Практическая работа по химии Решение экспериментальных задач (9,11 кл)


Конспект урока
«Экспериментальное решение задач по неорганической химии»
Цели урока:
Обучающая: обобщить знания обучающихся о качественных реакциях  на неорганические вещества,  через организацию исследовательской деятельности на уроке,  выработать умения записывать  химические реакции, подтверждающие индивидуальные свойства веществ.         
Развивающая: развивать у школьников умение выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при выполнении заданий; развивать у школьников самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении;  развивать положительное отношение к предмету.
Воспитывающая: создание ситуации успешности для повышения собственной самооценки; формирование познавательных способностей в соответствии с логикой химической науки.
Формы и приемы работы: Индивидуальная работа со справочными материалами, выполнение групповой работы исследовательского характера
Методы обучения: проблемно-поисковый и исследовательский.
Оргмомент
Постановка проблемы.
Учитель: Вчера я приготовила для вас практическую работу, приготовила реактивы, вещества, с которыми нужно поработать, все реактивы были подписаны…. А сегодня, я обнаружила, что этикетки отсутствуют, а пробирки просто пронумерованы и рядом письмо:

«Просто знать – ещё не всё, знания нужно уметь использовать.   
Попробуйте разгадать ребус: вот Вам 5 пробирок, в которых находятся
5 веществ: NaOH, CuSO4, ZnCl2, FeSO4, FeCl3.
Не используя другие реактивы, определите, в какой пробирке находится
каждое из веществ. Ребус оформите в виде таблицы, отметьте
видимые признаки, сделайте соответствующие выводы и
напишите уравнения всех реакций.
P.S. Надеюсь, что знания, полученные на предыдущих уроках,  
вы будете использовать при решении этого ребуса.
Дерзайте! Удачи Вам!!!»
Учитель: Ну как, справитесь с этим заданием?

- Как будете решать эту проблему? Что будете использовать?
( Учащиеся высказывают предположения, в ходе беседы выстраивается алгоритм действий и необходимость использования таблицы «Качественная реакция на катионы и анионы»)
Учитель: Итак, начало положено, теперь приступайте к исследовательской деятельности, но помните про ТБ.
- Откройте тетради и оформите работу. Каждый получает «письмо» (инструктивную карту, набор реактивов)

- Что Вы должны сделать? ( сами формулируют цель - определить выданные вещества)
Выполнение практической работы.
1 NaOH2 CuSO4 3 ZnCl2 4 FeSO4 5 FeCl3
Подведение итогов, оформление работы. Формулировка выводов.
Уборка рабочего места.
Данная практическая работа в идеале должна выглядеть так:
«Решение экспериментальных задач по неорганической химии».
Цель: распознать выданные вещества, не используя дополнительные реактивы.
На основании имеющихся знаний, учащиеся должны прийти к выводу, что из данного перечня веществ, необходимо провести качественные реакции на катионы и действовать надо NaOH, тогда таблица будет иметь вид:
1 NaOH2 CuSO4 3 ZnCl2 4 FeSO4 5 FeCl3
NaOH Нет изменений Осадок голубого цвета (желеобразн) Студенистый осадок белого цвета, в избытке щелочи растворяется Осадок болотного цвета Осадок бурого цвета
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 ↓ + Na2SO4 ( Осадок голубого цвета)
ZnCl2 + 2NaOH → Zn(OH)2↓ + 2NaCl  (образование осадка)
Zn(OH)2 + 2NaOH → Na2[Zn(OH)4] (растворение осадка)
2NaOH + FeSO4 = Na2SO4 +Fe(ОН)2↓ (Осадок болотного цвета)
3 NaOH + FeCl3 = 3NaCl + Fe(ОН)3 ↓ (Осадок бурого цвета)
Выводы: качественной реакцией на Cu2+ + ОН- - голубой осадок
качественной реакцией на Zn2+ + ОН- - Студенистый осадок белого цвета, который в избытке щелочи растворяется из-за образования комплексной соли.
качественной реакцией на Fe2+ + ОН- - Осадок болотного цвета
качественной реакцией на Fe3+ + ОН- - Осадок бурого цвета
Анализ урока: урок-практикум, построенный на основе самостоятельной исследовательской деятельности, стимулирует стремление учащихся самостоятельно мыслить, развивает их умения ориентироваться в новой ситуации, находить свои пути решения задач, осваивать различные способы добывания знаний, поощряет независимость суждений.
В ходе данного урока реализуется индивидуальный и дифференцированный подход (каждая группа выполняет задание в своем темпе, на основе индивидуальных знаний, при этом дети учатся строить свою работу в группах, распределяя обязанности. В каждой группе есть свои лидеры и «исполнители»). Данный урок использую в 9 классе после изучения темы «Электролитическая диссоциация», количество реактивов может варьировать, в зависимости от уровня знаний учащихся ( иногда сокращаю количество веществ до 3, но обязательно должны быть прописаны полные ионные и сокращенные ионные уравнения).
В 11 классе - провожу данную работу без изменений.
Задание данного урока дублирует задания практического этапа муниципального уровня олимпиады по химии. Считаю, что проведение урока в такой форме, готовит ребят к участию в олимпиадах, и в будущем, у них не возникают затруднения при выполнении аналогичного испытания.