Урок по физике для 8 класса «Решение экспериментальных задач на определение главного фокуса и оптической силы собирающей линзы»


Тема: Решение экспериментальных задач на определение главного фокуса и оптической силы собирающей линзы.
Класс:8
Тип урока: Урок формирования и закрепления знаний, умений и навыков.
Основное внимание уделяется практической деятельности учащихся, т.е. выработки практических умений на определение главного фокуса собирающей линзы различными способами и определения оптической силы линзы.
Данный урок на основе деятельностного подхода расширяет знания учащихся и даёт возможность учащимся самим выявить различные способы определения главного фокуса собирающей линзы. Урок проводится после урока «Построение изображений в линзах». В целях формирования познавательного интереса на уроке планируется создание проблемных ситуаций, решение которых способствует развитию творческих способностей учащихся. На основе технологии проблемного диалога ученики под руководством учителя открывают новые знания, учатся самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать. Для закрепления знаний предлагаются задачи практической направленности. Урок заканчивается рефлексией учащихся и домашним заданием.
Методы, используемые на уроке: словесный, проблемная ситуация, исследовательский метод (частично-поисковый).
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Технологическая карта урока
Общая часть
Предмет физика класс 8
Тема урока Решение экспериментальных задач на определение главного фокуса и оптической силы собирающей линзы. Раздел «Световые явления».
Основная задача урока: организация познавательной деятельности учащихся по расширению и углублению знаний учащихся на нахождение главного фокуса собирающей линзы.
Планируемые результаты:
понимать смысл физического понятия - главный фокус линзы;
определять разными способами главный фокус собирающей линзы;
объяснять физические явления на основе полученных знаний;
использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности  и повседневной жизни.
Направленность педагогических действий обусловлена задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными стандартными требованиями, предметным содержанием, психологическими возрастными особенностями обучаемых через решение следующих задач:
Предметных МетапредметныхЛичностных
Организация учебной деятельности по усвоению частных предметных результатов.
Раскрытие понятия главного фокуса линзы-геометрического и физического смысла; оптической силы линзы;
Построение изображений в линзах.
. -формирование умений самостоятельного приобретения знаний, постановки целей учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов своих действий; -формирование коммуникативных качеств личности, умений использовать жизненный опыт, рефлексивных качеств личности.
-формирование умений высказывать свою точку зрения
-формировать умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, выделять общие признаки. Развитие навыков самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, формирование ценностных отношений к результатам обучения, повышение мотивации к учебной деятельности.
,
Метапредметные связи: геометрия, проведение параллельных прямых.
Оборудование к уроку: компьютер, интерактивная доска, набор оборудования по оптике. (линза, экран, лампочка, провода, источник тока).
Прогнозирование результата: учащиеся получают опыт групповой работы экспериментального исследования, опыт по обобщению индивидуальных результатов измерения, представлению своей работы (проекта), работы по заполнению таблицы.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность
учеников
1.Организационный этап. 1 мин. Вовлечь учащихся в учебную деятельность. Вначале урока учащиеся сидят на своих местах. На столе у каждого ученика рабочий лист (лист учёта и контроля знаний)
Актуализация знаний учащихся. 7 мин.
Проверка домашнего задания в форме взаимного контроля.
Цель: выяснить опорные знания учащихся для изучения новой темы. Проверим, как вы справились с домашним заданием.
Вопросы взаимоконтроля:
1. Что такое линза? Каковы её свойства?
2. Что называется главным фокусом собирающей линзы?
3.Чем отличается главный фокус собирающей линзы от рассеивающей?
4. Какие характерные световые пучки удобно использовать при построении оптического изображения предметов в линзах?
5.Как по внешнему виду линзы можно узнать, у какой из них короче фокус линзы?
Взаимопроверка.
Ученики сами друг другу задают вопросы по домашнему заданию, приготовленные заранее (основные понятия). В лист учёта знаний ставят оценку.
Шкала оценок:
Оценка «5» –за 5 правильных ответов.
Оценка «4» - за 4 правильных ответов.
Оценка «3» - за 3 правильных ответов.
Оценка «2» - за 2 правильных ответов.
Актуализация новых знаний и постановка учебной задачи. 7 мин.
Целеполагание и мотивация.
Цель: показать значимость изучаемой темы.
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Задаются вопросы:
1.От чего зависит вид изображения? (от расстояния между предметом и линзой). Поэтому очень важно научиться определять положение главного фокуса линзы и значить фокусное расстояние.
2.Каков геометрический и физический смысл главного фокуса собирающей линзы?
3.Что называется оптической силой линзы? Каков её физический смысл?
4.Как можно на опыте определить положение фокуса линзы?
Можете ли предложить
способы определения F?
Подумайте и опишите кратко в рабочем листе, один из способов.
Выявление способов определения главного фокуса собирающей линзы.

Корректирует,
задаёт наводящие вопросы на понимание и уточнение нового материала.
1.Можно ли измерить фокусное расстояние собирающей линзы, получив на экране действительное, уменьшенное изображение какого-нибудь предмета, например, дома, дерева, окна?
2.Можно ли при помощи солнечных лучей определить фокусное расстояние линзы? Как это сделать? 3.Почему линзу называют «зажигательным» стеклом?
4.Почему для определения фокуса линзы можно воспользоваться солнечными лучами?
5.Если предмет помещён в двойном фокусе линзы, каковы особенности этого изображения? Где оно будет находиться?
6.Как определить оптическую силу линзы?
Распределение заданий по группам.
Докажите построением и продемонстрируйте этот опыт.
Групповая работа.
Учащиеся работают в группах, обсуждают, пишут.
Учащиеся читают свои записи. Высказывают предположения.
Принимают участие в обсуждении.
Деятельность учащихся: знакомство с заданием, обсуждение способов выполнения заданий, выполнение решений в тетрадях.
Деятельностный этап. 14 мин.
Групповая работа.
Защита. 5 мин.
Обсуждение представленных проектов.
Деятельность учителя: консультативная помощь.
Экспериментальные задания. Проект»1 «Солнечные лучи»;
Проект №2 «Окно»;
Проект №3 «Лампочка».
Построить изображение предмета, используя известные световые лучи.
Укажите свойства этого изображения.
Предложите способ определения главного фокуса линзы.
Проведите эксперимент. Измерьте фокусное расстояние собирающей линзы.
…………………………………

Задаёт вопрос.
Как найти оптическую силу линзы?
Сравним полученные значения. Обращаю внимание на почти одинаковые значения фокуса линз. Почему? Да линзы одинаковые. Найдём среднее значение F и рассчитаем по формуле D=1/F оптическую силу линзы.
………………………………….
Получится ли изображение, если предмет поместить в фокус линзы. Проверим на опыте. Выполним чертёж. Изображение получается в бесконечности.
Как изменится изображение, если закрыть правую или левую половину линзы?
Раздаёт сделанные из бумаги, половинки окружности линзы.
Вывод. Никакая часть изображения не исчезнет, оно станет только менее ярким, т.к. уменьшается поток световой энергии. Опыт подтверждает, что все лучи, падающие на линзу от какой-либо точки, пересекаются в одной точке изображения, которую можно получить, пользуясь любым участком линзы. Чертёж.
Учащиеся обсуждают друг с другом материал, формулируют гипотезу, выполняют и готовят защиту проекта. Если будут затруднения, то получают подсказку – инструкционную карту.
……………………………..
Группы по очереди представляют решение у доски, делают вывод. Заполняют таблицу
(на интерактивной доске)
№ Чертёж F Fср D
1 2 3 ……………………………
Выполняют эксперимент. Подтверждают рисунком. Делают вывод.
Выполняют эксперимент. Закрывают часть линзы. Делают вывод.
Обобщение урока.
2 мин.
Закрепление. 1мин. Какой общий результат нашей деятельности на уроке?
Какими способами мы получили результат? Выделение нужной информации для лучшего усвоения материала.
Проект №1 «Солнечные лучи». Для определения главного фокуса линзы можно воспользоваться солнечными лучами. Так как расстояние до Солнца 150 млн. км, то можем эти лучи считать параллельными. Лучи, падающие параллельно на линзу, преломляются и собираются в одной точке, которую мы называем главным фокусом линзы. Это есть геометрический смысл. Физический смысл в том, что в этой точке происходит концентрации энергии световых лучей, поэтому линзу собирающую называют «зажигательным стеклом»
Проект№2. «Окно». Чем дальше предмет, тем он ближе находится к главному фокусу линзы и тем меньше линейные размеры изображения.
Проект №3 «Лампочка». Если предмет помещён в двойном фокусе линзы, то его изображение будет равным и будет находиться в двойном фокусе линзы. Достаточно получить равное изображение, измерить расстояние от предмета до линзы и разделить на два.
………………………………………..
1.Как добыть огонь с помощью льда? 2.Почему в солнечный летний день нельзя поливать цветы в саду?
3. Как изменится фокусное расстояние линзы, если темпера-
температура ее повысится?

Принимают участие.
Каждый ученик подсчитает набранное за урок количество баллов (мы их в листе учёта и контроля знаний). Сравните количество баллов с эталоном на слайде и определите свою оценку за урок.
Рефлексия. 2 мин.
Организует саморефлексию учащихся.
Оцените приращение новых знаний.
На уроке я:
-узнал много нового;
-показал свои знания;
-с интересом общался с одноклассниками;
-мне понравилось коллективное решение познавательных  задач и вопросов.
Подведение итогов.
2 мин. Выставление оценок. Подсчитывают баллы и сдают листки учёта и контроля знаний.
Домашнее задание. 1 мин. 1.упр.34 (3,4);
2. стр. 184, п.5, 6. подготовить сообщения по темам: «Глаз и зрение», «Фотоаппарат». Записывают в дневник.