Урок изобразительного искусства на тему «Памятники архитектуры. Храм в с. Нордовка» (3 класс)

Тема урока: Памятники архитектуры. Храм в с.Нордовка.
Задачи урока:
Обучить созданию проекта здания (храма);
Закрепить знания о храмах, находящихся поблизости;
Познакомить с понятием «малая родина»;
Развивать художественные умения и навыки, образное мышление на основе наблюдательности и фантазии;
Формировать художественную культуру, как часть культуры духовной;
Воспитывать любовь к Родине, гордость за нее.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентационный экран, презентация, гуашь, кисточки, вода, салфетки, цветная бумага, клей, ножницы,
шаблоны деталей; образец работы.

Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Слайд 1

Я удивляюсь небу,
Я удивляюсь снегу,
Я удивляюсь дождю,
Я удивляться люблю!

-Мы на уроке изобразительного искусства и художественного труда. Давайте вместе изображать, строить, украшать, творить, удивлять и удивляться!

II. Вводное слово.
1. - Вспомните, чему мы удивлялись на прошлом уроке.
- Какие памятники архитектуры вам запомнились?
2. Викторина «Узнай и назови памятник архитектуры» Слайд 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Городской дворец культуры.
г.Мелеуз




22-х главая церковь в Кижах .
Карелия




Мечеть «Ляля-Тюльпан». г.Уфа




Здание Башгосфилармонии. г.Уфа



Городской дворец культуры

в г.Мелеузе Храм в с.Нордовка
III. Создание проблемной ситуации. Формулировка темы и целей урока.
1.- На какие группы вы могли бы разделить эти памятники архитектуры? (старинные и современные, деревянные и кирпичные)
- Два из названных памятников чем-то особенно отличаются от других. Чем?
(Церковь, мечеть, т.к. особенный памятник)
2. - Мы будем создавать особое архитектурное сооружение – храм.

IV. Беседа по теме. Знакомство с храмами «малой родины».
1- Что такое храм?
- Храм, как правило, произведение искусства, самое красивое здание в городе, в поселке. Рассмотрите храмы, находящиеся поблизости с нашим селом, храмы нашей малой родины. Слайд 3





г.Ишимбай г. Салават



с.Нордовка




п. Зирган г. Мелеуз
- Каково предназначение храма?
Храм облагораживает жизнь людей, умиротворяет душу звоном колоколов, песнопением.
– Почему для встречи с богом люди идут в храм, церковь? Как вы думаете?
Идут в церковь люди с открытым сердцем и душой, чистые, свободные от всяких дурных помыслов на встречу с богом, для разговора с ним.
- Что вы узнали о нашем храме - Храме Святых бессеребренников и целителей Космы и Дамиана в с.Нордовка Слайды 4

V. Сообщения учащихся по теме.
Вероятнее всего 1898 год стоит считать годом постройки храма. В 1912 г. произведены росписи интерьеров и ремонт здания. Немало потрудились при этом (и сделали денежные пожертвования) церковные староста и попечитель – Зот Константинович Шитягин и Михаил Ефремьевич Коновалов.
Во время Отечественной войны в церкви хранили зерно; службы здесь возобновились в 1946 г. (Храм продолжал действовать вплоть до 1942г., что стало возможным благодаря активной защите храма жителями села Нордовка. С 1942г. по 1946г. храм был временно закрыт.)
Храм является действующим и по сегодняшний день. За годы своего существования храм сохранил первозданный вид. Он имеет деревянный резной иконостас (покрытый сусальным золотом) с первозданными иконами.
(Большое свечное бронзовое паникадило, свисающее на цепи с купола храма, сохранилось со дня постройки храма.
Космодамиановская церковь – образец деревянного храма рубежа XIX и XX столетий. Типичное для этого времени построение плана сочетается с несколько необычными формами завершения, не имеющими в Башкирии точных аналогов.)
Настоятель: иерей Гречушкин Николай Александрович.



VI. Физкультминутка.
Руки пяткам и к ушам,
На колени и к плечам,
В стороны, на пояс, вверх!
А теперь – веселый смех!

VII. Создание проекта. Выбор вида деятельности.
1.- Сейчас вам предстоит творить, изображать, украшать, удивлять и удивляться! Мы будем создавать..Храм (учащиеся по желанию могут выбрать изображение церкви или мечети).
Сегодня вы можете поработать архитекторами (делать аппликацию из цветной бумаги) или художниками-архитекторами (рисовать любым материалом- красками , карандашами). Можно выполнять проект индивидуально, а можно и в паре.
2. Составление плана работы.
Выбрать: изображать будете вид сбоку или фасад (по желанию);
Определить: изображение будет вертикальное или горизонтальное;
Из каких геометрических фигур будет состоять;
Разложить или нарисовать фигуры на бумаге;
Приклеить или нарисовать карандашом.
3. Тренировочное упражнение на презентационном экране «Строим церковь».
Слайд с фигурами
(собрать здание храма из геометрических фигур)
- Подскажите, можно по этому плану работать одинаково всем – тем, кто рисует и кто выполняет аппликацию?

VIII. Самостоятельная работа над проектом.
Пожелание. Пусть ваша работа получится интересной, аккуратной, запоминающейся, чтобы про нее можно было сказать, что она со временем станет памятником архитектуры!
Подсказка1! Кому трудно рисовать самостоятельно, можно воспользоваться шаблонами.
Подсказка2! Вспомните, как правильно работать простым карандашом, акварелью (гуашью); какие использовать кисточки для фона и прорисовки деталей; правила работы с клеем, ТБ при работе с ножницами.
Подсказка3! Не забывайте о рациональном использовании цветной бумаги.
Дозированная индивидуальная помощь учащимся.

IX. Итог урока.
Выставка работ учащихся.
Рефлексия.
- Смогли вы удивить себя? Других? Чем?
- Как вы считаете, станет ваша работа памятником архитектуры?
- Какие ощущения вы испытываете в конце урока?
Оценивание.