Рабочая программа по ИЗО для 4 класса ФГОС УМК Школа России 2015 учебный год



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СВАТКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» СЕРГИЕВО – ПОСАДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН



Утверждаю:
Директор МКОУ «Сватковская ООШ»
______________ Л. В. Щелконогова
«____»_________________ 2015 г.
Приказ № ____ «_______» 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
4 КЛАСС
( базовый уровень ) 2015 - 2016 учебный год


Составила: Суханова Наталья Александровна
учитель начальных классов

2015 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа  по предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе:
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Сватковская ООШ»
Учебного плана МКОУ «Сватковская ООШ» на 2015 – 2016 учебный год
Авторской рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство» для 1 – 4 классов Б. М. Неменского- Москва, «Просвещение», 2011г.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отведено 34 часа в год, 1 час в неделю.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие УМК «Школа России»
Л. А. Неменская Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 2014г.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цель учебного предмета – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
-овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и народного искусств, лепки и аппликации;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства, понимание прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
Изобразительная художественная деятельность;
Декоративно художественная деятельность;
Конструктивная художественная деятельность.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды деятельности:
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование на темы и иллюстрирование (композиция)
Декоративная работа
Лепка
Аппликация с элементами дизайна
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Тема четвертого класса – «Каждый народ – художник». Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Дети научатся видеть, что объединяет разнообразие народных культур.
В четвертом классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Целью художественного воспитания и обучения в четвертом классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Практическая творческая работа с целью овладения практическими умениями и навыками представлена в следующих направлениях:
Использование различных художественных материалов, приемов и техник;
Изображение предметного мира, природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, представлению и на основе фантазии;
Передача характера, эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, обществу;
Выражение настроения художественными средствами;
Компановка на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
Использование в художественно-творческой деятельности основ цветоведения;
Использование знаний графической грамоты;
Использование навыков моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
Сотрудничество с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Учебно-тематический план
№ Тема урока Часы
1 Истоки родного искусства 8 ч.
2 Древние города нашей земли 7 ч.
3 Каждый народ - художник 11 ч.
4 Искусство объединяет народы. 8 ч.
Итого: 34 ч.
Содержание программы (34 ч.)
Истоки народного искусства – 8 ч.
Древние города нашей земли – 7 ч.
Каждый народ – художник – 11 ч.
Искусство объединяет народы – 8 ч.

Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);•знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
•эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей стран
Система оценки достижения планируемых результатов
Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно - познавательные и учебно-практические задачи. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению не успешности отдельных учеников помогают коллективные работы. Система коллективных работ дает каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия.
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка)
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/пТема урока
Характеристика деятельности учащихся
Дата
Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки прохождения темы
Истоки родного искусства. – 8 часов. 1 Вводное занятие. Пейзаж родной земли. Характеризовать красоту природы родного края, разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж).
02.09.2015г. 2 Пейзаж родной земли (окончание темы). Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Изображать российскую природу (пейзаж). 09.09 3 Деревня – деревянный мир. Рассуждать о роли природных условий в характере традиционной культуры народа,.Рассказывать о воплощении в конструкции и декоре избы. Объяснять конструкцию избы и назначение ее частей.
Понимать единство красоты и пользы. 16.09 4 Деревня – деревянный мир (окончание темы). Рассказывать об украшениях избы и их пользе, храмовой архитектуре.
Изображать избу или моделировать ее на бумаге, используя материалы: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
Создавать образ традиционной деревни.
23.09 5 Красота человека. Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с его традициями жизни и труда. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Размышлять о традиционной одежде. Рассматривать женский праздничный костюм как концентрацию народных представлений об устройстве мира. Изображать мужские и женские образы в народных костюмах, используя гуашь, кисти, ножницы, бумагу, клей.
30.09 6 Красота человека (окончание темы). Характеризовать и эстетически оценивать образы человека – труженика в произведениях художников. Рассуждать об образе труда в народной культуре. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. 07.10 7 Народные праздники. Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни, понимать роль народных праздников в жизни людей. Создавать индивидуально-композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника, осваивать алгоритм выполнений коллективного панно на тему народного праздника.
14.10 8 Народные праздники. Обобщение темы 1 четверти. Рассказывать о празднике как о народном образе радости и счастливой жизни, понимать роль народных праздников в жизни людей. Создавать индивидуально-композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника, осваивать алгоритм выполнений коллективного панно на тему народного праздника.
21.10 Древние города нашей земли. – 7 часов. 9 Родной угол. Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Описывать крепостные стены и башни. Знакомиться с картинами русских художников. Создавать макет древнерусского города. 28.10 10 Древние соборы. Составлять рассказ о соборах как о святыни города, воплощении красоты, могущества и силы государства. Раскрывать особенности конструирования и символики древнерусского каменного храма, объяснять смысловое значение его частей. Создавать макет города с помощью лепки. 11.11 11 Города русской земли. Называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Рассказывать о размещении и характере жилых построек, о монастыря как произведении архитектуры и их роли в жизни древних городов. Выполнять коллективную работу: моделирование жилого наполнения города, завершение постройки города. Использовать материалы: коробки, ножницы, клей, тушь, кисти. 18.11 12 Древнерусские воины – защитники. Рассказывать о князе и его дружине, о торговом люде. Определять значение цвета в одежде. Изображать русских воинов, княжескую дружину. 25.11 13 Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории. Рассказывать о храмах – памятниках этих городов. Графически изображать древнерусский город, используя материалы: тушь, кисти, бумагу или мелки. 02.12 14 Узорочье теремов. Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, боярских палатах, городских усадьбах. Изображать интерьер теремных палат: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. 09.12 15 Пир в теремных палатах. Обобщение темы. Изображать праздник в интерьере царских или княжеских палат, участников пира, изображать посуду на праздничных столах. Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу, ножницы, клей. 16.12 Каждый народ – художник. – 11 часов. 16 Страна восходящего солнца. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Изображать природу через детали, характерные для японского искусства.
23.12 17 Страна восходящего солнца (окончание темы). Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства, приобретать навыки в изображении человека.
30.12 18 Народы гор и степей. Рассказывать об изобретательности человека в построении своего мира. Называть природные мотивы орнамента. Изображать жизнь в степи и красоты пустых пространств. 20.01.2016г. 19 Народы гор и степей ( окончание темы). Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ. 27.01 20 Города в пустыни. Рассказывать о городах в пустыне. Видеть орнаментальный характер культуры. Создавать образ древнего среднеазиатского города.
Использовать материалы: цветная бумага, ножницы, клей, мелки. 03.02 21 Древняя Эллада. Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой.
Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма.
10.02 22 Древняя Эллада (продолжение темы). Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. 17.02 23 Древняя Эллада (окончание темы). Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. 24.02 24 Европейские города средневековья. Знакомиться с образом готических городов средневековой Европы: узкие улицы, сплошные фасады каменных домов. 02.03 25 Европейские города средневековья (окончание темы). Видеть красоту готического храма. Изучать архитектуру, одежду человека и его окружение.
Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников.
09.03 26 Многообразие художественных культур в мире. Обобщающий урок 3 четверти. Рассуждать о многообразии и богатстве художественных культур народов мира. Объяснять влияние особенностей природы на характер традиционных построек, образ красоты человека, на народные праздники. Участвовать в выставке работ на тему «Каждый народ – художник». 16.03 Искусство объединяет народы. – 8 часов. 27 Материнство Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, изображающими образ матери и дитя.
Изображать образ матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношение друг к другу.
06.04 28 Материнство (окончание темы). Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, изображающими образ матери и дитя.
Изображать образ матери и дитя, их единства, ласки, т.е. отношение друг к другу.
Использовать материалы: гуашь, кисти, бумагу. 13.04 29 Мудрость старости. Наблюдать проявление духовного мира в лицах близких людей. Видеть выражение мудрости старости в произведениях искусства. Создавать изображение любимого пожилого человека, стараясь выразить его внутренний мир. Использовать гуашь или мелки. 20.04 30 Сопереживание. Рассуждать о том, что искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя.
Создавать рисунок с драматическим сюжетом.
Использовать материалы: гуашь, кисти. 27.04 31 Герои – защитники. Рассуждать о том, что все народы имеют своих героев – защитников и воспевают их в своем искусстве.
Выполнять лепку эскиза памятника герою. 04.05 32 Юность и надежды. Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.
Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Использовать гуашь, кисти, мелки. 11.05 33 Искусство объединяет народы. Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов, объяснять почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать сои работы и работы одноклассников с позиции творческих задач. Участвовать в обсуждении выставки.
18.05 34 Искусство народов мира .Обобщение темы учебного года. Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов, объяснять почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира.
Обсуждать и анализировать сои работы и работы одноклассников с позиции творческих задач. Участвовать в обсуждении выставки.
25.05
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Для учителя:
1.Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1 - 4 классы . Неменский Б. М. - М.:Просвещение,2012.
2.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е./. Под редакцией Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013.
3. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс / Горяева Н.А. и др. – М.: Просвещение, 2014.
Для учащихся:
1.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е./. Под редакцией Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2013.
2. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс / Горяева Н.А. и др. – М.: Просвещение, 2014.
Рассмотрено Согласовано
Протокол № __от «__»______2014г. Заместитель директора по УВР
Руководитель ШМО ___________/_____________
Учителей начальных классов
___________/______________