Конспект урока на тему:Кислородные соединения азота

Конспект урока на тему: «Кислородные соединения азота». 9 класс
Цель урока: изучить свойства оксидов азота.
Задачи:
образовательные: рассмотреть оксиды азота, и на их примере повторить классификацию и основные свойства оксидов;
воспитательные: формирование научной картины мира;
развивающие: развитие логического мышления, умения работать с дополнительной литературой, способность обобщать и систематизировать.

Ход урока.
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Несколько учащихся работают по карточкам, с остальными проводится фронтальный опрос по прошлой теме.
Дидактическая карточка №1
а) Напишите формулы следующих веществ: аммиак, нашатырный спирт, нашатырь
б) Напишите следующие уравнения реакции:
- качественную реакцию на катион аммония;
- взаимодействие сульфата аммония с хлоридом бария.

Дидактическая карточка №2
а) Напишите формулы следующих веществ: дихромат аммония, нашатырный спирт, сульфат аммония.
б) Напишите следующие уравнения реакции:
- взаимодействие хлорида аммония с нитратом серебра;
- взаимодействие карбоната аммония с соляной кислотой.
Фронтальный опрос:
1)Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его используют?
2)Какие свойства аммиака лежат в основе его применения в холодильных установках?
3)Каким способом следует собирать аммиак? Почему? Как можно распознать аммиак?
5)Что такое нашатырь? Для чего его используют?
6)Какое применение находит карбонат и гидрокарбонат аммония?
3. Актуализация знаний.
Расставьте степени окисления в оксидах азота:
N2O NO N2O3 NO2 N2O5
Изучение нового материала.
Учитель сообщает тему, цель и план урока.
План:
Классификация оксидов азота.
Сообщение учащегося на тему: «История открытия оксида азота (I)».
Физические свойства оксидов азота (самостоятельная работа с текстом учебника).
Химические свойства, получении и применение оксидов азота, (рассказ и объяснение учителя).

Классификация оксидов азота. Учащиеся вместе с учителем заполняют схему.
Оксиды азота

Несолеобразующие Солеобразующие
N2O NO N2O3 HNO2
не взаимодействуют ни с кислотами, N2O5 HNO3
ни со щелочами и не образуют солей NO2 HNO2 и HNO3

Сообщение учащегося на тему: «История открытия оксида азота (I)».
Веселящий газ.
Американский химик в 1800 г. изучал взаимодействие серы с нагретым раствором нитрита натрия NaNO2 в формамиде HCONH2. Внезапно началась бурная реакция с выделением газа со слабым приятным запахом. Вудхаузу вдруг стало весело, и он пустился в пляс, распевая песни. На другой день, вернувшись в лабораторию, он обнаружил в колбе, где шел опыт, кристаллы тиосульфата натрия Na2S2O3. Почти в то самое время английский химик Гемфри Деви проводил термическое разложение нитрата аммония NH4NO3. Как потом он вспоминал, помощник слишком близко наклонился к установке и несколько раз вдохнул газ с приятным запахом, выходивший из реторты. Вдруг помощник разразился беспричинным смехом, а потом свалился в углу комнаты и тут же уснул.
Ученые получили один и тот же газ – оксид азота (I) N2O.
Далее учащиеся заполняют таблицу.


Формула оксида
Физические свойства
Химические свойства
Получение и применение

N2O
бесцветный негорючий [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с приятным сладковатым [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2N2O2N2 + O2
NH4NO3N2O + 2H2O
Малые концентрации закиси азота вызывают лёгкое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (отсюда название  «веселящий газ»). При вдыхании чистого газа быстро развиваются состояние опьянения и сонливость. Закись азота обладает слабой наркотической активностью, в связи с чем в медицине её применяют в больших концентрациях. 

NO
бесцветный газ, плохо растворимый в воде.
2NO + O22NO2
4NH3 + 5O24NO + 6H2O
Получение NO является одной из стадий получения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

NO2
Ядовитый газ, красно-бурого цвета, с характерным острым запахом или желтоватая жидкость. Лисий хвост.
NO2 + H2OHNO2 + HNO3
4NO2 + H2O + O2 4HNO3
2NO2 + 2NaOHNaNO3 + NaNO2 + H2O
2Cu(NO3)22CuO + 4NO2 +O2
В производстве [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в качестве окислителя в жидком [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и смесевых взрывчатых веществах. Высокотоксичен. Он раздражает дыхательные пути, в больших концентрациях вызывает [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

N2O3
жидкость синего цвета (при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), бесцветный газ (при стандартных условиях), в твёрдом виде  синеватого цвета. 
N2O3 + H2O =2HNO2
N2O3 + MgO = Mg(NO2)2
N2O3 + 2 KOH = 2KNO2 +H2O
NO + NO2 =N2O3
Применяется в лаборатории для получения азотистой кислоты и её солей. Высокотоксичен. По действию на организм сравним с дымящей азотной кислотой, вызывает тяжёлые ожоги кожи.

N2O5
бесцветные, очень летучие кристаллы. Крайне неустойчив.
N2O5 + H2O = 2HNO3
N2O5 + CaO = Ca(NO3)2
N2O5 + 2 NaOH= 2NaNO3
2NO2 + O3=N2O5 +O2
N2O5 токсичен.



4.Закрепление. Упр.6
5. Рефлексия, подведение итогов. Оценки.
6. Домашнее задание §26.
15