Конспект урока: Правовое государство и гражданское общество (11 класс)

Технологическая карта урока обществознания
Учитель: Федюкова Екатерина Андреевна
Класс: 11 класс
Тема урока: Правовое государство и гражданское общество
Программное содержание: Сущность правового государства. Гражданское общество и правовое государство. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Цель урока: формирование представления у учащихся о государстве как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: традиционный
Педагогическая технология: объяснительно-иллюстративная.
Основные понятия: правовое государство, гражданское общество, местное управление.
План изучения нового материала:
Сущность правового государства.
Гражданское общество и правовое государство.
Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Оборудование урока: м/м презентация «Правовое государство и гражданское общество»; раздаточный материал.
Мизансцена урока: традиционная.
Оформление доски: по центру – тема «Правовое государство и гражданское общество», основные понятия.
Личностные результаты
Сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, принимающего  традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.

Предметные результаты
Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Метапредметные результаты
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами -  умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Ключевые компетенции
Ценностно-смысловая: владение способами самоуправления в ситуациях выбора на основе собственных позиций; осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общественных потребностей и норм;
Учебно-познавательная: самостоятельная познавательная деятельность: организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; владение креативными навыками; добывание знаний непосредственно из окружающей действительности; владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях;
Социокультурная: владение знанием и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина; определение своего места и роли в государстве, владение этикой гражданских взаимоотношений;
Информационная: владение современными СМИ и информационными технологиями;
Личностное самосовершенствование: владение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, формирование культуры мышления.











































ХОД УРОКА.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ


·. Организационный момент.
Приветствие.
Отметка отсутствующих.
Проверка готовности к уроку (тетрадь, письменные принадлежности, учебник, дневник)
Подготовка к работе (запись числа в тетрадь, позитивный настрой на урок.)

Приветствуют стоя.
Дежурный.
Пройти по рядам

Число на доске.


·
·. Повторение изученного, проверка домашнего задания.
Работа по карточкам (см. приложение 1).

Контрольная беседа
- Почему государство является основным институтом
политической системы?
- В чем суть и значимость политики как государственного управления?
- Чем отличаются понятия «бюрократия» и «бюрократизм»?
- Что представляет собой современная государственная служба?
- Каковы задачи государственной службы?


2 ученика, письменно

Фронтально.



·
·
·. Организационный момент.
а) Вступительное слово:
- Сегодня тема нашего урока: «Правовое государство и гражданское общество».
Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплоты, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое общество, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.
-В чем смысл притчи?
Вывод:
Народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит правовое государство и самоорганизуется в гражданское общество.





(Вопрос записан на доске)
-Этот вопрос станет главным на нашем уроке, в ходе изучения темы мы постараемся найти на него ответ. Итак, тема урока:
Правовое государство и гражданское общество.

Изучение темы сопровождается м/м презентацией
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.1)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

(сл.2)
Фронтально





13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.3)
Запись в тетрадь темы и главного вопроса урока


·V. Изучение нового материала.
Сущность правового государства.
Мозговой штурм
Назовите ассоциации, которые возникают у вас при употреблении понятия «Правовое государство». Словарная работа
Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства в целях ограждения его от злоупотребления со стороны власть имущих.
Рассказ
Первым употребил выражение «правомерное государство» И. Кант. Термин же «правовое государство» утвердилось в XIX в.
Работа с рабочей схемой
Проанализировать схему. Схема на партах (Приложение 2)
Диспут
(отстаивание и аргументация своей позиции, оппонирование иному мнению)
-Можем ли мы утверждать, что живем в правовом государстве?
-Как вы думаете, какой из принципов главный?
В России с 1990-х гг., когда был возрожден суд присяжных, не умолкают жаркие дискуссии по вопросу о том, нужен ли он в нашей стране. У суда присяжных есть свои сторонники и свои противники.
А что вы думаете по этому вопросу? Дайте развернутый ответ.



Правовое государство и гражданское общество
Объяснение
Правовое государство тесно связано с гражданским обществом. Именно в нем граждане реализуют свои потребности и интересы. Разберем природу и сущность гражданского общества.
Словарная работа
Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих разнообразные частные интересы и потребности граждан в различных сферах жизни.
Рассказ
Рассматривая гражданское общество как систему, его отношения и институты можно представить в виде подсистем: социальной, экономико-хозяйственной, духовно-культурной и политической.
Работа с текстом учебника
Работая с текстом учебника на с. 188-189, заполните таблицу «Типы подсистем гражданского общества».




Рассказ
В России гражданское общество находится на стадии становления. Ускорению этого процесса призвано способствовать развитие органов местного самоуправления, которые действуют на двух уровнях.


Контрольная беседа
- Как вы думаете, от чего зависит эффективность местного самоуправления?
Вывод
Эффективная деятельность местного самоуправления является следствием интеллектуального и нравственно-правового развития каждого гражданина,
осознания им своей принадлежности к той или иной группе, общих с ней интересов. Отсюда и возникает социальная активность, стремление совместными усилиями делать жизнь комфортнее, ярче, богаче, а значит, и счастливее.

Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Объяснение
Мы выяснили, что развитое гражданское общество неудобно для государства. По своей сути гражданское общество – это контроль общества за деятельностью институтов публичной власти.

Работа с текстом учебника
Работая с текстом пункта 3 §18, определите, каким образом осуществляется общественный контроль со стороны гражданского общества за деятельностью публичной власти. Продумайте собственные пути контроля

Вывод
Правовое государство считается наиболее демократическим развитым государством – лучшего человечество пока не придумало.




Фронтально
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.4)




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.5) (сл.6)







Аргументы 1 гр. (Суд присяжных это единственный суд, где действует презумпция невиновности)
Аргументы 2 гр. (В правовом государстве все вопросы должны решаться по закону)



13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.7)
Запись в тетрадь


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.8) (сл.9)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.10) (сл.11)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.12)
Фронтально
Запись в тетрадь
















Фронтально
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.13)

V. Первичное повторение.
Повторительно-обобщающая беседа
- Что понимается под правовым государством?
- Каковы признаки правового государства?
- В чем сущность и значимость гражданского общества?
- Что представляет собой система местного самоуправления?
- В каких формах и как осуществляется контроль общества за деятельностью институтов публичной власти?
Таким образом, подводя итоги и вспомнив вопрос «Ограничивает ли право всевластие государства?» ответим: что права человека – средство контроля за властью, ограничитель всевластия государства, которое не должно преступать границ свободы, очерченных правами человека.


Фронтально







13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.14)

VI. Подведение итогов урока.
Общая характеристика познавательной деятельности учащихся, содержательная оценка и выставление отметок.

Д/З §18, вопросы после § устно, учить записи в тетради.































Приложение № 1.

1. Работа по карточкам.
Карточка № 1.
Дайте определения понятий:
а) бюрократия б) коррупция в) государственная служба

Карточка № 2.
Дайте понятие определению:
а) преступная деятельность в различных сферах общественной жизни, совершаемая чиновниками разных рангов в целях личного обогащения;
б) это организация профессиональных государственных чиновников, предназначенная для квалифицированного исполнения общественной политики;
в) профессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государственной власти.





































Приложение № 2.


































Приложение № 3.
М/м презентация «Правовое государство и гражданское общество»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.1) (сл.2)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.3) (сл.4)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

(сл.5) (сл.6)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

(сл.7) (сл.8)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.9) (сл.10)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.11) (сл.12)


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.13) (сл.14)


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(сл.15) (сл.16)

Главный вопрос урока
Ограничивает ли право всевластие государства?



Заголовок 115