Кислородные соединения углерода (конспект урока)



Тема урока: Кислородные соединения углерода.
9 класс.


Цели урока:
Образовательная – познакомить учащихся с современной теорией кислот и оснований, понятием кислородные соединения, научить составлять полные и сокращенные ионные реакции, предсказывать среду в растворах солей, решать задачи на концентрацию растворов.
Воспитательная – подвести учащихся к пониманию важности реакций ионного обмена не только в промышленности, но и в повседневной жизни, а также формирование материалистического мировоззрения во взаимосвязи элементов.
Развивающая – развивать логическое мышление учащихся на основе сравнений, сопоставлений и умение делать вывод.
Основной общий метод: объяснительно – иллюстративный.
Тип урока: комбинированный урок с элементами практической работы.




















1. Организационный момент.
2.Подготовка к активной деятельности
На прошлом уроке мы говорили с вами об углероде и его аллотропных модификациях.
Сегодня, мне бы хотелось увидеть, как вы сможете применить полученные знания на практике.
1.Для начала давайте вспомним (фронтальный опрос):
В какой группе и подгруппе находится углерод.
Назовите аллотропные модификации углерода.
Его разновидности называют «карбонадо», «борт» его плотность 3,5 г/см3.Это полупроводник. Твердость его равна 10 по десятибалльной шкале.
Какая кристаллическая решетка у алмаза
Что такое активированный уголь, где его применяют кроме медицины.
Круговорот углерода в природе.
Химические свойства (взаимодействие с металлами и неметаллами).
2.Индивидуальные задания для учащихся по карточкам – опроса:
А) Напишите взаимодействие карбида кальция и воды (СаС2)
Б) Напишите взаимодействие карбида алюминия и воды (АI4C3)
3. Решите задачу: сборник задач и упражнений по химии стр.57 №17.
Определите молярную концентрацию раствора фосфорной кислоты, в 500 мл. которой содержится фосфорная кислота массой 9,8г.
Ответ: 0,2 моль/л.











3. Изучение нового материала.

Для изучения физических и химических свойств кислородных соединений мы поделимся на 4 группы:

группа - угарный газ и его свойства.
Напишите реакцию восстановления оксида железа (3) оксидом углерода (2) как окислительно – восстановительный процесс.
углекислый газ и его свойства.
Рассмотрите реакцию взаимодействия оксида углерода (4) с магнием как окислительно – восстановительный процесс.
угольная кислота, карбонаты и гидрокарбонаты.
Почему раствор углекислого газа окрашивает лакмус в красный цвет? Почему при длительном хранении этого раствора лакмус приобретает снова фиолетовую окраску?
Качественные реакции на карбонаты и гидрокарбонаты ( опыт получения карбоната кальция из карбоната натрия и хлорида кальция).
Составим схему:
Кислородные соединения углерода – это..
1. угарный газ
2. углекислый газ
3. угольная кислота
4. соли угольной кислоты - карбонаты

Следующее понятие:
Жесткость воды.
Временная жесткость – содержаться гидрокарбонаты кальция и магния.
Постоянная жесткость – содержаться хлориды, сульфаты кальция и магния.









Практическое задание:
1). Поместите на стекло каплю раствора сульфата кальция, обуславливающего постоянную жесткость воды. Рядом поместите каплю раствора соды. Соедините капли и наблюдайте выпадение осадка карбоната кальция.
Мы устранили постоянную жесткость добавлением карбоната натрия или пищевой соды.
2) Для устранения временной жесткости необходимо прокипятить воду, при этом гидрокарбонаты перейдут в карбонаты и произойдет выпадение осадка карбоната кальция или магния. ( накипь в чайниках).
Запишем уравнение в молекулярной форме, полной ионной и сокращенной ионной формах.
13 EMBED Equation.3 1415

В 1-м уравнении представлено образование осадка, во 2-ом – образование газа, в 3-ем – образование малодиссоциирующего вещества – воды.

4. Закрепление знаний и умений.
Для успешного запоминания пройденного материала мы с вами составим схемы реакций ионного обмена ( в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной форме) для следующих реакций:





гидроксид магния и угольная кислота кислота
2) углекислый газ и оксид кальция


Решите задачу: При взаимодействии раствора карбоната натрия, объемом 200мл. и хлорида цинка образовался осадок массой 19,4г. Определите молярную концентрацию раствора сульфида натрия.
(19,4/97=0,2 моль.
0,2/0,2=1 моль/л.)


Подведём итог:
Для углерода характерны степени окисления +2 , +4 и кислородные соединения: угарный газ, углекислый газ , угольная кислота и ее соли.
Записывать уравнения ионных реакций необходимо в трех видах: молекулярное, полное ионной и сокращенное ионное уравнение.

5. Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
Все ли было понятно?
Приобрели ли Вы новые знания?
Пригодятся ли они вам для дальнейшего изучения химии и в жизни.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание и инструкция по его выполнению.

Домашнее задание параграф №30 стр.172-177