РЕФЛЕКТИВНЫЙ ОТЧЕТ по теме ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ»


РЕФЛЕКТИВНЫЙ ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОДУЛЯ «ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ» В СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ
Неотъемлемой частью преподавания и обучения является оценивание. И если оценивание достижений учеников для непосредственного выставления отметок на сегодняшний день разработано достаточно чётко, то оценивание для определения на каком этапе в процессе е обучения находится ученик, не рассматривается вообще. А именно этот вид оценивания – оценивание для обучения – является, на мой взгляд, главным в процессе обучения.
Оценивание для обучения (формативное оценивание) – это процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителями для определения этапа, на котором находятся учащиеся в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня.
Целью оценивания для обучения является определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей.
Оценивание для обучения является индикатором степени прогресса в достижениях учащихся, помогает установить степень понимания ими изучаемого материала, обеспечивает информацией, как улучшить их достижения, способствует корректированию методов обучения для достижения учащимися прогресса в овладении различными видами опыта.
Одним из важных моментов оценивания для обучения является то, что полученные в ходе оценивания данные использует сам ученик. Учителя не являются единственными оценивающими лицами. Ученики могут оценивать своих одноклассников и самих себя. (Руководство для учителя . стр. 164
В течение всей практики неотъемлемой частью работы было и оценивание. Я использовала и формативное, и суммативное оценивание.
В процессе выполнения заданий основными трудностями были:
- как научить детей приемам самоорганизации и самоконтроля за короткий срок;
- трудно регулировать себя и не вмешиваться в процесс обсуждения;
– разработка правил работы в группе, а также напоминание правил в случае необходимости;
- разработка пошаговой помощи в выполнении задания тем, кому сложно было планировать свою деятельность.
- научить правилам применения различных стратегий обучения.
Преодолеть все возникшие трудности за короткий срок не удалось, но многое в нашей работе расширила область применения взаимопроверки и самопроверки
разработав для объективности чёткие критерии оценивания каждого задания.
Фото 2.Взаимопроверка.
В конце урока обязательно проводила рефлексию индивидуальную и групповую Оценивание можно соотнести со всеми 6-ми модулями обучения
Новые подходы в обученииИзменение подхода к оцениванию, введение для всех заданий критериев оценивания, введение взаимо- и самопроверки – есть новый подход в обучении.
Обучение критическому мышлениюДанный модуль оценивался формативно.
Использование ИКТИКТ использовалось не только для демонстрации, но и как образец выполнения заданий, транслятор критериев оценивания
Обучение талантливых и одаренных детей. Для оценивания способных детей на уроке необходимо было введение самооценки и критериев дополнительных заданий, которые они получали.
Управление и лидерство в обученииРабота в группах, организация и контроль деятельности учащихся потребовали пересмотра роли учителя на уроке. Его основной функцией стала мотивация, организация и помощь ученикам
Учет возрастных особенностейПервоклассники ещё не способны долго работать самостоятельно и объективно оценивать себя и товарищей. Поэтому самостоятельная работа чередовалась с групповой и общей работой в классе. А оценивание детей своей работы было формативным.
Получив определённый опыт. Я сделала выводы. И изменила бы в работе следующее:
-более детально разработала критерии оценок для само - и взаимооценивания учащихся;
- ввела критерии само - и взаимооценки устных ответов;
- более широко использовала взаимооценивание;
- выделяла больше времени на самоанализ своей деятельности на уроке.
Есть необходимость включить результаты выполнения задания в портфолио, так как оно дает возможность увидеть, как учащиеся стали понимать и размышлять над своим процессом обучения.
На первом этапе курсов я узнала, чем отличается отметка от оценки, раньше я не придавала этому большого значения. Оказалось, что отметка – это результат процесса оценивания учебных достижений учащихся в баллах, есть суммативное оценивание, а оценка – процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям –это формативное оценивание.
Как показывают исследования, изложенные в «Руководстве для учителя» улучшения обучения через оценивание зависит от пяти ключевых факторов:
1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.
2. Активное участие учеников в собственном обучении.
3. Изменение преподавания с учетом результатов оценивания.
4. Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников.
Принципы оценивания достижений учащихся
Значимость. Сосредоточение на оценивании наиболее значимых результатов обучения и деятельности учащихся.
ƒ Адекватность. Отслеживание соответствия оценки знаний, умений, навыков, ценностей, компетентностей целям и результатам обучения.
ƒ Объективность и справедливость. Осуществление тщательной разработки конкретных критериев оценки. Критерии предупреждают опасность использования оценки и отметки как инструмента давления на учащегося.
ƒИнтегрированность. Осуществление оценивания как запланированной и тщательно продуманной составной части процесса обучения.
ƒОткрытость. Сообщение учащимся критериев и методов оценивания заранее, перед выполнением работы. Учащиеся могут участвовать в разработке критериев оценки.
ƒ Доступность. Стремление к простоте и ясности форм, методов, целей и самого процесса оценивания для всех участников образовательного процесса.
ƒ Систематичность. Последовательное и систематическое осуществление процедур оценивания.
ƒ Доброжелательность. Создание условий для партнерских отношений между учителем и учащимся, стимулирующих рост достижений. Направленность на развитие и поддержку учащихся.
Выбранная структура урока (организационный момент, стадия вызова, осмысления, размышления, закрепление и рефлексия) была рациональна для решения целей и задач урока.
При разработке данного урока учитывались возрастные особенности и реальные возможности учеников 2 « б» класса: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, невысокий уровень развития у большинства учащихся, трудности с запоминанием материала.
При отборе учебного материала учитывались возрастные особенности учащихся, соблюдались как общедидактические принципы (активности, наглядности, доступности и посильности, прочности и воспитывающего обучения), так и специфические принципы, используемые в методике начального обучения (принцип интеграции и дифференциации, принцип коммуникативной направленности).
На каждом этапе урока проходит формативное оценивание: похвала, аплодисменты, которые мотивировали учащихся на дальнейшую совместную работу.
На стадии рефлексии учащиеся в группе оценивали друг друга по оценочным листам. Учащиеся ставили оценки за все задания, которые они выполняли в классе, затем выводили общую оценку. Следует отметить, что многие учащиеся завышали оценки друг другу, редко кто из детей ставил плохую отметку. Но все же в группе, где работали, Настя, Даша, Митя и Вова я вижу, что ребята оценивали себя объективно. Алмагуль поставили «3» и прокомментировали оценку.
А для оценивания своей успешности , дети заполняли листы успеха, исходя из них дети выбирали домашнее задание.
На современном этапе развития школы, когда приоритетной целью обучения является развитие школьника, оценка представляет собой меру влияния, изменения, обучения и развития.
И только при условии, что все учителя будут придерживаться единых принципов при проведении оценивания, можно добиться положительного результата.
Сейчас я понимаю, что оценивание учащихся для обучения очень важно в учебном процессе и постараюсь в дальнейшей своей работе всегда включать в свое планирование.

Результат проведения урока:
1)Менее успешные дети научились определять состав почвы, называет свойства почвы.
2)Учащиеся со средним уровнем успеваемости могут аргументировать свой ответ, применить знания, полученные на уроке.
3)Более успешный ученик может делать выводы, сочинить Синквейн, загадку.