С чего мы начинаем решение каждой задачи? Правильно, с оформления «Дано». Итак, что дано?
3. По подсказкам учеников учитель оформляет «Дано» на доске:
Дано: Решение:
m(O2) = 320 кг.

m(H2O) = ?
4. Вопрос учителя. Как вы думаете, что делать дальше?
Для решения подобной задачи нужно составить уравнение реакции:
Дано: Решение:
m(O2) = 320 кг. Составляем уравнение реакции:
2H2O = 2H2 + O2
m(H2O) = ?

5. Слово учителя. Мы составили уравнение, остаётся провести расчёты и найти ответ.
А. Для этого нужно определить молекулярные массы двух веществ – того, чья масса известна из условий задачи, и того, чью массу нужно найти (совместно с учениками вычисляются молекулярные массы воды и кислорода):
Mr (O2) = 16+16= 32
Mr (2H2O) = 2(1.2 + 16) = 36
Б. Расставляем молекулярные массы и массу кислорода в уравнении, неизвестную массу «берём за Х»:
Дано: Решение:
m(O2) = 320 кг. х 320000 г
2H2O = 2H2 + O2
m(H2O) = ? 36 32
В. На основе данных составляем пропорцию, проводим расчёты:
Х = 320000
36 = 32
Х = 320000 . 36 : 32 = 360000 г. или 360 кг.
Г. Записываем ответ.
6. Слово учителя. Итак, мы решили задачу, пользуясь для вычислений знаниями таких понятий как «масса», «молекулярная масса», «пропорция». Но подобные задачи можно решить и другим способом, оперируя такими понятиями как «моль» и «количество вещества». Решение задач таким способом подробно описано в учебнике. Давайте рассмотрим такие задачи.
7. Совместная работа с текстом учебника (стр. 45-47), знакомство с другим способом решения задач (через моли).

8. Беседа. Как вы думаете, какой из способов решения задач лучше?
Выводы – оба способа необходимо знать для решения химических задач такого рода.
9. Совместная работа, тренаж. Решение задачи 1 учебника (стр. 48).
IV этап. Самостоятельное применение знаний, самоконтроль.
Самостоятельная работа. Решение задачи 2 учебника (стр. 48), проверка решения по эталону на доске.
III этап. Рефлексия. Ответы по карточкам:
Сегодня я узнал(а) ….. Было интересно ….. Было сложно ….. Я выполнял(а) задание …. Я понял(а), что ….. Теперь я могу …. Я почувствовал(а), что …. Я приобрел(а) ….. Я научился (научилась) ….. У меня получилось….Я смог (смогла) ….. Урок дал мне для жизни ….. Мне захотелось …. Мне не понравилось ….
Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме «Первоначальные химические понятия».