Рабочая программа факультатива «Практикум по решению теоретических и экспериментальных заданий по физике», 9 кл.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа с. Иннокентьевка»
Рассмотрено на
заседании МО учителей физики и математики
Протокол № ___ от
«____»____________2012 г.
Рук.МО____________/Н.В.Павлютина/
Согласовано
Заместитель директора школы по УВР
____________/Т.В.Кокряцкая/
«____»____________2012 г.
Утверждаю
Директор МОУ «СОШ с.Иннокентьевка»
____________/А.А._Даутов/
«___»_______________2012 г.



Программа факультативного курса
«Практикум по решению теоретических и экспериментальных заданий по физике»
9 класс
учитель Лисеенко Т.Н.
Программа разработана на основе государственной программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Департаментом общего и дошкольного образования Министерства Образования Р.Ф. 2007 год. Автор А.В.Перышкин, Москва «Просвещение», 2008 год.
2012-2013 учебный год.

Пояснительная записка
Факультативный курс для учащихся 9 классов составлен с использованием программы по физике средней общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 35 часа и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука экспериментальная, в том смысл, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.
Цели и задачи курса:
Создание условий для формирования и развития у учащихся: интеллектуальных умений при решении задач и практических умений в области физического эксперимента, формирование интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента
Требования к уровню подготовки:
В процессе занятий учащийся приобретает умения:
- решать задачи;
- наблюдать и изучать явления; объяснять результаты наблюдений;
- выдвигать гипотезы; делать выводы; участвовать в дискуссиях.
Программа состоит из 4 разделов:
Законы взаимодействия и движения тел, 13 ч.
Механические колебания и волны, 7 ч.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны, 8 ч.
Строение атома т атомного ядра, 7 ч.
Участники программы:
Учащиеся 9 класса
Ожидаемые результаты:
Степень достижения результатов обучения школьников проверяется при проведении самостоятельного исследования в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы, подбора приборов и материалов для его проведения, предоставление результатов эксперимента, при проведения тестирования по каждому разделу
Учебно – тематическое планирование.

п/пНаименование темы Количество часов. Дата проведения
Ι. Законы взаимодействия и движения тел (13 часов).
1 Прямолинейное равномерное движение. 1 2 Решение задач на прямолинейное равномерное движение. 1 3 Прямолинейное равноускоренное движение. 1 4 Решение задач на нахождение мгновенной скорости и ускорения. 1 5 Решение задач на нахождение перемещения, конечной координаты тела. 1 6 Решение графических задач. 1 7 1, 2, 3 законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. 1 8 Решение задач на законы Ньютона. 1 9 Решение задач на законы Ньтона 1 10 Л.р. « Исследование изменения координаты тела со временем» 1 11 Л.р. «Исследование зависимости удлинения пружины от силы её растяжения» 1 12 Л.р. «Исследование изменения веса тела при его движении с ускорением» 1 13 Решение задач по механике 1 ΙΙ. Механические колебания и волны (7 часа).
14 Характеристики колебательного движения. 1 15 Решение задач на нахождение амплитуды, периода и частоты. 1 16 Распространение колебаний в упругой среде. Волны. 1 17 Решение задач на определение характеристик волн. 1 18 Л.р. «Измерение массы тела с помощью пружинного маятника» 1 19 Л.р. «Изучение колебаний пружинного маятника» 1 20 Решение задач на механические колебания и волны 1 ΙΙΙ. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны (8 часов).
21 Индукция магнитного поля. Магнитный поток. 1 22 Решение задач на расчет индукции магнитного поля. 1 23 Электромагнитные волны. 1 24 Решение задач на нахождение характеристик электромагнитных волн. 1 25 Л.р. «Изучение явлений электромагнитной индукции» 1 26 Л.р. «Определение полюса немаркированного магнита» 1 27 Л.р. «Исследование магнитного поля магнитного поля» 1 28 Л.р. « Сборка и испытание электромагнитного реле» 1 ΙV. Строение атома и атомного ядра (7 часа).
29 Радиоактивность. 1 30 Решение задач на законы сохранения зарядового и массового числа. 1 31 Ядерные реакции. 1 32 Решение задач на запись ядерных реакций, на дефект масс. 1 33 Решение задач на запись ядерных реакций, на дефект масс. 1 34 Л.р. «Измерение радиационного фона» 1 35 Л.р. «Изучение взаимодействие частиц и ядерных реакций по фотографиям треков» 1 Литература.
Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2008.
Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2008.
Рымкевич А.П. Физика.Задачник. 10 – 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2010.
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2009.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы. /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.