Конспект урока по химии Кислородные соединения углерода

Задачи урока.
Обучающие:
изучение электронного строения атома углерода, знакомство с общей его характеристикой;
изучение основных физических и химических свойств кислородных соединений углерода;
знакомство с важнейшими соединениями углерода (II)  и (IV), качественной реакцией на карбонат-ион.
Развивающие:
развитие  умения работать с химическими веществами, с текстом учебника;
развитие химического мышления, развитие умения делать выводы.
Воспитательные:
развитие оммуникативных умения в ходе парной и коллективной работы;
формирование понимания необходимости привлечения средств химии к объяснению процессов, происходящих в окружающем мире.
Оборудование:   карбонат кальция, р-р. HCI, пробирки, лакмус.
Тип урока:  изучение нового материала
Средства обучения:    учебник,  таблицы, коллекция минералов химические вещества, мультимедиа.
ХОД УРОКА
I. Строение атома
Определите положение  углерода в ПСХЭ.
Углерод – элемент IV группы, главной подгруппы.
Электронная  формула: +12 С  1s22s22p2
1. Нормальное состояние атома углерода
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В нормальном состоянии атом углерода  имеет степень окисления +2.
В данной степени окисления углерод образует оксид – СО
2. Возбужденное состояние атома  углерода
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В возбужденном состоянии атом углерода  имеет степень окисления +4.  В данной степени окисления углерод образует оксид – СО2
II. Физические свойства. Работа с учебником
Используйте учебник с.172-173, заполните таблицу
Сравнительная характеристика оксидов углерода (II) и (IV)
Свойства
Оксид углерода(II)
Оксид углерода (IV)

Агрегатное состояние
газ
газ

Молекулярная масса
28 г/моль
44 г/моль

Строение молекулы
:С=О: слабо-полярная
О=С=О неполярная

Цвет
бесцветный
бесцветный

Запах
нет запаха
нет запаха

Растворимость
малорастворимый
хорошо  растворимый

Физиологическое действие
ядовит,  попадая в кровь, соединяется с гемоглобином, препятствует переносу кислорода.
накапливаясь в организме, вызывает возбуждение дыхательного центра, возникает асфиксия.

Проверка таблицы
III. Химические свойства. Составление  опорного конспекта.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
IV. Кислородные   соединения углерода. Изучение коллекции минералов.
Кислородные соединения углерода в природе встречается в виде карбонатов:
Соединения: мел, известняк, мрамор (все соединения имеют в своем составе – карбонат кальция CaC
·O3) Коллекция минералов

Рассмотреть образцы соединений углерода, отметить основные его характеристики.
V. Качественные реакции на карбонат-ион (CO32–)
Качественные реакции – реакции, с помощью которых распознаются различные вещества. Качественные реакции, как правило, протекают с каким-либо ярким внешним эффектом. Карбонаты и гидрокарбонаты можно обнаружить с помощью растворов кислот: при действии на них кислот наблюдается характерное «вскипание» из-за выделяющегося углекислого газа. Эта реакция является качественной реакцией на соли угольной кислоты.
Лабораторный опыт. Получение оксида углерода (IV), качественная реакция на карбонат – ион (CO32–)
В пробирку помещаем несколько кусочков мела или мрамора и приливаем 2-3 мл. разбавленной соляной кислоты. Закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опускаем в другую пробирку, в которой находится  2-3 мл. известковой  воды. Записать уравнения возможных реакций и представить их в ионном виде:
CaCO3 + 2HCl = CaCl2  + CO2[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] + H2O Ca2+ + CO32– +2H+ + 2Cl– = Ca2+ + 2Cl– + CO2[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] + H2O CO32– + 2H+ = CO2[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] + H2O CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] + H2O
Помутнение известковой воды дает основание, что в данном растворе образовался карбонат кальция, дальнейшее пропускание углекислого газа ведет к получению растворимого гидрокарбоната – Ca (HCO3)2
CaCO3[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] + H2O + CO2 = Ca(HCO3)2
VI. Закрепление материала
Генетические ряды C+2, C+4. (работа в парах)
1)  C––> CO ––> CO2––> H2CO3
2) C2H2 ––> CO2 ––> CaCO3––> CO2
Проверка у доски.
VII. Домашнее задание
Параграф 30 (Кислородные соединения углерода) по учебнику О.С. Габриеляна «Химия 9класс»; выполнить упражнения 6.7 с.178 учебника.
VIII. Итоги урока
Учитель подводит итог урока, объявляет оценки за урок, отмечает активных учащихся на уроке.
IX. Литература
1. О.С. Габриелян. Химия. Учебник. 9 класс. – М., Дрофа, 2006. 2. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. – М., Дрофа, 2006.

15