Самоанализ урока химии в 11 классе по теме «Гидролиз органических и неорганических соединений»

Сараева Галина Романовна, учитель химии МБОУ г. Иркутска СОШ № 42
Самоанализ урока химии в 11 классе.
Тема урока: «Гидролиз органических и неорганических соединений»
Место урока в теме: 2-ой урок
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Комбинированный (словесно-наглядно-практический).
ЦЕЛИ УРОКА:
Формирование
- представления о гидролизе, о сущности гидролиза солей; органических веществ,
- организовать деятельность учащихся составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип среды раствора электролита на основании состава соли,
-актуализировать личностный смысл к изучению темы
Основные понятия: гидролиз, гидролиз по катиону, гидролиз по аниону, молекулярный вид уравнения гидролиза, общий ионный и краткий ионный виды уравнений, реакция среды, обратимый и необратимый гидролиз
Образовательные результаты
Предметные
Формирование представления о процессе гидролиза солей, о его сущности.
Выработать умения по составлению уравнений гидролиза солей в молекулярном и ионном виде;
Выработать умения по определению реакции и типа среды раствора электролита на основании состава соли.
Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов.
Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека
Метапредметные
Познавательные УУД
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
Описывать самостоятельно проведенные эксперименты, используя язык химии. Объяснять явления, выявленные в ходе эксперимента.
Регулятивные УУД
Способствовать развитию речи учащихся.
Формирование умений анализировать, сопоставлять и обобщать знания по теме
Коммуникативные УУД:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками
Личностные
Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения;
Развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение;
Развивать самостоятельность;
Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире
Организация образовательной среды
Межпредметные связи. Биология «Пищеварительная система», «Обмен веществ»
Ресурсы: основные
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» – М.: Дрофа, 2010.
О.С. Габриелян, Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. Для общеобразоват. учреждений М.: Дрофа, 2012
Дополнительные
Рябов М.А. Тесты по химии. 11 класс: к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс. Базовый уровень» / М.А. Рябов – М.: Экзамен, 2011
Химия. Подготовка к олимпиадам и экзаменам. Пособие для абитуриентов А.Я. Дупал, С.В. Кожевникова, Е.П. Баберкина, Н.Я. Подхалюзина, С.Н. Соловьев, РХТУ им. Д.И. Мендеелева, М.: 2010.
Интерактивный материал
Фестиваль «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронное приложение 11 класс «ДРОФА»  
Школа цифрового века [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презентация к уроку химии по теме «Гидролиз неорганических и органических веществ» 11 класс. УМК Габриеляна О.С. Базовый уровень
Оборудование: лабораторное оборудование, вещества, компьютер, мультимедийный проектор, экран
Химический эксперимент
Демонстрации
Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла
Лабораторные опыты 11. Различные случаи гидролиза солей
Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Видеофрагмент. Гидролиз мыла.
Содержание урока
.Механизм гидролиза солей различного состава, гидролиз органических соединений
Суть процесса гидролиза. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей.
Роль гидролиза в природе и жизни человека.
Его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке
Содержание деятельности учителя и учащихся
Принципы обучения
Актуальность и связь с жизнью
Оптимальность объема информации
Степень организованности, дисциплинированности, заинтересованности учащихся
Способы деятельности учителя и учащихся
Рациональность распределения времени
Эффективность использования средств обучения и наглядности
Способы мотивации учения
Рациональность использования форм организации учебной деятельности
Рациональность использования методов и приемов обучения
Виды познавательной деятельности учащихся
Эффективность контроля
·
Степень соблюдения правил ТБ
Анализ и оценка дидактической цели в соотношении с результатом
Реальность, целесообразность, достижимость дидактической цели
Степень обучающего воздействия занятия
Степень развивающего воздействия на учащихся
Степень воспитательного воздействия
Актуальность и связь с жизнью
Роль гидролиза:
в процессах формирования и преобразования земной коры;
в создании среды для развития жизни в мировом океане;
в народном хозяйстве для производства продуктов из непищевого сырья;
в повседневной жизни человека (стирка, борьба с жесткостью воды, процессы пищеварения),
в организме человека: биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке
Ведущие дидактические принципы:
последовательность и систематичность;
обучение на высоком уровне трудности;
принцип ведущей роли теоретических знаний;
связь теории с практикой;
системно-деятельностный подход в обучении;
учет возрастных и индивидуальных особенностей;
единство обучения и воспитания;
приоритет позитивных воздействий над негативными
Структура урока.
Организационный этап – 0,5 мин
Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 5 мин
Усвоение новых знаний и способов действия – 27 мин
Первичная проверка степени усвоения материала – 7 мин
Контроль и самопроверка знаний – 3 мин.
Домашнее задание – 0,5 мин
Рефлексия (подведение итогов) – 2 мин
Способы мотивации учения
Связь темы с повседневной жизнью.
Влияние гидролиза на процесс геологической, химической и биологической эволюции планеты.
Реализация межпредметных связей география, биология при объяснении нового материала и через домашнее задание.
Постановка цели и задач урока.
Ознакомление с видами контроля знаний.
Виды познавательной деятельности
эксперимент
наблюдение за демонстрационным экспериментом
участие в проблемной беседе
самостоятельная работа,
проведение индивидуального эксперимента (домашнее задание: исследование различных растворов универсальной индикаторной бумагой).
Формы организации учебной деятельности
Общеклассная
Самостоятельная
индивидуальные;
групповые;
экспериментальная.
Контроль:
Вводный
Промежуточный
Итоговый (тестовый контроль по подготовке к ЕГЭ)
ЦЕЛИ УРОКА:
продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей;
-научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип среды раствора электролита на основании состава соли. На уроке цель достигнута в полной мере.
Образовательные результаты
Предметные
Формирование представления о процессе гидролиза солей, о его сущности.
Формирование умений учащихся составлять уравнения гидролиза солей.
Формирование умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов.
Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.
1 в - усвоили понятие «гидролиз» -
2 в – усвоили сущность гидролиза -
3 в – научились предсказывать реакцию среды по составу исходной соли -
4 в – научились составлять уравнения гидролиза солей - верно, записали ионы –
верно, записали формулы кислых и основных солей
Метапредметные:
Развивать учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов;
Совершенствовать учебно-логические умения: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий;
Развивать учебно-организационные умения: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.
РАЗВИВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Личностные
Совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения;
развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение;
развивать самостоятельность;
Продолжение формирования убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.
Выводы.
1.Удалось достичь поставленных целей.
2. Сложности в усвоении содержания у учащихся связаны с проблемами в навыках учебного труда, у некоторых учеников с проблемами в фактических знаниях и умениях.