Рабочая программа по изо для 3 класса. Автор Неменский Б.М. Школа России


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Мамонтовская средняя общеобразовательная школа» Поспелихинского района Алтайского края
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы: _____________/Вольхин И.Л./
Приказ №____от ____________2016г. СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР:
_________________/Колина Н.В./ ПРИНЯТО
на педагогическом совете
протокол № _____от_______2016г.
Рабочая программа по учебному предмету Изобразительное искусство
для 3 класса
начального общего образования


Срок реализации данной рабочей программы: 1 год
Составитель: учитель Комарова Любовь Ивановна
п.им.Мамонтова
2016год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от 06.10.2009г №373;
Авторской программы «Изобразительное искусство» для 3 класса народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2011 г., рекомендованной Министерством образования РФ.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и соответствует обязательному минимуму содержания образования. Разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» для 3 класса народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2011 г., рекомендованной Министерством образования РФ.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
На изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 1 ч в неделю.
Курс рассчитан на 34 часа по авторской программе
Перечень учебно-методических средств обучения
Учебно-методическое обеспечение:
Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. Учебник. «Искусство вокруг нас» - М.: Просвещение, 2014 г.
Рабочая тетрадь Б. М. Неменский в 2 ч., М.: Просвещение, 2014 г.
Рабочие программы. Изобразительное искусство. Неменский Б.М., М.: Просвещение, 2011г.
Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно – прикладное искусства.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности:
изобразительной
декоративной
конструктивной
Содержание тем учебного курса
№п\п Название раздела Количество часов
1 Искусство в твоем доме 8 ч
2 Искусство на улицах твоего города 7 ч
3 Художник и зрелище 11 ч
4 Художник и музей 8 ч
Итого: 34 ч
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
- Учиться планировать работу в группе;
- Учиться распределять работу между участниками проекта;
- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные результаты:
Учащиеся будут узнать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России
Учащиеся получат возможность научится:
- Конструировать и лепить.
- Рисовать с натуры и представлению
- Выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.
- Работать с акварелью и гуашью;
- Выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги.
- Выполнять эскизы.
- Работать акварелью, гуашью; в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).- Декоративно-прикладное творчество.
Тематическое планирование с образовательными результатами
Тема, раздел Кол-во часов Предметные МетапредметныеЛичностные
Искусство в твоем доме 8 Совершенствовать приемы рисования с натуры, правильную передачу формы и пропорции, развивать умение самостоятельно решать декоративное оформление предметов, учить составлять непрерывные полосные орнаменты, познакомить с элементами хохломской росписи. Регулятивные:
- умение организовать своё место,
Познавательные:
осознанное стремление к новым знаниям, умениям и навыкам,
Коммуникативные:
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, вести диалог, высказывать свою точку зрения. Формирование эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Искусство на улицах твоего города 7 Познакомить с архитектурой Алтайского края, с трудом художников, архитекторов, строителей.
Продолжить освоение способов освоения пространства.
обратить внимание детей
на выразительность форм транспорта - воздушного, наземного, на его историю и эволюцию. Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать своё мнение;
Познавательные:
- определять, в каких источниках можно найти нужную информацию.
Регулятивные:
Организовать своё рабочее место, принимать и сохранять учебную задачу, соотносить выполненное задание с образцом, корректировать выполнение задания в дальнейшем. Чувство гордости за культуру и искусство России,
- формирование эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности, фантазии.
Художник и зрелище 11 Дать представление о работе театрального художника, какова его роль в постановке спектаклей. Учить создавать декорации, модели и костюмы кукол.
Познакомить с масками как способом перевоплощения, научить конструировать маску из бумаги.
Познакомить с работой художников-графиков, с театральным плакатом; дать представление о назначении. Регулятивные:
- Оценка своего задания по следующим критериям: легко выполнять, возникли сложности.
- вносить коррективы в выполненную работу.
- умение планировать и осуществлять свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
- сравнивать и группировать предметы и объекты по нескольким признакам.
Коммуникативные:
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблем. Понимание особой роли культуры в искусстве, жизни общества; формирование эстетических чувств
Формирование представления о ценности природного мира для практической деятельности человека
развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Художник и музей 8 Познакомить с историей культуры и искусства, приобщить к миру искусства.
Познакомить учащихся с жанром пейзажа, научить видеть и передавать в рисунке красоту природы. Создавать различные по настроению пейзажи.
Познакомить учащихся с изображением человека на портрете. Уметь нарисовать портрет близкого человека
Познакомить учащихся с жанром натюрморта. Научить изображать предмет объёмной формы.
Познакомить учащихся с изображением человека в скульптуре. Научить выполнять скульптуру человека. Коммуникативные:
- работа в группах, планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов,
Познавательные:
-анализировать, обобщать, делать выводы;
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные:
- организовывать рабочее место, принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами.
Учиться работать по предложенному учителем плану. Формирование эстетических чувств, художественно – творческого мышления, наблюдательности и фантазии.
Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, итогового) :детский рисунок, творческая работа, проект, устный опрос.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
      
  Контроль уровня обученности проходит через творческую работу или устный опрос.
Этапы оценивания детского рисунка:
как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
отметка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
отметка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
отметка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
отметка «2»- поставленные задачи не выполнены
Проект
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:
Актуальность проблемы
Корректность методов исследования
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
Характер общения участников проекта
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
Умение аргументировать свои заключения, выводы
Эстетика оформления проекта
отметка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.
отметка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
отметка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
отметка «2» - поставленные задачи не выполнены.
Календарно-тематическое планирование (34 ч)

урока Тема Кол-во часов Оборудование и материалы Дата
По плану Факт.
Искусство в твоем доме (8ч)
1. Твои игрушки. 1 ИД*Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти. 2-3. Посуда у тебя дома 2 ИД*Пластилин, стеки, дощечка. 4. Обои и шторы у тебя дома. 1 ИД*Альбом, гуашь, кисти. 5. Мамин платок. 1 ИД*Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти. 6. Твои книжки.
1 ИД*Альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет. 7. Открытки 1 ИД*Альбом, цв. карандаши, акварель, кисти. 8. Труд художника для твоего дома (обобщение темы) 1 Искусство на улицах твоего города (7 ч)
9. Памятники архитектуры 1 ИД*Альбом, цв. карандаши, пастель. 10. Парки, скверы, бульвары. 1 ИД*Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. 11. Ажурные ограды. 1 ИД*Бумага, ножницы, клей. 12. Волшебные фонари. 1 ИД*Тушь, палочка, перья. 13. Витрины. 1 ИД*Бумага, ножницы, клей. 14. Удивительный транспорт. 1 ИД*Альбом, цв. карандаши, восковые мелки. 15. Труд художника на улицах твоего села. 1 ИД*Бумага, ножницы, клей. Художник и зрелище (11 ч)
16. Художник в цирке. 1 ИД*Альбом, гуашь, кисти. 17-18. Художник в театре 2 ИД*Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. 19. Театр кукол. 1 ИД*Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. 20. Театр кукол. 1 ИД*Ткань , нитки, иголка, бросовые материалы, клей, пуговицы. 21-22. Театральные маски. 2 Альбом, акварель, кисти. 23-24. Афиша и плакат. 2 ИД*Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. 25. Праздник в городе. 1 ИД*Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. 26. Школьный карнавал (обобщение темы) 1 ИД*Бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов. Художник и музей (8 ч)
27. Музей в жизни города 1 ИД*Альбом, цв. карандаши, гуашь, акварель, кисти.
Изображения музеев искусств.
Третьяковская галерея, Эрмитаж,
Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей 28-
29. Картина – особый мир
Картина-пейзаж. 2
Альбом, гуашь, кисти. В.Серов «Вечерний звон»
И.Шишкин «Лес зимой»
В.Поленов «Московский дворик»
В.Суриков «Взятие снежного городка»
К.Юон, Б.Кустодиев ИД* Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.
А.Веницианов «Захарка»,
ИД* 30. Картина-портрет. 1 И.Серов«Девочка с персиками”
Рембранд «Сын Титус за чтением» ИД* 31 Картина- натюрморт 1 Альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти. ИД* 32. Картины- исторические и бытовые 1 Пластилин, стеки, дощечка.
А.Дейнека «Лыжники», «Коньки», ИД* 33. Скульптура в музее и на улице. 1 Альбом, цв. карандаши, пастель, гуашь, кисти.
ИД* 34. Художественная выставка (обобщение темы) 1 Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
№ п\п Основание для внесения изменений в рабочую программу № урока /тема по рабочей учебной программе Тема с учетом корректировки Сроки корректировки Примечание