Открытый урок по химии 8 класс Кислород и его свойства


Открытый урок по химии 8 класс
Тема: Кислород и его свойства
Цель: способствовать формированию УУД в процессе работы с блоком новой учебной информации средствами технологии критического мышления
Задачи изучения данной темы:
а) образовательная: изучение особенностей физических и химических свойств кислорода , - познакомить учащихся с реакцией горения как частным случаем реакции окисления;
- раскрыть значение знаний о сущности горения и окисления в природе и жизни человека;
б) развивающая: развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между строением вещества и его свойствами, развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное, развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли, овладения учащихся алгоритмом решения проблемных задач;
в) воспитательная: способствовать воспитанию творческого отношения к учебной деятельности, воспитанию высокой творческой активности при выполнении самостоятельной работы с текстом.
4. Планируемые результаты:
4.1. предметные - знать определения понятий: химические свойства; реакция окисления; реакции горения; оксиды; знать химические свойства кислорода.
уметь составлять уравнения реакций окисления, составлять формулы оксидов по валентности элементов, составлять названия оксидов, характеризовать физические свойства простых веществ, уметь комментировать уравнения химических реакций.
4.2 метапредметные:
Познавательные: уметь выполнять логические операции: сравнение, обобщение, анализ; уметь применять знания при изучении нового материала, воспроизводить по памяти информацию. Кодировать информацию в виде таблицы. Уметь наблюдать и делать выводы на основе наблюдений. Уметь находить дополнительную информацию используя справочную литературу.
Коммуникативные: уметь высказывать суждения по результатам наблюдений, проявлять познавательную активность в учебном сотрудничестве.
Регулятивные: уметь выполнять интеллектуальную работу, уметь контролировать и оценивать свои действия. Выполнять самостоятельную работу в соответствии с правилами.
4.3. личностные: уметь уважительно относиться к мнению одноклассников,
5. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах
Методы обучения:
беседа, объяснение, сравнение, постановка и решение учебных проблем, химический эксперимент. - по источнику знаний: наглядный
- по характеру деятельности обучаемых: частично-поисковый, или эвристический метод; исследовательский метод.
Тип урока: открытия новых знаний.
Оборудование мультимедийный проектор, ноутбук, кластеры, исследовательская карта , презентация, видео опыты, раздаточный материал
Учебник: Рудзитис Г.Е; Фельдман Ф.Г; химия. Учебник для общеобразовательных учреждений : просвещение 2008г
Ход урока
Организационный момент.
Ребята ,сегодня мы будем не просто учениками на уроке, а группой юных ученых химиков ,которые должны изучить один из главных элементов на планете Земля. Знания об этом веществе вы должны оформить в своих исследовательских журналах.
Постановка темы и задач урока.
Попробуйте определить хим. элемент , с которым мы будем работать .
Слайд 1 : Адрес точный ,если спросят 32,16 , 8.
Объясните как вы определили ?
Чтобы отличить его от других веществ ,что мы прежде всего должны знать ? (его свойства)
Так какова же будет тема нашего урока ? (Кислород и его свойства)
Слайд №2
Занесите тему нашей работы в свои журналы. Какие задачи мы должны решить в процессе нашей работы по этой теме? Занесите поставленные задачи в свои журналы.
Актуализация знаний.
Для того , чтобы наша работа была плодотворной , вспомним ,что мы уже знаем о кислороде. Разделимся на три группы. Каждая группа получает кластер , который надо доработать и защитить. Приложение №1.
4.Изучение нового материала.
Вернитесь к своим журналам какова первая наша задача.(Изучение свойств.
Какие физические свойства веществ вы знаете, перечислите ?( называют: агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, температуры кипения)
Группы №1 и №3 получают текст стихотворения , а группа №2 работает с текстом параграфа 20. Найдите информацию о физических свойствах кислорода и перенесите их в свои журналы.
Текст стих.
Когда - то в древней Англии
Великий Пристли жил.
Все соблюдая правила,
Оксид он разложил.
Под куполом сосуда
Бесцветный газ собрал.
Старательно исследуя
Его он описал.
Не видим и безвкусен,
Всех запахов лишен.
В воде плохо растворяется.
Свеча сгорает в нем.
Ученый в изумлении:
Ну что за чудеса?
Горят легко в нем многие
Простые вещества.
Зачитываем выписанные физические свойства проверяем.
Слайд № 3 Текст стихотворения.
Ребята последнее четверостишие поможет нам перейти к следующей работе.
К какому явлению относится процесс горения ? (К химическому)
Значит пришло время изучать химические свойства кислорода. Внимание на видеосюжет.(Опыт горения серы, фосфора.)После каждого просмотра запись реакции. S + O2 = SO2,
Видео горение фосфора в кислороде. Записываем уравнение на доске и в опорном конспекте
4P + 5O2 = 2P2O5.
Объясняю, что фосфор, сера - неметаллы. Предлагаю выяснить, горят ли металлы в кислороде.
Демонстрирую видео горение железа в кислороде.
3Fe + 2O2 = Fe3O4
и комментирует, что Fe3O4 (железная окалина) – это смешанный оксид:
Вывод: образовался оксид серы, фосфора. Посмотрите на формулы образовавшихся веществ. Попробуйте вывести определение : что такое оксиды. Проверьте себя по учебнику.(зачитывают определение)
Что выделялось в процессе реакции? (теплота и свет )Что образовалось? (оксиды).Что происходит с веществами в процессе горения? (они окисляются) Попробуйте вывести определение : что такое горение? А теперь проверьте себя по учебнику.(зачитывают определение) Как прекратить реакцию горения? Это условие используется при тушении пожаров.
Кислород химически очень активен и окисляет практически все вещества.
Как вы думаете, почему украшения из различных металлов и их сплавов через некоторое время темнеют и теряют былой вид , а украшения из серебра и золота остаются всегда безупречны? Правильно ,эти металлы и инертные элементы , с которыми мы познакомимся позже не реагируют с кислородом , но это исключения.
Закрепление изученного материала.
Давайте подытожим наши научные исследования и проверим, что нового вы узнали о кислороде. Выполните самостоятельно тест в задании № 3.
Индивидуальное выполнение работы .Что нового вы узнали о кислороде и какое значение имеет кислород и реакции , в которых он участвует ?
(Во фронтальной беседе повторяются основные понятия, изученные на уроке).
Делают вывод, что кислород-химически активное вещество, является окислителем. В результате реакций с кислородом выделяется тепло и свет. Он самый распространенный элемент в земной коре, содержится в воздухе, растворен в воде, входит в состав живых организмов.
5.Рефлексия
Оцените свои знания по исследовательскому журналу и заполните лист самоанализа.
Подведение итогов.
Оценка деятельности класса.
Ребята ,вы, пытались овладеть самым главным в процессе познания — умением находить истину с помощью доказательств, т.е. проводить исследование. Возможно ,вы захотите дома продолжить эту работу.
Вот вам информация для размышления. Видео 10 интересных фактов о кислороде.
Слайд №;4
Домашнее задание: в учебнике параграф 20, Р.т. с.32 №93
5 интересных фактов о кислороде оформить по желанию.
Приложение к уроку
Исследовательский журнал по химии
3120390-596265Ф.И. учащегося:
00Ф.И. учащегося:

Тема урока: _________________________________________________________________
Задачи урока
1
2
3
Физические свойства
Агрегатное состояние Цвет Запах Вкус Растворимость в воде Вес по сравнению с воздухом Химические свойства
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3 Индивидуальное выполнение работы .Тест.
1. Является оксидом:
а) СuО б) СuСl2; в) CuSO4; г) СuS.
2. Не является реакцией горения:
а) СuО + Н2 = Сu + Н2О; б) 2Мg + O2 = 2MgO;
в) 3Fe + 2O2 = Fe3O4; г) 2Н2 + О2 = 2Н2О.
3. Кислород собирают способом вытеснения воды, т. к. он:
а) хорошо растворим; б) взаимодействует с водой;в) плохо растворим; г) тяжелее воздуха.
4. Тлеющая лучинка в сосуде с кислородом:
а) вспыхивает; б) гаснет;в) продолжает тлеть; г) сгорает со взрывом.
5. Кислород собирают способом вытеснения:
а) воздуха, держа сосуд вверх дном; б) воздуха, держа сосуд горизонтально; в) воздуха, держа сосуд вниз дном.
Лист самоанализа усвоения нового материала
Вопрос Знаю уверенно Надо повторить
Общая характеристика кислорода Нахождения в природе
Физические свойства кислорода Химические свойства кислорода Способы получения кислорода в лаборатории Понятия оксиды,
Реакции горения
Открытый урок
по химии 8 класс
Тема: Кислород и его свойства
Подготовила : Ясько Светлана Григорьевна
учитель химии МБОУ Высочинской ООШ